Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

4. Югославия - драматизм и трагизм событий

Балканы всегда были особым регионом Европы. Балканы - место, где возникали и уходили в небытие империи, крайне сложной является этническая палитра и конфессионально-общинный разделение.

Как известно, в XX ст. Югославии на карте мира не было. В 1918 г. на обломках Австро-Венгерской империи образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое с 1929 г. стало называться Югославией.

В начале Второй мировой войны Югославию оккупировала фашистская Германия, расчленив ее на несколько марионеточных правительств и государств. После изгнания фашистов Учредительная скупщина в ноябре 1945 г. отменила монархию и провозгласила создание Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ). С принятием в 1963 г. новой Конституции страна сменила название на Социалистическую Федеративную Республику Югославия (СФРЮ). В ее составе было шесть республик: Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония, Черногория.

После Первой и Второй мировых войн именно Югославия как государство должно выполнять и успешно выполняла роль стабилизатора этноконфессиональной политической ситуации на Балканах. Эту роль Югославии было зафиксировано решениями Ялтинской и Потсдамской конференций.

В послевоенный период Балканы оставались в поле зрения победителей. И поединок за влияние на Югославию выиграл Запад. Именно Великобритания, Франция, а позже Соединенные Штаты Америки, помогая И стремлению. Б. Тито (в виде концептуального оформления и щедрого финансирования) реализовать «рыночный социализм», отдаляли тем самым Югославию от Советского Союза и создавали из нее «витрину» рыночного пути для других социалистических стран. От середины 70-х годов в политике Югославии все большую роль начинает играть Германия, и не в последнюю очередь из-за того, что Иосиф Броз Тито относился к наращиванию прямых экономических связей югославских республик (и прежде всего союзника Третьего рейха во Второй мировой войне - Хорватии) именно с ФРГ.

На то время Югославия была классическим примером многонациональной страны, которая не присоединилась ни к одному из военно-политических блоков и выгодно выделялась среди социалистических стран: свободное общение с Западом, отсутствие удельного веса иностранного капитала в инвестициях, стабильное состояние рыночной экономики, современная инфраструктура, развитая индустрия иностранного туризма. Югославские специалисты работали за рубежом, что также стабилизировало экономическое положение страны.

На рубеже 90-х годов Югославия была в целом более либеральным, рыночным и более компактным образованием, чем Советский Союз. Начиная с 1980 p., после смерти Иосифа Броз Тито - государственного деятеля, который имел огромные полномочия внутри страны и колоссальный авторитет за ее пределами, ситуация в Югославии постепенно выходит из-под контроля центрального руководства.

В 90-х годах все восточноевропейские страны проводят реформы с тем или результатом. В другой ситуации была Югославия. Как и СССР, югославскую Федерацию раздирают внутренние противоречия. В стране усилились антисербские настроения, вызванные некорректным отношением крупнейшей по количеству населения Сербии до других регионов страны.

Первым актом распада Югославии стало в конце 80-х годов обострение отношений в Косово. Именно события в Косово дали возможность Слободану Милошевичу, к тому непоколебимом коммунисту, продовжувачеві лучших традиций Югославии И. Броз Тито, начать свою политическую кампанию, которая основывалась на сербском этническом национализме, выступить защитником национальной сербской идеи, объединителем всех сербов.

В 1990 г., впервые за послевоенный период, в республиках СФРЮ состоялись свободные парламентские выборы на многопартийной основе. Коммунисты победили в Сербии и Черногории. В Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии избиратели отдали предпочтение силам, которые были в оппозиции к власти.

В Республике Словения (столица - м. Любляна; территория - 20,2 тыс. кв. км; население - 1,9 млн. чел.) избранный на многопартийной основе парламент 2 июля 1990 г. принял Декларацию о суверенитете республики, а 25 июня 1991 г. Словения провозгласила независимость. Правительство СФРЮ признал это незаконным и отдал Югославской народной армии приказ взять под охрану внешние границы Словении. Вследствие этого с 27 июня до 2 июля здесь шли бои между ЮНА и местными подразделениями обороны Словении. Вмешательство посредников дало возможность сторонам достичь перемирия, и с 18 июля 1991 г. подразделения ЮНА покинули территорию Словении. Ныне Словения воспринимается в Европе как образец для стран переходного периода. Экономические и политические реформы происходят здесь быстрее, чем в других, и с меньшими затратами.

В мае 2004 г. Словения становится полноправным членом Европейского Союза.

Словения по форме государственного правления - президентско-парламентская республика. От 22 апреля 1993 г. Президентом Словении является Милан Кучан. 23 ноября 1997 г. переизбран на этом посту. Законодательную власть представляет Скупщина (двухпалатный парламент), который делится на Государственные Сборы (количество депутатов - 90, избираются сроком на четыре года) и Государственный Совет (количество депутатов - 40, избираются сроком на пять лет). Последние выборы в парламент состоялись 15 октября 2000 г.

Республика Хорватия (столица - м. Загреб; территория - 56,5 тыс. кв. км; население - 4,3 млн. чел.). На выборах в парламент в 1990 г. победило Хорватское демократическое сообщество. В августе - сентябре 1990 г. здесь начались вооруженные столкновения местных сербов из хорватской полицией и гвардией в Кнінській Стране. В декабре того же года Сабор Хорватии принял новую Конституцию, провозгласив республику «унитарной и неделимой». На новую Конституцию местные сербы (сербская община в Хорватии насчитывает около 600 тыс. человек) ответили созданием в феврале 1991 г. Сербской автономной области.

25 июня 1991 г. Хорватия провозгласила свою независимость. Правительство СФРЮ это решение признал незаконным, заявил свои претензии на часть Хорватии, а именно - на Кнінську Страну, населенную преимущественно сербами. Между сербами и хорватами произошли жестокие вооруженные столкновения с участием подразделений ЮНА, которые привели к многочисленным человеческим жертвам. По крайней мере 700 тыс. беженцев перешли в соседние страны. В начале 1992 г. сюда было введено 14-тысячный контингент сил ООН, хотя прекратить вооруженные столкновения долго не удавалось.

Хорватия выходила из «общего дома» за длительную и жестокую войну, которая затормозила развитие страны, и ее движение в европейские и евроатлантические структуры.

По форме государственного правления Хорватия - парламентско-президентская республика. 7 февраля 2000 г. Президентом Хорватии сроком на 5 лет избран Стипе Месича. Законодательную власть в стране представляет Государственный Парламент - двухпалатный парламент (Палата представителей - 100-160 депутатов; Палата жупаній (областей) - 68 депутатов). Срок депутатского мандата - четыре года.

Республика Македония (столица - м. Скопье; территория - 25,3 тыс. кв. км; население - 2 млн. чел.). На выборах в местный парламент 1990 г. победила Демократическая партия македонского национального единства. Год спустя, 21 ноября 1991 p., Республика Македония провозгласила свою независимость, приняла новую Конституцию, согласно которой является суверенным, самостоятельным, демократическим и социальным государством. Рождение нового государства был омрачен ухудшением отношений с соседними странами - Болгарией (которая не признает македонцев самостоятельной нацией, считая их болгарами) и особенно Грецией (которая считает, что Македония не имеет права так называться, поскольку древняя Македония была частью греческих владений, а северная часть Греции по сей день имеет название Македония).

В марте 1992 г. Белград без конфронтации с местной властью вывел войска из республики. Однако в 2001 г. в Македонии обострились отношения коренного населения с местными албанцами, что привело к вооруженному конфликту, который пришлось регулировать с помощью войск НАТО.

Македония, согласно Конституции страны, парламентская республика. Собрание - однопалатный парламент, в составе которого 120 представителей, избираемых сроком на 4 года.

14 ноября 1999 г. на пять лет Президентом Македонии избран Борис Трайковського. Б. Трайковский трагически погиб весной 2004 года.

На нынешнем этапе Македония переживает те же трудности, что и другие постсоциалистические страны. Но ее положение усугубляется экономической отсталостью и внутриполитической напряженностью вследствие постоянных межэтнических распрей.

Республика Босния и Герцеговина (столица - м. Сараево; территория - 51,2 тыс. кв. км; население - 3,9 млн. чел.). Победу на выборах в местный парламент 1990 г. получила мусульманская Партия демократических действий. В парламент прошли также Сербская демократическая партия и Хорватское демократическое содружество. В октябре 1991 г. мусульманские и хорватские депутаты Скупщины приняли Меморандум о суверенитете республики. Депутаты - сербы бойкотировали работу парламента, отказались от участия в референдуме, на котором большинство населения высказалось за создание суверенного государства. В ответ местные сербы создали свою Скупщину, а когда независимость Боснии и Герцеговины признали страны ЕС, США и Россия, Сербская община объявила о создании Сербской Республики Боснии.

Противостояние переросло в вооруженный конфликт. В ноябре 1992 г. в Лондоне состоялась Международная конференция по поиску путей урегулирования боснийского конфликта. Конференция, преодолевая трудности, завершилась успешно. Лидер боснийских сербов Радован Караджич пообещал вывести войска с оккупированных территорий, передать под контроль ООН тяжелое оружие своих отрядов, закрыть лагеря, в которых содержались мусульмане и хорваты. Белград объявил о готовности допустить международных наблюдателей в подразделения ЮНАЯ, расположенные в Боснии, признал независимость Боснии и Герцеговины. Стороны свои обязательства выполнили, хотя миротворческим силам еще не раз приходилось призывать прекратить столкновения и установить перемирие.

Босния и Герцеговина - конфедеративное государство. Форма государственного правления - президентско-парламентская республика. Во главе государства - Председатель коллективной президенції, состоящая из представителей трех этнических общин. Ротация Головы происходит каждые 8 месяцев. Национальная ассамблея (парламент) состоит из Палаты представителей (по 14 депутатов от каждой этнической общины) и Палаты народов (по 5 депутатов от каждой этнической общины).

27 апреля 1992 г. было образовано новую (третью) Союзную Республику Югославию, в которую вошли две бывшие республики СФР10: Сербия и Черногория и два автономных края - Воеводина, Косово и Метохия. С начала 2003 г. - это союзное образование в составе Сербии, Черногории и двух автономных краев (столица - м. Белград; территория - 102,2 тыс. кв. км; население - 10,7 млн. чел.).

Одной из причин распада Югославии стала вспышка национализма. Политические элиты двух республик Югославии - Сербии и Хорватии, а вслед за ними властные структуры Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии начали проводить сепаратистскую политику, суть которой - в решительном увеличении доли регионов в бюджете за счет уменьшения відрахунків до центра.

Провозглашение Хорватией и Словенией независимости (июнь 1991 г.) стало кульминацией «югославского кризиса». В результате отделения Хорватии и Словении в Сербию легла тройная нагрузка, она практически одна должна наполнять федеральный бюджет. В единой Югославии Хорватия вместе со Словенией были главным источником валютных поступлений. Все федеральные фонды в значительной степени формировались за счет трех ведущих в отрасли экономики республик. При этих обстоятельствах противоречия между субъектами югославской федерации приобрели антагонистического характера. Сложилась ситуация, при которой каждая из сторон оказалась фатально не готовой к компромиссам, провозгласив свою позицию единственно правильной и единственно возможной и привлекая к числу аргументов, которые использовались в бесконечных взаимных спорах, воспоминания о несправедливости прошлого. Введение на территорию Словении и Хорватии регулярных частей Югославской народной армии для восстановления государственной границы страны привело к перерастанию кризиса в настоящую войну.

Конфликт в Югославии оказался результатом целенаправленных усилий трех политических штабов. Первый из них расположен в Белграде, второй - в Загребе. Оба добивались воссоединения территорий, которые ими контролируются, с Белградом и Загребом. Третий - мусульманский - находится в Сараево. Здесь переплелись в одном узле интересы сербов, хорватов, боснийских мусульман. Участие иностранных государств в урегулировании конфликта придала этому кризису интернационального характера. Международное вмешательство только усугубило трагедию. Расчленение Югославии стало, наверное, одним из первых шагов до нового разделения Европы.

Ключевую роль в осложнении ситуации в Югославии сыграла Германия (как новый лидер европейского политического процесса). Это проявилось, в частности, в признании независимости Хорватии и Словении, то есть Германия, которую поддержала Австрия, стала активным поборником расчленения СФРЮ. Бонн - в то время столица Германии, не только признал оба государства, но и ультимативно настоял на принятии аналогичного решения Европейским Союзом.

В сентябре 1991 г. международное сообщество (ЕС и НАТО) пытается убедить бывшие югославские республики направляться в конфедерацию нового типа, на что не согласились ни Сербия и Черногория, которые пытались сохранить федеративное государство, ни Хорватия и Словения, которые последовательно боролись за независимость. В итоге международное сообщество определилось в пользу Хорватии и Словении, признав их независимость и государственный суверенитет и возложив ответственность за эскалацию насилия в бывшей Югославии на Сербию. Таким образом, международное сообщество окончательно поддержало республики - страны, которые пошли по пути отделения от Югославии. В СФРЮ были применены экономические санкции.

Новый раздел Европы перешел в стадию практических действий. Хорватию и Словению «защищала» Германия, боснийских мусульман поддерживали Организация Исламская Конференция (ОИК), а также США. По логике, Сербией должна заниматься Россия, но, потеряв роль одной из первых скрипок в мировом политическом оркестре, она довольствовалась правом участвовать в решении югославского конфликта.

Стремление Украины выступить посредником в урегулировании конфликта на Балканах не дало практических результатов, только украинский военный батальон был включен в миротворческих сил ООН. На Балканах несли службу более трех тысяч украинских миротворцев, шестнадцать из них погибли.

В ноябре 1995 г. в Дейтоне (военная база США) Президент Сербии Слободан Милошевич, Президент Хорватии Франьо Туджман, Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович при участии Президента США Билла Клинтона парафировали соглашение о прекращении военных действий на территории бывшей Югославии. Позже это соглашение было подписано в Париже. Сняты экономические санкции против Сербии и других республик. Согласованный план сохраняет Боснию и Герцеговину как единое государство в ее нынешних границах. Это государство состоит из двух частей: мусульманско-хорватской федерации и Боснийской сербской республики. Сараево остается единственным городом, однако фактически полностью отдана мусульманам. Как следствие - 50 тыс. сербов покинули город.

В сентябре 1996 г. в Боснии и Герцеговине под международным наблюдением состоялись выборы в высшие органы власти. Избран трех президентов - от сербов, мусульман и хорватов. Сформирован президентский совет, парламент, правительство, Конституционный суд. Однако ни парламентские, ни муниципальные выборы не сняли напряженности в отношениях между сербской и мусульманско-хорватской сторонами.

События конца 1996 - начала 1997 гг., связанные с попыткой властных структур Сербии сфальсифицировать результаты выборов в местные органы власти, вызвали новый политический кризис. Международные эксперты так оценили положение, сложившееся в этой стране. Республика переживает политический кризис требует политических реформ, а Президент Милошевич должен уступить демократическому давлению и начать реформы в системе. И еще: Президент Сербии находится в чрезвычайно сложном положении. Шансов на то, что ему удастся удержаться на вершине властной пирамиды, мало, но все же они есть.

В июле 1997 г. парламент СРЮ выбирает Слободана Милошевича Президентом Союзной Республики Югославия Неодобрительно к этому событию отнеслись в Черногории и автономном крае Косово. Можно было предположить, что четырехлетнее пребывание Милошевича на посту югославского Президента грозит стать «троном на вулкане».

Предсказания сбылись - было решено многолетний косовский конфликт.