Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 71. Главный мозг. Строение головного мозга, функции

 

Образовательная цель: ознакомить учащихся с строением и выполняемыми функциями отделов головного мозга.

Основные понятия и термины: главный мозг, продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный отделы головного мозга, эпифиз, гипоталамус, таламус, мозжечок.

Оборудование: таблица «Головной мозг человека», разборная модель головного мозга.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

«Тихий опрос»

Задание на индивидуальных карточках. Дайте письменный ответ на вопрос:

1. Составьте схему «Строение нервной системы».

2. Опишите функции спинного мозга.

3. Строение спинномозговых нервов?

4. Какова микроструктура спинного мозга?

5. Опишите параметры спинного мозга.

II. Изучение нового материала.

1. История изучения головного мозга. (Рассказ учителя).

Люди издавна хотели знать, строение и функции головного мозга. Отец медицины Гиппократ исследовал связи между мышлением и мозгом.

Аристотель, великий мыслитель Древней Греции, считал, что мозг является большой железой, которая необходима для охлаждения крови.

В Дрездене есть модель женщины, через тело которой просвечиваются внутренние органы. С помощью этой модели можно увидеть деятельность почти всех систем - пищеварительной, кровеносной, дыхательной. Как вы думаете, можно посмотреть, как работает нервная система?

С середины XIX в. изучение мозга происходило экспериментальным путем, с использованием животных.

Значительный вклад в изучение главного и спинного мозга, функции нервной системы сделали ученые И. Павлов и И. Сеченов.

«Самое совершенное и самое сложное творение земной природы - это мозг», - говорил лауреат Нобелевской премии И. Павлов.

О важности и скорость прохождения биохимических процессов в головном мозге говорит такой факт, что каждой минуты через мозг протекает 3/4 л крови, а общая длина всех сосудов полушарий составляет 560 км.

Домашнее исследование учащихся.

2. Параметры мозга у человека и животных.

Очевидно, самый главный мозг есть в крупнейшей животного - кита. Масса его около 7 кг. У индийского слона - 5 кг, у дельфина афалины - 1 кг 735 г.

Мозг человека весит от 1020 г к 1970 г (в среднем). Однако у многих талантливых людей мозг имел массу не очень большую. У Анатоля Франса - 1017 г, Уитмена - 1282 г; Юлия Цезаря - 1100 г. У Байрона была вес мозга 2237 г, в И.С. Тургенева - 2012 г.

В то же время масса мозга у эпилептиков и дебилов больше, чем у обычного человека. Например, у одного дебила он имел вес 2850 г.

Результаты вскрытий свидетельствуют, что с 1850 г. до 2000 г. средняя масса мозга мужчин и женщин увеличилась на 52 г.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод: умственные способности человека не зависят от массы мозга.

Содержится головной мозг в мозговой части черепа.

3. Отделы головного мозга.

Интерактивное обучение «Ажурная пила»

Задача для «домашних» групп:

- Прочитайте текст учебника и дайте ответы на вопросы.

- Составьте схему, таблицу.

Вопрос для «домашних» групп:

I группа (красная).

Какие отделы есть в головном мозге? Как размещена белое и серое вещество головного мозга?

II группа (синяя).

Где находится продолговатый мозг? Которая его строение и функции?

III группа (зеленая).

Расскажите о средний мозг, его строение и функции.

IV группа (фиолетовая).

Строение и функции промежуточного мозга и моста?

V группа (желтая).

Строение и функции мозжечка?

Дети в течение 10 мин. находят ответы на эти вопросы.

На следующем этапе члены «домашних» групп образуют пять «экспертных групп». В их состав входят по одному представителю из каждой группы. Здесь происходит обмен информацией.

Далее дети снова возвращаются в свои «домашние» группы, где делятся информацией, которую получили в «экспертных» группах.

Сообщения учащихся из «домашних» групп.

Группа 1 (красная).

Головной мозг имеет отделы: мозжечок, ствол, большой мозг. Ствол - продолжение спинного мозга.

 

 

Микроструктура головного мозга: есть серое и белое вещество. Белая - образует проводящие пути для связывания отделов головного мозга между собой и спинным мозгом, а серое вещество в виде отдельных ядер (скоплений) содержится внутри белого вещества. Серое вещество также образует кору больших полушарий.

Группа 2 (синяя).

Продолговатый мозг и мост образует задний мозг. Он самый древний в эволюционном плане, имеет черты сегментации.

5-12 пар черепно-мозговых нервов, отходят от заднего мозга, выполняют проводниковую и рефлекторную функции.

Продолговатый мозг, что входит в заднего, есть «большой дорогой», главным коммутатором телефонных связей между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого - нервные пути перекрещиваются: левые идут до правого полушария, а правые - к левой. Серое вещество имеет вид ядер.

В XIX в. в продолговатом мозге было открыт так называемый узел жизни. Укол в область этого узла у кролика вызвал остановку дыхания и смерть.

У лягушки от подобного укола прекратились движения, но со временем она начинала дышать, отвечала на раздражение лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Если у кролика после укола в продолговатый мозг сделать искусственное дыхание - он оживет.

Было доказано, что в продолговатом мозге ни одного узла жизни нет. Укол вызывает глубокий шок, что приводит к расстройств многих функций организма... В том месте, где делали укол, отсутствуют нервные клетки, есть только нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич.

В продолговатом мозге есть много центров. Они управляют кровеносными сосудами, сердцебиением, дыханием, глотанием, слюноотделением, потоотделением, чиханием, кашлем, рвотой, икотой, рыданиям, сльозовиділенням. Здесь есть центры положений тела в пространстве.

Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Группа 3 (зеленая).

Наименьший по размерам отдел головного мозга - средний мозг. Он образован ножками мозга и крышей (чотиригорбиковим телом). Ножки - где проводящие пути, связывающие полушария большого мозга с нижними участками нервной системы. Чем лучше развиты полушария, тем разнообразнее эти связи, и поэтому такие мощные ножки мозга в человека.

Из собственных наблюдений всем известно, что, услышав сильный неожиданный звук, человек моментально вздрагивает, вскакивает. Вы внезапно ослеплены ярким светом. Еще не поняв, в чем дело, крепко закрыли глаза. Это примеры чотиригорбикових рефлексов настораживание, или «старт-рефлексов». их центры замыкаются в среднем мозга. Рефлексы настораживание дают возможность организму реагировать мгновенно. Если человек ожидает подобных раздражений, то рефлекс на какое-то время задерживается - это показатель влияния на него высших центров.

У низших позвоночных центры крыши имеют большее значение, чем у высших животных. Сравним движения двух лягушек. В одной изъяты все отделы головного мозга выше продолговатого, а в другой - выше среднего. Лягушка, у которой сохранен средний мозг, напоминает нормальную - она сидит, прыгает, переворачивается со спины. Ее можно легко заставить ползти в одном направлении. Движения такой лягушки однообразные, подчинены внешним воздействиям. Лягушка без среднего мозга малоактивна.

Со средним мозгом у животных и человека связанные рефлексы позы, прямолинейного движения, приземление, подъема и спуска, рефлексы вращения тела. Все они возникают при участии органов равновесия и обеспечивают сложную координацию движений в пространстве.

Группа 4 (фиолетовая).

 

 

Заполнение таблицы.

 

Промежуточный мозг - конечный ствол мозга

 

Участок промежуточного мозга

Функции и регулирования процессов

Зрительные бугры (таламус)

Проводниковая (исключение - импульсы от обонятельных рецепторов). Центр болевой чувствительности

Підзоровогорбова участок (гипоталамус)

Регуляция деятельности гипофиза. Поддерживает гомеостаз. Контролирует инстинктивные реакции организма. Сон. Бодрость. Эмоции.

Шишковидное тело (эпифиз)

Секреторная. Регуляция образования пигментов кожи.

 

Группа 5 (желтая)

До мозжечка не подходит ни один нерв, но от него уходит очень много нервов - до спинного, промежуточного мозга, больших полушарий. Строение мозжечка:

Серое вещество извне покрывает мозжечок, а под ней белое вещество. Кора и белое вещество - едины. При разрезе они напомнят ветви дерева, за что и получили название «дерево жизни».

 

 

 

У человека хорошо развиты полушария мозжечка, что и обеспечивает выполнение функций - согласование деятельности движения конечностей.

Мозжечок расположен на поверхности ствола мозга.

У голубей удаляли различные участки мозжечка. Они переворачивались через голову то назад, то вперед, то возвращались влево или вправо. После полного удаления мозжечка животные спотыкались, высоко поднимали лапы (петушиный шаг), передвигались прыжками, не могли остановиться, быстро уставали.

Человек, у которого нарушена деятельность мозжечка, движения руки будто розчленовувалися на отдельные звенья, у них нарушалась речь, дыхание.

Исследования академика Л.А. Орбели доказали влияние мозжечка на сосудистые рефлексы, состав крови, работу желудка, кишечника и других органов.

Мозжечок подчиняется большим півкулям, ибо в безмозочкових собак через некоторое время восстанавливалась ходьба.

III. Закрепление знаний учащихся.

1. Заполнение таблицы.

 

Функции отделов головного мозга

 

Размещение серого вещества

Функции

Продолговатый мозг

Ядра в толще белого вещества

Проводит возбуждение к коре. Регулирует пищеварение, глотание, дыхание, сердечную деятельность, осуществляет защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота)

Средний мозг

Ядра

Проводит возбуждение к коре и от нее. Поддерживает тонус мышц, участвует в сохранении равновесия тела и ориентирующих рефлексов

Мозжечок

Кора и подкорковые ядра

Координация и регуляция движений мышечного тонуса

Промежуточный мозг

Ядра

Проводит возбуждение от всех рецепторов в кору, осуществляет сложные рефлекторные действия. Регулирует работу внутренних органов и обмен веществ

 

2. Интересно знать.

Тренируйте свой мозг, увеличивайте его.

Простая пробежка несколько раз за неделю повышает количество протеина в мозге, а это - защита нервных клеток от повреждение тех клеток, которые связаны с вашими способностями к познанию.

Тренировка увеличивает поток крови к мозга, и рост нейронов происходит не только на тех участках, которые несут ответственность за двигательную функцию, но и на участках, которые контролируют логику, мышление, память, обучение.

Что же нам необходимо кушать, чтобы оживить свой мозг?

Миллионы троков поэтому природа рассчитала потребность нашего мозга в питательных веществах.

Так же, как электрический двигатель не может работать на бензине, так и мозг не может функционировать на топливе, которое не согласованное с природой.

Чтобы мозг работал на высшем уровне, нужно, чтобы в рационе питания были натуральные продукты.

В течение трех последних миллионов лет человеческий мозг рос и развивался. Его клетки разрастались на жирах, биологически совместимых, образовывались системы связи на ферментах из питательных веществ фруктов, орехов, овощей и других растений. Таким образом, защитные системы для нейронов с питательных белков, создание генов для управления жизнью организма построили идеальный мозг - идеальный союз генетики и рациона питания.

Сейчас между питанием и требованиями мозга - гигантская несовместимость. Гены изменились частично, а еда - полностью. Поэтому и не удивительно, что мозг человека «дает сбои»: депрессии, стрессы, психоз, высокий кровяное давление и т.д.

Мозг нуждается в простой еды, которая хранится в его эволюционной памяти.

Люди далекого прошлого употребляли в основном фрукты, ягоды, корнеплоды, бобовые, орехи, охотились на диких птиц и ловили рыбу.

Если взять за факт рацион питания человека каменного века, то это 65% - фрукты, овощи, орехи, бобовые, мед; 35% - мясо дичи, яйца, рыба, ракообразные.

3. Полезная информация.

Выступление ученого-диетолога

Рацион современного человека:

55% - «новая» еда: крупы, молоко, молочные изделия, сахар, сладости, жиры, алкоголь;

28% - жирное мясо, домашние птицы, яйца, рыба;

17% - фрукты, овощи, бобовые и орехи.

Просто ужас! Что же нам делать?!

Ученые-диетологи разработали 10 советов, как питаться, чтобы мозг получал только нужное:

1. Фрукты и овощи - основная часть рациона питания.

2. Употребляйте нежирное мясо или мясо птиц без кожуры.

3. Ешьте фасоль, горох, бобы, арахис, только несоленые.

4. Ешьте орехи.

5. Ешьте жирную рыбу, ракообразных.

6. Ограничьте употребление любых жиров, кроме рыбьего.

7. Ограничьте пищу, которую несколько раз обжаривали, разогревали, перекип'ятили т.д.

8. Ограничьте употребление сахара и соли.

9. Употребляйте витамины.

10. Употребляйте капсулы с рыбьим жиром, особенно когда рыба на вашем столе - редкость.

Сейчас конкретнее поведем речь о действие на мозг веществ, которые преобладают на нашем столе.

«Жир, который задерживает развитие мозга» - под таким лозунгом оказывается большинство жиров, а следовательно, разделим их на «хорошие» и «плохие» жиры.

Жиры, которые укрепляют мозг:

• Жир из морских продуктов или морской добавки.

• Ланолінова кислота, которую ваш организм превратит в жир. Получите вы ее из зелени, овощей, ореховой и льняного масла.

• Мононасичений жир - оливковое масло - не закупоривает сосудов, улучшает память, имеет некоторые антиокислители.

Жиры, которые портят мозг:

• Животные жиры - мясо, молоко, масло, сыр.

• Гидрогенизированные жиры - маргарин, майонез, обработанная пища.

• Переработанные жиры - жареная пища, а также кукурузное и подсолнечное масло.

• Главный враг - насыщенный жир. Он портит память и способность к обучению.

Употребление жиров вызывает целый ряд заболеваний: диабет, ожирение, преждевременная старость и т.д.

Следовательно, целесообразно дать семь советов, чтобы сохранить мозг:

1. Не употребляйте много подсолнечного и кукурузного масла.

2. Не употребляйте маргарин, изготовлен на подсолнечном масле.

3. Употребляйте майонез, в состав которого не входит подсолнечное масло.

4. Не употребляйте жареную картошку и поп-корн.

5. Употребляйте рапсовое и оливковое масло.

6. Употребляйте льняное масло - она снимает депрессию.

7. Ешьте жирную рыбу.

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.