Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономический словарь-справочник

Себестоимость продукции - денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Все расходы предприятия, которые входят в С. п., подразделяются на производственные и внепроизводственные. К производственным относят амортизационные отчисления (т.е. перенесенной на продукцию стоимости средств труда), сырье, материалы, топливо, различные виды энергии, заработную плату рабочих и служащих. К внепроизводственных относятся расходы, связанные с реализацией продукции и различного рода отчисления на научно-исследовательские работы, связанные с подготовкой кадров рекламной деятельностью и т.д. При исчислении себестоимости, с учетом затрат, связанных с производством продукции, себестоимость принимает форму производственной или фабрично-заводской (производственные и обще-управленческие расходы). Если учесть производственные затраты и затраты на реализацию продукции, то такая себестоимость называется коммерческой. При хозяйственном анализе определяют себестоимость единицы продукции, а также всей произведенной (товарной или реализованной) продукции. В сельском хозяйстве исчисляют общую или среднюю С. п. определенной отрасли в масштабе района, области, зоны. В промышленности различают индивидуальную и отраслевую С. п. Индивидуальная себестоимость характеризует затраты отдельного предприятия на производство и реализацию продукции. На ее уровень влияют конкретные условия производства на данном предприятии. Отраслевая себестоимость показывает средние по отрасли затраты на производство и реализацию продукции, В рыночной экономике на С. п. влияет конкуренция. Это означает, что при снижении себестоимости учитывают особенности спроса потребителя, качество продукции, наличие однородных товаров у конкурентов. В ряде случаев предприятие прибегает к повышению себестоимости путем использования более дорогих материалов, дополнительных затрат, связанных с новой модификацией изделия и т.д. Целесообразность таких затрат оправдывается попыткой привлечь новых покупателей. Снижение С. п. выступает главным средством роста прибыли предприятия.