Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Александр Потебня

(1835-1891)

"Слово есть средство образования понятия"



Выдающийся украинский философ и языковед Александр Потебня родился в селе Гаврилівні, Роменского района Полтавской губернии в богатой семье, где царили демократические убеждения и правила. Родители дали сыну хорошее начальное образование. Юноша поступил в Харьковский университет, защитил сначала магистерскую, а затем и докторскую диссертации. О. Потебня избирается на должность профессора по кафедре истории русского языка и литературы Харьковского университета, а через два года - членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Научные достижения принесли ему мировую славу. О. Потебня вошел в историю науки и философии как выдающийся языковед, как не превзойден специалист в области истории синтаксиса, семантики, этимологии, фонетики, диалектологии. Перу О. Потебне принадлежат известные произведения, в которых освещаются вопросы теории словесности, взаимосвязи языка и нации, языка и мифа, искусствоведения, народного поэтического творчества, этнографии. Известен он как философ, который впервые в европейском пространстве создал оригинальную «философию языкознания», показал ее значение в философской и общей культуре человечества.

В своих философских размышлениях О. Потебня обнаружил колебания между различными философскими системами - материалистическими и идеалистическими, к которым он относился с одинаковой симпатией. Последнее дает основания для характеристики непоследовательности, противоречивости ученого. Однако, на это можно посмотреть и с другой стороны: О. Потебня находился в вечном поиске, в своєріднім гераклітівськім «потоке» мысли и слова, где факторы и приоритеты перманентно меняют свое значение, взаимообуславливают и влияют друг на друга в зависимости от исторического пространства и времени, обстоятельств и условий, которые складируются. На основе достижений современной ему науки он становится на путь признания первичности материи и вторичности сознания, утверждая, что качество предметов, их свойства не могут существовать в отдельной идеальной сущности от самих предметов.

Ученый был сторонником диалектического способа мышления. Он отстаивал идею бесконечности природы не только вширь - с точки зрения безграничности пространства, но и вглубь - с точки зрения неисчерпаемости ее явлений. Развитие ученый рассматривает как борьбу противоположностей, процесс замены старого новым, как движение от простого к сложному, от низшего к высшему. О. Потебня подчеркивал существовании тесной связи между пространством и временем, отстаивал идею исторической эволюции мышления, достаточно реалистично решал вопрос об объективном источнике человеческого познания. Признавая детерминизм (все общий универсальную связь предметов и явлений мира), Потебня указывает на объективность причинно-следственных связей и отношений, на то, что материя содержит причину в самой себе, где идеальное мышление является свойством материи.

Противоречиво воспринимал А. Потебня и идею Бога. Он не признавал мистики, религиозного фанатизма. В образе Бога, считал ученый, люди превозносят свои собственные пороки и страсти. «Жестокое божество», которое требовало жертвенности, писал А. Потебня, является не чем иным, как собственно человеческим «жестоким сердцем». Природа развивается объективно, представление же о ней во многом зависят от мифологического сознания, унаследованного человеком от прошлых эпох.

Основой познания является чувственный опыт, источником которого выступает объективная реальность. По мнению Потебни, чувственное восприятие хотя и является основой познания, оно еще не дает нам знания субвенции, качества и действия, общего и необходимого, того, что составляет фундамент науки. Это становится возможным благодаря наличию в человеческом мышлении рациональных форм познания. Здесь Потебня следует за Кантом, однако в отличие от него заявляет, что определяющую роль в мышлении играет слово, речь. Только благодаря языку человек смог подняться до вершины научной деятельности и творчества. Только язык является средством образования понятий, без которых невозможна никакая наука. Ученый преувеличивал роль субъекта в процессе познания: «все достояние мысли, - писак он, - субъективное, то есть хоть и обусловленное внешним миром, но есть плод личного творчества» (Потебня А. А. Мысль и язык. - Харьков. 1913. - С. 154). Признавая, вслед за Кантом и Гегелем, идею творческой активности субъекта познания, Потебня не воспринимает также метафизического и вульгарного материализма, которые рассматривали познавательный образ лишь как механическую копию, фотографию действительности.

Неоценимое значение для науки и культуры имело учение О. Потебни о происхождении языка, взаимосвязь языка и мышления. При рассмотрении этих вопросов его не удовлетворяли как построения немецкой классической философии, так и гносеология метафизического материализма. Уже в ранних работах он подвергает критике субъективный и объективный идеализм за то, что первый принимает предметы и явления природы за воплощение их идей, а второй отрицает объективное существование мира.

Подчеркивая активность субъекта познания, О. Потебня подчеркивал, что между «мнением» и ее предметом не может быть полного тождества. Познавая явления и предметы объективного мира, человек, размышлял он, отражает их «через собственную субъективность» и тем самым создает мыслимый продукт, отличный от объекта. Определяющую роль в мышлении, по мнению ученого, играет слово, речь. Только благодаря языку человек смог подняться до вершины научной деятельности и творчества. Только речь с средством образования понятий, без которых невозможна никакая наука.

Поставив вопрос о соотношении языка и мышления. О. Потебня предсказал именно те коллизии, которые будут волновать будущих представителей гуманитарных наук, а его идеи, развитые другими исследователями, приведут к перевороту во многих отраслях знания. Среди них разграничение языка и мышления, синхронии и диахронии. Убеждение Потебни в том, что мир можно воспринимать через язык, что именно она формирует мнение, позволили ему увидеть в мифе, фольклоре, литературе (этих постоянных объектах романтических обращений) производные по отношению к языку модели системы.

Язык О. Потебня рассматривает в органическом контексте социального бытия человека, его культуры. Речь, подчеркивал он, неразрывно связана с культурой народа. Созвучно с В. Гумбольдтом, А. Потебня видит в языке механизм, порождает мысль. В языке словно заложены творческие потенции, мысль проявляется через язык, где каждый акт речи является творческим процессом, в котором повторяется не готовая истина, а происходит постоянный процесс порождения новой. Творцом языка является народ. Язык порождается «народным духом», который обусловливает национальную специфику языка.

О. Потебня один из первых применил антиномии для описания явлений языка, ранних стадий картин мира и, следовательно, был непосредственным предшественником структурных методов для описания языка и семиотического подхода к надмовних феноменов.

Социальные взгляды О. Потебни характеризуются следующими основными положениями, как признание решающей роли труда и орудий производства в становлении общества, историчности этого процесса, его эволюционного развития, значение слова и языка. Философ подчеркивал значение экономических основ жизни человека и общества, объективное деление общества на противоположные классы, борьба которых определяет каждый данный момент истории. Он обращает внимание на наличие классовых антагонизмов, подчеркивает глубокое противоречие между городом и деревней, умственным и физическим трудом, бедностью и богатством.

О. Потебня подчеркивал, что же за счет языка и орудий труда человек выделился из животного мира, основу общественного прогресса видел в накоплении и передаче знаний от поколения к поколению, где интенсификация общественного прогресса зависит от того, кто осуществляет передачу знаний, в каких слоях общества проходит их накопления. В концентрированном виде знания предстают как идеал, проекция будущего. Вера в него является такой же необходимой потребностью человека, как и потребность в пище, воде, воздухе. Без такой веры, считал философ, человек по-человечески существовать не может.

Подчеркивая решающее значение народных масс в общественном развитии, О. Потебня обращал внимание также на роль и значение личности в исторических процессах. Он указывал на то, что без участия лица история перестала бы иметь человеческий характер и превратилась бы в теологию. С уважением относясь к всех народов и народностей, он был глубоко убежден в том, что развитие цивилизации происходит в интересах всего человечества. С этой точки зрения выступал против попыток использования достижений цивилизации для угнетения других народов, утверждая, что подобные действия наносят вред всему человечеству. Основными принципами во взаимоотношениях между народами Потебня считал равноправие и взаимоуважение. Постоянно обращаясь к истории украинского языка, народного творчества, он теоретически обосновывал право каждого народа развивать свои способности с помощью родного языка.

Убеждение Потебни в том, что мир можно воспринимать через язык, что именно она формирует мнение, позволили ему увидеть в мифе, фольклоре, литературе (этих постоянных объектах романтических обращений) производные по отношению к языку модели системы, к чему через длительное время придет потом Тартусько-московская школа семиотики.

Для Потебни язык не является изолированным феноменом. Она неразрывно связана с культурой народа. Так же, как и немецкий философ В. Гумбольдт, он видит в языке механизм, порождает мысль. В языке словно заложены творческие потенции мысли. Мысль проявляется через язык, где каждый акт речи является творческим процессом, в котором повторяется не готовая истина, а происходит постоянный процесс порождения новой.

О. Потебня был уверен в том, что основным творцом языка является народ. Язык, писал он, порождается «народным духом», который обусловливает национальную специфику языка. С другой стороны, философ подчеркивал роль языка в формировании «народности» - национальной специфики народа. О. Потебня один из первых применил антиномии для описания явлений национального языка, ранних стадий естественных картин мира и, следовательно, был непосредственным предшественником семиотического подхода к надмовних феноменов.

Через все научные исследования философа последовательно проводится идея историзма, единства теории и практики, объективного и субъективного. Известный О. Потебня и своей критикой формализма. Он показал переходы формы в содержание и наоборот, содержания в форму. Утверждая, что «форма не есть нечто вполне отделима от содержания, а относится к нему органически, как форма кристалла, растения, животного процессов, что ее создали» (Потебня А А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905. - С. 108), ученый делает вывод о том, что «грамматическая форма есть элемент значения слова и однородна с его вещественным значением». «Нет формы, присутствие и функции которой познавали бы иначе, чем за связью с другими словами и формами в речи и языке» (Там же. - С. ЗО, 32).

Как социальный философ, О. Потебня определял решающую роль труда и орудий производства в становлении общества, подчеркивал, что именно за счет языка и орудий труда человек выделился из животного мира. Основу общественного прогресса ученый видел в накоплении и передаче знаний от поколения к поколению, где интенсификация общественного прогресса зависит от того, кто осуществляет передачу знаний, в каких слоях общества проходит их накопления. По его мнению, вера в лучшее будущее человечества является непреодолимой потребностью человека. Без веры в будущее человек по-человечески существовать не может.

О. Потебня постоянно подчеркивал решающее значение народных масс в общественном развитии. При этом, ученый обращал внимание также на роль и значение личности в исторических процессах. Он указывал на то, что без участия лица история перестала бы иметь человеческий характер и превратилась бы в теологию. О. Потебня подчеркивал обусловленность общественно-историческими обстоятельствами разделение людей на социальные классы, их борьбу между собой. Ученый видит глубокие противоречия между городом и деревней, умственным и физическим трудом, между бедностью и богатством. Решающим фактором истории является труд, поэтому магистральный путь развития общества - эволюция, подчеркивал философ. Он не признавал «качественных скачков» и революций, призвал людей к постепенности, умеренности и взвешенности.

С уважением относясь к всех народов и народностей, он был глубоко убежден в том, что развитие цивилизации происходит в интересах всего человечества. С этой точки зрения выступал против попыток использования достижений цивилизации для угнетения других народов, утверждая, что подобные действия наносят вред всему человечеству. Основными принципами во взаимоотношениях между народами Потебня считал равноправие и взаимоуважение. Постоянно обращаясь к истории украинского языка, народного творчества, теоретически обосновывал право каждого народа развивать свои способности с помощью родного языка.

О. Потебня шел в ногу со временем и, вместе с тем, частично опережая его. В условиях усиления национально-освободительной борьбы украинского народа за свою независимость во второй половине XIX - начале XX в., идеи романтизма, поднятые А. Потебне, были созвучны с мыслями таких выдающихся культурных и политических деятелей Украины, как М. Василенко,

В. Винниченко, В. Липинский, И. Огиенко. Романтизм послуговував им не только в плане теоретических обобщений, но и как мировоззренческие основы. Производимые под его влиянием теоретические построения переходили в практическую плоскость развития украинской национальной государственности.