ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
3. Президентско-парламентские республики
В Республике Болгария (территория - 110,9 тыс. кв. км; население - 7,7 млн. чел.), этом «последнем вагоне социалистического поезда», бывшие политические структуры были сломаны усилиями кругов, которые принадлежали к правящей элите (с помощью массовых митингов и демонстраций) и поддерживали лидеров оппозиции.
Согласно Конституции, Болгария - республика с парламентским (фактически президентско-парламентским) правлением. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Президент является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет страну в международных отношениях. Народное собрание в составе 240 депутатов, которые избираются на прямых выборах по пропорциональной системе, осуществляют законодательную власть и применяют парламентский контроль. Председатель Совета Министров (которого избирает и увольняет парламент по представлению Президента) руководит правительством и координирует общую политику и отвечает за ее внедрение в жизнь. Правосудие осуществляется Верховным кассационным судом, Верховным административным судом, апелляционными, окружными, военными и районными судами. Определенный законом статус должен Конституционный суд.
Соответствующим законом определяются организация и порядок деятельности органов местного самоуправления. Территория республики делится на общины и области. Община - главная административно-территориальная единица, в которой осуществляется местное самоуправление. Области - это административно-территориальные единицы, предназначенные для осуществления региональной политики и государственного управления на местах.
Болгария, как и другие страны Центральной и Восточной Европы, переживает непростой период политических и экономических преобразований и все же остается островком рассудительности и стабильности в неспокойном Балканском регионе.
Становление политических структур происходит за перманентной конфронтации различных ветвей власти.
В Болгарии сложилась много партийная система, состоялись выборы в Народные собрания, местных органов самоуправления. Президентом Республики 1 августа 1990 г. на Больших Народных Собраниях избран Желю Желева, а в январе 1992 г. в результате прямых выборов его снова избирают Президентом страны. Желю Желев был в оппозиции к социалистического режима, подвергся преследованиям, автор нескольких монографий, наиболее известна его книга «Фашизм», в которой проводится аналогия между фашизмом и коммунизмом.
В сентябре 1993 г. в результате конфликта между Союзом демократических сил, что имел тогда в парламенте 110 мест из 240, и Президентом, который решил осуществлять надпартийную политику, правительство Филиппа Димитрова подал в отставку. Новое правительство поручено сформировать Любену Берову, профессору университета, специалисту в области экономической теории, которого поддержали Болгарская социалистическая партия и Движение за права и свободы (этнические турки). Однако правительство не смогло определиться ни в политической сфере (отсутствие стратегической цели, альтернативных решений, умение идти на компромисс), ни экономической (приватизировано 90 % объектов сферы торговли, но медленно осуществлена приватизация крупных предприятий). Инфляция в 1994 г. составляла 100, а безработица - 20 процентов, страна имела многомиллионный внешний долг. После неудачной попытки Димитра Руджева, бывшего помощника президента сформировать правительство, на должность премьер-министра назначен 41-летнюю Ренату Інжову, профессионального экономиста, директора Агентства приватизации. Ее деятельность как премьер-министра была непродолжительной, приближались выборы.
В парламентских выборах, состоявшихся 17 декабря 1994 p., приняли участие 49 партий, однако на результаты выборов повлияли только две из них. На одном полюсе - Болгарская социалистическая партия, лидер которой Жан Виденов в предвыборной программе объявил, что сможет гарантировать всем безопасность, занятость, бесплатное медицинское обслуживание и выведет страну из кризиса. На втором - Союз демократических сил, что провел свою предвыборную кампанию на принципах последовательного антикоммунизма. Его лидер Филиалов Димитров утверждал: «Болгарином может называться лишь тот, кто не коммунист».
Избиратели отдали предпочтение социалистам, которые получили 46 % голосов, за Союз демократических сил проголосовало 25 %. 25 января 1995 г. правительство Болгарии возглавил 37-летний уроженец Пловдива, лидер социалистов Жан Виденов. Парламентская фракция, которая называет себя «демократические левые», имела в парламенте 125 мест из 240, или абсолютное большинство. Антикоммунистический Союз демократических сил имел 69 мест, Народный Союз - 18, Движение за права и свободы - 13 мест.
В 1995 г. социалисты заметно укрепили свои позиции, победив на выборах в местные органы власти. Наметились позитивные изменения в экономике: на 2,4 % выросло производство, уменьшилась инфляция, достигнуто положительное сальдо во внешней торговле. Однако весной 1996 г. снова возросла инфляция, резко подскочили цены на энергоносители, что сказалось на всех других товарах, в том числе первой необходимости. На этом фоне активизировались нападки оппозиции на правительство Жана Віденова, который обвинили в неспособности вывести страну из экономического кризиса.
В октябре - ноябре 1996 г. в Болгарии состоялись президентские выборы. Накануне выборов Желю Желевзняв свою кандидатуру, как общего кандидата его не поддержали политические партии консервативного и либерального направления. Борьба за пост Президента Болгарии развернулась между политиками второго эшелона: Иваном Маразовим, министром культуры - от социалистов, а от оппозиции - Петером Стояновым, частным юристом. Во втором туре президентских выборов победил Петер Стоянов. За него проголосовали 58,9 % избирателей, за Ивана Маразова - 41,1 %. Социалисты видят причины своего поражения в экономическом затруднении Болгарии, стремительном снижении уровня жизни народа.
Эксперты, по итогам президентских выборов, отмечали, что в Болгарии, как и в других постсоциалистических странах, настроение болгар периодически меняется - от ностальгии по временам Тодора Живкова к ускорению радикальных реформ и наоборот. Это самое прямое оказалось в результатах общенациональных выборов.
В апреле 1997 г. в Болгарии по требованию правоцентристской коалиции состоялись досрочные парламентские выборы. Убедительную победу одержал Союз демократических сил - более 62 % голосов и, соответственно, 136 депутатских мандатов. Социалисты - 22 % и 57 депутатских мест. Правительство Болгарии сформировал лидер СДС Иван Костов, известный экономист и математик, специалист реформаторского толка.
В последнее время в Болгарии постоянно растет внутренний валовой продукт, заработная плата (в 1996 г. средняя заработная плата составляла 20-30 долларов, 2001 г. - 120 долларов в месяц), чему способствует достигнута политическая стабильность.
На этом фоне несколько парадоксальными были результаты парламентских (август 2001 г.) и президентских (ноябрь 2001 г.) выборов. Сначала выборы приводят к власти бывшего монарха Симеона Сакс-Кобург-Готского (Симеона Второго), представителя правоцентристской партии «Национальное движение Симеон Второй»), который возглавил правительство. В состав правительства вошли также представители Социалистической партии, впоследствии лидера социалистов Георгия Пырванова, который становится Президентом Болгарии. При этом и новый Президент, и глава правительства своей главной целью провозглашают вступление Болгарии в НАТО и Европейский Союз, считая в то же время чрезвычайно важным укрепление отношений Болгарии с Россией, Украиной, другими странами.
Республика Польша (территория - 213,7 тыс. кв. км.; население - 38,6 млн. чел.) - государство, вставшее на путь изменения общественного строя после длительного периода оппозиции к тоталитаризму. Крах коммунистической власти в Польше начал процессы, приведшие к падению власти коммунистов и в других странах Центральной и Восточной Европы. На эти процессы заметное влияние оказал глава римско - католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. Изменение существующего строя в 1989 г. осуществлялась мирными средствами, в рамках стабильных границ. Решающую роль здесь сыграл «круглый стол», где было достигнуто компромисса между различными политическими силами, определена стратегическая цель - построение правового демократического государства и переход к рыночной реформы.
Согласно Конституции Польши определены отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью. Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную власть - Президент Республики Польша и Совет министров, а судебную власть - суды, Конституционный и Государственный трибуналы. Территориальное самоуправление выкапывает публичные задачи, не закрепленные Конституцией или законами за органами иных публичных властей. Единицей территориального самоуправления является община.
Имея значительный опыт диссидентского, оппозиционного к бывших властных структур движения, политические силы, получившие власть мирно, оказались неспособными к практической конструктивной деятельности. Отсутствие четкой программы создания правового демократического государства и гражданского общества, социальная незащищенность различных слоев населения перед шоковыми рыночными реформами вызвали кризис доверия народа к властным структурам. Это один из факторов, которые обусловили победу левых на выборах в Сейм в сентябре 1993 г.
В Польше с осени 1993 г. сформировано коалиционное правительство левых сил, который стремился ввести политические и экономические реформы в цивилизованное русло, обеспечить социальную защиту тех, кто живет результатами собственного труда. Новое правительство сразу предстал перед дилеммой: продолжить реформы или выполнять предвыборные обязательства. Ни первого, ни второго за время, прошедшее левые демократы осуществить не смогли. Это дало основание Президенту поставить вопрос об отставке правительства Вольдемара Павляка.
В феврале 1995 г. Вольдемара Павляка заступил левый демократ Юзеф Олексы. Правительство Ю. Олексы повел дальше рыночные экономические реформы, в то же время учел необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей граждан. В 1996 г. Польша была единственной восточноевропейской страной, где объемы производства превысили уровень 1989 p., снизилась инфляция, заметно вырос экспорт, налажены надежные партнерские контакты с Западом, восстановлен связи с восточными соседями.
Весь 1995 г. прошел в Польше под знаком выборов нового Президента. На президентский пост было зарегистрировано 17 претендентов, принявших участие в выборах 13. Выборы имели два тура. Во втором туре Леха Валенсу победил 42-летний Александр Квасьневский - лидер партии социал-демократов.
В сентябре 1997 г. в Польше состоялись выборы в Сейм. Достаточно убедительную победу (33,8 % голосов избирателей) одержал блок правых партий «Избирательная акция "Солидарность"». Провластный «Союз демократической левицы» поддержало 26,8 процента избирателей, 13,4 процента избирателей - центристскую партию «Уния свободы». Блок правых партий и центристская партия образовали коалиционное правительство. Его возглавил Ежи Бузек. Представители новых политических структур подтвердили неизменность экономического курса страны, то есть курса на рыночные реформы, но с большим вниманием к социальным нуждам людей.
27 июля 1998 г. Президент Республики Польша Александр Квасьневский подписал принятый Сеймом закон, согласно которому в январе 1999 года на карте страны появилось вместо 49 воеводств лишь 16. Внедрена трехступенчатая модель самоуправления: гмина - уезд - воеводство.
В конце 2000 г. Александра Квасневского переизбран на второй срок Президентом Республики Польша.
Парламентские выборы, состоявшиеся в сентябре 2001 г. в Польше, принесли убедительную победу левым: за Союз левых сил - Унию труда - отдали голоса 41,5 % избирателей. Это - 211 из 460 депутатских мест в Сейме. Согласно официальным данным, в выборах приняли участие 46,3 процента уполномоченных граждан. Проправительственные партии «Избирательная акция "Солидарность"» и Уния свободы в парламент не вошли. Новое правительство возглавил лидер Союза левых сил Лешек Миллер. Сложилась уникальная ситуация - в руках одного политического направления впервые после 1989 г. сосредоточились президентская, законодательная и исполнительная ветви власти. От мая 2004 г. - правительство возглавляет Марек Белка.
Во внешней политике Польши приоритетными остались интеграция в евроатлантические структуры при одновременном развитию дружественных отношений с соседними странами, прежде всего с Россией. Сейчас на подъеме отношения Польши и Украины в экономической, культурной, а также в военной сфере. И левые, и правые считают Украину стратегическим партнером. От марта 1999 г. Польша является полноправным членом НАТО, от мая 2004 г. - членом Европейского Союза.
Александр Квасьневский: «Я убежден, что расширение Евросоюза открывает новые шансы для Польши и также послужит развитию наших контактов с Украиной и другими соседями. От самого начала мы считали, что вступление Польши в ЕС не может создавать никаких барьеров в отношениях с нашими партнерами».
Многовековая история украинско-польского соседства знает немало трогательных примеров дружбы, взаимопомощи и сотрудничества. Однако эта история содержит и трагические страницы, является историей «тяжкого братства» - так назван документальный фильм, созданный в Польше под патронатом Александра Квасьневского. В мае 1997 г. президентами Украины и Польши подписано совместное заявление «К согласию и единению», в которой дана оценка сложных периодов истории двух народов. Речь идет, прежде всего, о так называемой операции «Висла» после Второй мировой войны, в ходе которой 150 тысяч украинцев в Польшу было переселено из мест компактного проживания. Значение подписанного заявления А. Квасьневский оценил так: «Глубоко человечная формула - прощаем и просим прощения» - имеет смысл даже тогда, когда над кем не тяготеет непосредственная ответственность за то, что происходило в прошлом».
В Румынии (территория - 237,5 тыс. кв. км; население - 22,4 млн. чел.) смена общественного строя произошла с необычайной жестокостью. Лидера партии и государства и его жену было уничтожено физически.
Лишь через пять лет экс-премьер-министр Петер Роман в интервью французскому журналу «Пари-Матч» рассказал о последних часах жизни Николае Чаушеску. Утром 24 декабря 1989 г. Совет Фронта национального спасения, куда вошли Ион Илиеску, Петер Роман, Сильви Брюкан, Желю Войкан приняли решение обезвредить Чаушеску. Исходили из того, что иначе его сторонники (часть армии, гвардия) окажут ожесточенное вооруженное сопротивление, что не исключает восстановления тоталитарного режима. Судебный процесс, на котором настаивал Илиеску, состоялся в городке Торговісте, за 100 км от Бухареста, куда сбежали на вертолете и где потом были арестованы Николае и Елена Чаушеску. Около двух часов дня 24 декабря генерал Виктор Станкулеску, которому Совет Фронта национального спасения поручила осуществить приговор над диктаторами, доложил, что тиранов осужден на смерть и приговор уже исполнен, о чем сообщили страну по телевидению утром 26 декабря.
Итак, в Румынии смена тоталитарного режима сопровождалась жестокой политической борьбой. Ситуацией в конце концов овладел Фронт национального спасения, куда вошли и коммунисты. Президентом страны стал Ион Илиеску. Образовано коалиционное правительство во главе с Петером Романом, который выдержал два походы шахтеров в Бухарест летом 1993 p., выстоял и начал осуществлять рыночные реформы в стране, однако через серьезный экономический кризис все-таки был вынужден в конце 1994 г. уйти в отставку. Новое правительство возглавил Николае Вэкэрою.
Наконец, в стране был остановлен спад производства, наблюдалась относительно высокая стабильность национальной валюты, ощутимое оживление внешней торговли, снизилась инфляция, средняя заработная плата составляла около 150 долларов. По оценке экспертов, рыночные реформы происходят в Румынии медленно, противоречиво. Если в промышленности 90 % предприятий находилось в государственной собственности, то в сельском хозяйстве более 80 % земли перешло в частную собственность. Процесс этот сопровождался массовым забоем скота, сокращением посевных площадей. Зерно приходилось импортировать. Сейчас 40 % земель снова обрабатывается крестьянскими ассоциациями, коллективными объединениями.
После парламентских выборов 1990 г. у власти была Партия социальной демократии Румынии (правопреемница Компартии Румынии), на которую опирался Президент Ион Илиеску. В оппозиции к правящей партии находилась Румынская демократическая конвенция, которая на парламентских и президентских выборах осенью 1996 г. одержала убедительную победу (30 % мест) и получила право формировать новое правительство. Ее лидер Эмиль Константинеску победил во втором туре президентских выборов. За него проголосовали 54 % избирателей, а Ион Илиеску набрал 46 % голосов. Впервые в истории Румынии глава государства был отстранен от власти демократическим путем. Эмиль Константинеску заявил, что Партия социальной демократии за семь лет переходного периода не сумела решить важнейшие социальные и экономические проблемы. Новый Президент Румынии и заново сформировано правительство, возглавленное бывшим мэром Бухареста 42-летним Виктором Чорбой, пытались осуществить более глубокие рыночные реформы и повести решительную борьбу с коррупцией и организованной преступностью. Внешняя политика осталась неизменной, направленной на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры.
В июне 1997 г. президенты Украины и Румынии подписали межгосударственный договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. Переговоры о его подписании длились почти пять лет. Украина и Румыния отказались от взаимных территориальных претензий и подтвердили суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность своих границ. Согласно договору, Северная Буковина и остров Змеиный в Черном море навсегда остались в составе Украины. О разграничении шельфа Черного моря Киев и Бухарест приняли договориться в течение следующих лет.
В начале 1999 г. в пятый раз после 1989 г. шахтеры объявили всеобщую забастовку и после неудачных попыток договориться с правительством Раду Василе, 15-тысячной колонной двинулись на Бухарест. Колонну шахтеров было остановлено с помощью военной силы. 543 шахтеров арестованы, среди них профсоюзного лидера угольщиков Мирона Козму, остальные тремя поездами отправлено домой, в Петрошані.
В ноябре 2000 г. в Румынии состоялись очередные парламентские выборы. Социал-демократическая партия Румынии (Социал-демократическая партия является руководящим политическим блоком, образованным 16 июня 2000 г. в результате объединения этой партии с Партией социальной демократии), партия "Великая Румыния» получили большинство мест в парламенте. Президентом страны избран Иона Илиеску. Правительство возглавил лидер Социал-демократической партии Адриан Нэстасе. В декабре 2004 г. Президентом Румынии избран Траяна Башеску.
В июне 2003 г. в Черновцах президенты Украины и Румынии Леонид Кучма и Ион Илиеску подписали договор о режиме украинско-румынской государственной границы, о сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. Остается нерешенным вопрос распределения и делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны каждого из государств вокруг острова Змеиный в акватории Черного моря и принадлежность острова в устье Дуная. Его решение осложняется тем, что в румынском обществе сохраняется критическое отношение к подписанному с Украиной договора 1997 года, и официальный Бухарест, опасаясь упреков от националистически настроенных сил в предательстве национальных интересов (речь идет, в частности, о позиции второй по величине фракции в румынском парламенте - партии «Великая Румыния»), постарается приложить все усилия к решению проблемных вопросов в межгосударственных отношениях в свою пользу, вплоть до иска на Украину в Международный Гаагский суд.
Во внешней политике Румыния стремится интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры. В апреле 2004 года Румыния стала членом НАТО. Ориентировочный срок вступления в Европейский Союз - январь 2007 года.
Итак, в странах Центральной и Восточной Европы происходят противоречивые процессы. Пятнадцатилетний опыт политической трансформации свидетельствует, что процесс становления и развития демократии в странах Центральной и Восточной Европы является сложным и неравномерным. Все эти государства находятся на разной стадии перехода к демократии. Между ними есть существенные отличия в уровне демократизации, стабильности демократической системы, консолидации демократии. Электорат в этих странах отдает предпочтение политическим силам то либерально-демократического, то левого толка. В конце концов, успех властных сил, независимо от их политической ориентации, будет определяться способностью профессионально решать экономические и социальные задачи, учитывая мировые тенденции демократического развития.
Все страны Центральной и Восточной Европы стремятся войти в Европейский Союз и НАТО. В июле 1997 г. лидеры Североатлантического альянса подписали протоколы о присоединении к НАТО трех новых членов - Чехии, Венгрии и Польши. После ратификации протоколов государствами нато весной 1999 г. эти государства, а в апреле 2004 г. - Болгария, Словения, Словакия, Румыния стали полноправными членами НАТО.