Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГРУПП

Понятие социальных групп, их классификация

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - это некоторая совокупность людей, объединенных условными или реальными признаками в одно целое.

По характеру взаимосвязей группы можно разделить на условные и реальные. Условные группы объединяются по определенному признаку (пол, возраст, уровень образования, вид деятельности и др.), в них входят люди, которые реально между собой не взаимодействуют. Реальная группа - это ограниченная объемом сообщество людей, между которыми существуют реальные отношения взаимодействия и общения.

Все группы общества с практической точки зрения целесообразно разделить на гіпергрупи, супергруппы, декагрупи, большие, средние, метагрупи, малые и микрогруппы (в отечественной психологии все социальные группы делятся на большие и малые).

Гіпергрупи - это население всей планеты, Европы, Азии, Южной Америки и т.д как социальные группы.

Супергруппы - население крупных по численности государств - Китая, Индии, США, России и др., а также крупных международных организаций, блоков (например, НАТО) и т.д.

Декагрупи - это социальные группы, которые отражают цели общества (например, Украины, Польши, Франции и т.д.) или сообществ отдельных республик в составе государства (Россия) или штатов (США).

Большие группы - это такие общности людей, которые выделяют по определенным социальным признакам (класс, нация, сословие, пенсионеры и т.д), или реальные, немалые по объему и сложно-организованные сообщества людей, объединенные общей деятельностью (большая конфессия в конкретном обществе, политическая партия и др.). Большие группы - это классы, социальные слои, этнические, профессиональные, возрастные группы (нации, молодежь, рабочие и др.), а также партии, общественные движения, сообщества крупных организаций. Большие социальные группы имеют свою неповторимую социальную психику, которая регулирует их жизнедеятельность. К ней относятся обычаи, обряды, традиции, специфические формы и язык общения, контакты, потребности, интересы, ценности и др.

Метагрупи - это предприятия, небольшие общественные организации, военные части и т.д.

Средние группы - это сравнительно крупные общественные организации и учебные заведения, территориальные общности (жители одного города, района, села, поселка). Средние группы, в свою очередь, разделяют на те, что возникли случайно, стихийно и существуют незначительный промежуток времени (толпа, аудитория).

Существуют также различные малые группы, т.е. небольшие сообщества людей, между членами которых являются непосредственные контакты, а также иерархическая структура отношений (лидерства, авторитетности, симпатии, антипатии) и подчинения. Итак, под малыми группами понимают сравнительно устойчивы, немногочисленные по составу, связанные общей целью объединения людей, в которых осуществляется непосредственный контакт между их членами. Примеры таких групп - школьный класс, студенческая учебная группа, военные подразделения (взвод, рота)и др.

Каждая малая группа имеет определенную структуру, которая складывается под воздействием внешней среды, внутренних групповых межличностных отношений. Психологи различают также формальные и неформальные малые группы. Первые имеют заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленных официальных целей, задач, инструкций, уставов. Неформальная формируется на основе личных симпатий и антипатий. Характерно, что в формальной группе также имеют место неформальные отношения между ее членами, поэтому успех ее деятельности в значительной степени зависит от того, насколько совпадают ее формальная и неформальная структуры.

МИКРОГРУППЫ - это группы объемом 2-4 человека (некоторые семьи, экипаж космического корабля, друзья, преступная группа, группа по интересам и т.д.).

Поскольку в отечественной психологии все группы делятся на большие и малые (к этой категории относятся также микрогруппы), рассмотрим социально-психологические особенности этих групп.

Один человек входит одновременно в несколько групп. Ту группу, которой она предпочитает, в которой коммуникативные контакты окрашены в основном положительными эмоциями и существуют на формальной или неформальной основе, называют первичной социальной группой. Все остальные являются вторичными. Эмпирический опыт показывает, что состав такого объединения не превышает 2 - 7 человек.

По общественному статусу группы делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы. Формальные группы создают на основании приказа, распоряжения, штатное расписание и др. Например, личный состав воинского подразделения формируют приказом командира воинской части. Итак, формальные группы имеют внешне заданные социально значимые цели деятельности. Для них характерны юридически зафиксированный статус, нормативно определены структура (руководства и подчиненных), права и обязанности ее членов.

Неформальная группа образуется на основе эмоциональной привлекательности (симпатии, дружбы), совместных интересов и увлечений. Она не имеет юридического статуса, взаимоотношения в ней законодательно не урегулирован. Неформальные группы могут формироваться и в рамках формальных групп, и вне их.

По значимости для личности можно выделить референтные группы и группы принадлежности. Референтная группа - это общность, к которой относит себя личность, и на нормы и ценности которой ориентируется в своем поведении. Эта группа выполняет две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в том, что такая группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций человека. Сравнительная функция - в том, что референтная группа становится эталоном, относительно которого индивид оценивает себя и других.

Группа принадлежности - это такая группа, к которой человек реально принадлежит.

По характеру деятельности выделяют группы по индивидуально-групповой и взаимосвязанной групповой деятельностью.

По уровню развития различают диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы.

За отношением к общих социальных требований, норм и целей различают просоціально и асоциально ориентированные группы.