Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Сознание и самосознание как данность и как проблема

Сочетание раціоцентризму и кордоцентризма - одна из предпосылок национального возрождения Украины

Рассматривая проблему рационального обустройства собственного "дома бытия" как единственно возможного способа преодоления кризиса идентичности и утверждение уверенности в завтрашнем дне, следует еще раз вернуться к вопросу о роль, значение и новое прочтение гуманизма. В условиях острого системного кризиса в Украине все чаще стали раздаваться голоса о том, что возраст гуманистических (то есть таких, которые ставят в центр своего внимания человека и ее проблемы) подходов вообще проходит, их надо забыть и опираться только на технократический способ решения тех или иных проблем.

Такой способ мышления, мышления структурами, когда человек не только в теории, но и в жизни превращается в фактор понятен, свидетельствует лишь о теоретической растерянность, только какие-то отчаянные поиски средств за отсутствия целей и восходящих смысловых ориентиров в совокупной человеческой жизнедеятельности. Философско-антропологические подходы помогают прояснению этих бытийное-укоренившихся смысловых ориентиров и тем самым утверждению гуманистических принципов общественной жизнедеятельности в их современном прочтении. То есть, когда речь идет о самосознание современного человека, его стремления и надежды, то в глубинных своих основаниях они строятся на желании рационального обустройства собственного бытия, которое максимально сузило бы возможности деперсоніфікації, обособления и отчуждения, открывало бы пути для полноценного самоутверждения, что возможно лишь при условии учета всей сложности, неоднозначности и противоречивости человеческой природы. И в таких особенностей, фундаментальных черт человеческого естества относится то, что человек является единством, совокупностью, ансамблем души и тела, макрокосмоса и микрокосмоса, а человеческая субъективность включает в себя не только разум, но и волю,и чувства. Поэтому, когда речь идет о рациональном устройстве мира в его рациональном понимании, нужно всегда исходить из объемности, многоуровневости природы человека как существа бытийное-укорененной, уравновешенной и экзистенциально напряженной, ответственной, способной к здравому смыслу и, одновременно, безумия, существа, работает, играет, смеется, плачет, страдает, творит, разрушает, переживает, желает, утверждает и утверждается во всех возможных разнонаправленных проявлениях, желаниях и действиях. То есть, рядом с телом человека и его внутренним миром, системой екзистенціалій (страх, забота, выбор, совесть, свобода, ответственность, временность, судьба, драматичность существования и т.д.) настоящее, не изуродованное человеческое бытие характеризуется такими важными составляющими, без которых оно было бы просто невозможным, как полноценное, не изуродованное окружающей среды, развитая система общения - коммуникация в культуре, артефакты культуры (техника и мир олюдненої природы), наконец - творческой самореализацией личности.

Как раз исходя из всех этих составляющих человеческого естества, учитывая их, можно говорить об обустройстве человеком дома собственного бытия, взятом в его современном прочтении. При этом следует особо подчеркнуть, что такой подход отвечает глубинным традициям украинской духовной культуры, их определяющим характеристикам, в частности сформулированным П. Юркевичем в его "философии сердца". П. Юркевич понимает как задача философии раскрытие работы души, а душевная деятельность, в свою очередь, неразрывно связана с утверждением в человеческой жизни принципов добра, истины добра. Поиск последней, по убеждению П. Юркевича, никак не может ограничиваться только познавательной деятельностью ума. В каждом человеке его душа находится в неразрывной связи с телом, следовательно встает вопрос о телесный орган душевной организации. Таким органом является, считает мыслитель, не мозг, а сердце, которое и является средоточием душевной жизни человека и определяет целый спектр существенных черт личностного жизни, начиная от телесных сил человека, его душевной и духовной сфер, страстей и желаний и заканчивая моральным жизнью человека, поскольку определяет хорошо и плохо в ее намерениях и поступках. Следовательно, настоящая, человеко мерная мораль в человеческих отношениях определяется не голым обязанностью, а человеческой природой в целом, краеугольным камнем которой и выступает сердце как средоточие любви и искренности. Следовательно, лишь в гармонии, слаженности ума и сердца, или, как тогда было принято говорить, знания и веры и заключается и глубинная основополагающая составляющая, которая дает возможность выстраивать полноценное человеческое бытие.

Другими словами - именно согласование, сочетание раціоцентризму и кордо-центризма может в методологическом плане значительно помочь при решении острых кризисных явлений и поиска тех восходящих смысловых ориентиров, по которым можно было бы восстанавливать целостность и органичность как на личностном, так и на социокультурном уровнях, может происходить постоянный процесс становления человеческого и разумного в человеке.

В таких смысловых ориентиров, прежде всего, относится бытия человека в мире, или вовлеченность. Именно вовлеченность, а не просто заброшенность. Величие человека - в его способности решать экзистенциальные дихотомии, осознавать собственные границы и преодолевать их. По-новому в таком контексте встает проблема человеческого "Я" и его тождества. Последняя может быть реализована лишь тогда, когда человек открыт для мира, для других людей, способна к полноценному общению и самоотдачи. Человек по своей природе является бытием для других и лишь благодаря этому происходит как личность.

Не менее важным смысловым ориентиром, определяющим для человека ценностью является ответственность перед другими, собой, товарищами, семьей, ответственность за порученное дело, в конце концов, ответственность за дальнейшую судьбу бытия. И только на этой основе может идти речь об идентификации собственного "Я". В этом же контексте можно говорить и о свободе (свободной мысли и действия), о свободе как постоянное усилие личности, направленное на преодоление любых невзгод, нахождению принципов истинно человеческого бытия.

Восходящей ценностью для личностной самоидентификации, для полного, разнопланового раскрытие внутренней природы является припасованість, неконфронтапійність человека и внешней природы, человека и окружающей среды.

Следующим смысловым ориентиром для современного человека является необходимость отработки и утверждение в социальной жизни и общественной психологии таких механизмов, которые бы не разъединяли людей и не вносили дисгармонию в их души, а какие, наоборот, выводили бы их співбуття на цивилизованные, по-современному рационально отработаны и людиномірно сориентированы горизонты, что давало бы возможность постоянно функционировать в социокультурной среде и достойно, по-человечески чувствовать себя в нем отдельной личности.

И, наконец, говоря об определяющих человеческие ценности, которые задают ей восходящие смысложизненные ориентиры, нельзя обойти такую из них, как необходимость нового почитания простых человеческих ценностей: семьи, дружбы, товарищеских отношений, других форм не ролевого, неконкурентного общения и т.д. И в то же время норм морали и чувств, которые бы выходили за пределы утилитаризма и голого расчета.

Следовательно, сочетание, гармонизация раціоцентризму и кордо-центризма является необходимой предпосылкой утверждение неклассической рациональности на украинских просторах, реализация в общественной жизнедеятельности самосознания, ориентированной прежде всего на внутренние достоверности, а вышеприведенные смыслы являются отправными моментами, ориентация на которые была бы залогом дальнейшего прогресса в обоюдном процессе создания нормальных условий для реализации каждым своих жизненных шансов и построения отработанной, нормативно закрепленной коммуникативной системы, отработанной структуры социокультурных механизмов полноценного, основанного на не циничных моральных принципах співбуття людей.

Подытоживая, отметим, что проблема сознания и самосознания является одной из определяющих для выяснения кризиса просветительской модели обустройства бытия, так и для поисков более разновекторной современной модели такого устройства. Современное мировоззрение отталкивается от признания неоднозначности, многоуровневости человеческого естества и, соответственно, мира человека. Речь идет о сочетании в этом мире рационального и иррационального, душевного и телесного, божественного и дьявольского, созидательного и деструктивного. На сегодня выяснено немало сфер: бессознательного и подсознательного, время тайного и страшного в человеческой природе. Означает ли это, будто нужно отказаться от сознательного поведения и целое-рациональной деятельности? Или речь идет все же о настойчивые поиски гармонизации бессознательного и сознательного в самых разных аспектах. Речь идет также об использовании богатого методологического инструментария феноменологии, герменевтики и психоанализа для более объемного осмысления сферы человеческого бытия как экзистенциально-напряженного. Речь идет, наконец, о учета огромной значимости архетипов коллективного бессознательного, вопрос о которых приобретает новую актуальность, учитывая появление в отечественных исследованиях попыток радикального переосмысления теории архетипов К. Г. Юнга, как и о не меньшую значимость мифологически-символической, семиотической сфер, которые играют принципиальную роль в человеческой жизнедеятельности.