Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 72

Тема. Добавление и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

 

Цель: отработать и усовершенствовать навыки решения задач, предусматривающих выполнение действий сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Тип урока: применение навыков и умений.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

@ Если возможно, то следует организовать парную работу учащихся по проверке правильности выполнения домашнего задания. Учитель заранее (за откидной доской) записывает правильные ответы, ученики проверяют наличие правильных ответов друг у друга. Во время проверки учитель (или ученик-консультант) комментирует решение (если есть такая необходимость).

Записи за доской могут выглядеть так:

 

1)

1) х = - ; х =

  (ост.)

  (км)

2)

2) х = - ; х =

на две машины

 

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Выполните действия:

1) + ; 2) - ; 3) + ; 4) - .

2. Решите уравнение:
1)
; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .

3. Назовите все пары (правильных) дробей со знаменателем 9, сумма которых равна .

4. Выполните действия: 1) 37 + 25 - 17; 2) 37 + (25 - 17); 3) 37 - (25 - 17).

 

III. Совершенствование умений

Учитель напоминает ученикам, что так же, как действия сложение и вычитание натуральных чисел-используют в решении уравнений и текстовых задач, так сложение и вычитание дробей используют в решении уравнений и текстовых задач. После чего ученики разбирают решение примера (п. 24) из учебника и уравнения № 726 (1; 3).

@ Комментарий к приклада (п. 24). Можно работу организовать так, чтобы ученики попытались решить предложенную задачу сами и вполне вероятно, что кто-то из них предложит другой способ решения этой задачи.

1) 32 : 8 = 4 (мин.) - составляет всего времени;

2) 4 · 3 = 12 (мин.) - потрачено на решение задачи;

3) 4 · 2 = 8 (мин.) - потрачено на решения уравнения;

4) 12 + 8 = 20 (мин.) - потрачено на решение задачи и уравнения. Но учитель должен показать учащимся, что способ решения, представленный в учебнике, более рациональный.

 

№ 726. 1) Кроме правила нахождения неизвестного вычитателя, применяется на интуитивном уровне правило равенства двух дробей с одинаковыми знаменателями:

; ; ; х = 27.

Ответ. 27.

3) Повторить, как одно за одним применяем правила неизвестного уменьшаемого и неизвестного слагаемого:

; ; ; ; .

Ответ. .

После этого ученики решают№№ 718 (5, 6); 726 (2; 4); № 728; дополнительные задачи 1-2 (смотри ниже).

Задача 1. Степа Смєкалкін записал три числа , , и составил из них некоторое числовое выражение, значение . Который числовое выражение составил Степа?

Задача 2. Какое число пропущено (рис. 115)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока

Текстовые задачи

Вариант 1

1. Выполните действия: :
1) 0; 2)
; 3) ; 4) .

2. Решите уравнение , и найдите сумму их корней:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

3. Которое с представленных чисел удовлетворяет неравенство ?

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

 

Вариант 2

1. Выполните действия: :

1) ; 2) ; 3) 0; 4) .

2. Решите уравнение , и найдите разницу их корней: 1) ; 2) ; 3) ; 4) .

3. Какое из представленных чисел удовлетворяет неравенство ?

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

 

V. Домашнее задание

п. 24, №№ 727; 729; 731, повторить п. 17, примеры 2 и 3.