Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 6
НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА
Леся Украинка
(1871-1913)
И встанет великан с земли, расправит руки грозные, И моментально разорвет на себе Все провода железные
Существенный вклад в развитие украинской философской и политико-идеологической мысли внесла украинская поэтесса и гражданская деятель революционно-демократического направления Леся Украинки.
Будущая поэтесса и оригинальный мыслитель родилась в г. Новоград-Волынский в просвещенной, интеллигентной дрібномаєтній дворянской семье. Болезненная от рождения, образование девушка получала дома. Она увлекалась литературой, историей, античной философией и поэзией. Определяющее влияние на становление мировоззрения поэтессы имела творчество ее родного дяди (по линии матери), известного этнографа, культуролога, философа и историка М. Драгоманова. Болезни, потребность в лечении и семейные неурядицы заставляли Лесю Украинку постоянно менять место жительства (в том числе за пределами родины). Однако она ни на единую секунду не прерывала своего внутреннего связи с Украиной, ее обездоленным народом, национальной культурой, служению которым посвятил всю свою жизнь.
Вокруг поэтессы собиралась славная украинская элита. В ее кругу доминировали идеи гуманизма и справедливости, понимание социальной несправедливости, органического отвращения к насилию, осознание благородного назначение Человека как борца за социальное и национальное освобождение народа.
Как и каждый из украинских духовных проводников этого периода, поэтесса изучает марксистскую теорию и восхищается ею, однако не слепо копирует ее требования, а пытается адаптировать ее к украинской действительности, найти собственные рецепты решения дела. Существенным недостатком марксизма Леся Украинка считает его денаціональну направленность, игнорирование национального вопроса или недостаточное внимание к нему.
Общественно-политические и философские взгляды Леси Украинки отражены, прежде всего, в ее поэтическом творчестве, а также в научных, публицистических и литературно-критических работах («Два направления в новейшей итальянской литературе», «Малороссийские писатели на Буковине», «Новые перспективы и старые тени», «Заметки о новейшей польской литературе», «Европейская социальная драма в конце XIX века», «Приложение от составителя до украинского перевода книги «Кто с чего живет», «Утопия в беллетристике» и др.).
Всю историю общества Леся Украинка рассматривала как историю борьбы трудящихся против социального и национального угнетения. Она считала необходимой борьбу против российского царизма, против всей системы притеснений народа российской государственной машиной во главе с царем. Мужественная и неутомимая общественная деятельница резко обличала эксплуататорскую суть всех государств, существовавших в прошлом и за ее жизнь. Государство проявляет себя не только как подчинение того или иного народа или народов более сильному народу, или какому-то могущественному правителю, но и как господство сильных классов над слабыми. Российскую абсолютную монархию Леся Украинка считала политической системой, построенной на насилии и не ограниченной никакими законами. Как и большинство тогдашних прогрессивных культурных и общественных деятелей, она верила в творческие силы народа, в его способность уничтожить социально несправедливый строй и построить новый, который отвечал бы интересам народа и который она связывала с социализмом. Признавала закономерность классовой борьбы в обществе. В ее произведениях последовательно проводится мысль, что никакое насилие не может подавить в народе стремление к свободе, что угнетателей неотвратимо ждет расплата.
Разоблачая антинародную сущность монархических режимов. Леся Украинка подвергала острой критике и тогдашний капитализм. Объектами его критики были социальная несправедливость, буржуазная мораль, декадентское искусство, произраставших на почве капиталистических отношений. Своими произведениями она звала народ к активной революционной борьбы с поработителями. Отстаивая право народа на революционную борьбу против своих угнетателей, Леся Украинка отрицала учение Л. Толстого о «непротивлении злу насилием». Не воспринимала Леся Украинка и христианского вероучения, в политическом смысле, потому что христианство, как и другие религии, по ее мнению, никогда не поднимало трудящихся против угнетения.
Леся Украинка исповедовала идеал свободы, который исключал любые, хоть открытые, хоть завуалированные формы подавления личности. Люди должны иметь политическую и экономическую свободу. Наличие подлинных политических, экономических и социальных прав человека, свободы слова, совести, права участвовать в управлении государством зависит от государственного строя и экономических отношений, которые его предопределяют. Она считала, что пока власть (деньги, войска, полиция) находятся в руках богачей, нельзя добиться ни политической, ни экономической свободы трудящихся.
По ее убеждениям, достижение подлинной свободы возможно путем общественной и культурной перестройки государства, фактического освобождения рабочих, к которым она относила и самое беднейшее крестьянство и трудовую интеллигенцию (как и И. Франко). Мера свободы лица, по убеждению писательницы, зависит от степени его духовного и физического развития. Среди других свобод она придавала большое значение свободе слова, в частности, свободе открыто высказывать свои мнения и суждения по поводу тех или иных явлений общественной жизни, даже критические.
Такая свобода народа, на ее взгляд, отсутствует как в историческом прошлом - в древних государствах, так и в современном ей обществе, в том числе и в западноевропейских странах. Важным признаком настоящей свободы она называла национальную свободу, свободу свободного развития всех наций. Понятно, что с особой болью воспринимала Леся Украинка судьбу родного порабощенного народа. Счастье украинского народа, его свободное будущее поэтесса связывала с непримиримой борьбой народа за свое освобождение.
Отстаивала идеи украинского национального патриотизма, которые при этом исключали пренебрежительное отношение к представителям других наций.
Трудящихся всех национальностей есть общий интерес - стремление избавиться от социального гнета. Поэтому она разделяла мнение о необходимости интернационального единства трудящихся в борьбе за свои права. Но добавляла, что это единство должно было строиться на равноправной для всех наций основе. Необходимо, считала она, сотрудничать всем политическим партиям Украины, которые отстаивают ее независимость, а также этим партиям с революционными партиями всей России, поскольку национальную независимость она связывала с независимостью социальной. Вместе с тем, как уже отмечалось, указывала на существенную ошибку российской социал-демократии - недостаточное внимание к национальному вопросу, даже игнорирование его. Пылкая патриотка мечтала о воссоединении всех украинских земель, но не в составе Российской империи, где нет, как она говорила, хоть какой-нибудь, пусть и не идеальной политической свободы.
Леся Украинка резко критиковала понимание социализма как общего комфорта или как общества, где царит произвол одичавшего пролетариата. Критически относилась и к идеям утопического социализма, но считала необходимым его изучение для как можно более правильному определению путей построения более совершенного общества. Социализм должен возникнуть, по ее мнению, не в результате пропаганды, а в результате развития самого капиталистического общества, в котором вызревают необходимые для этого предпосылки; социализм - это следствие тяжелого и долгого пути эволюции рода человеческого, он обеспечит подлинную социальную и национальную свободу, настоящую демократию. Его придется создавать кропотливой и упорной упорным трудом освобожденного народа. Но он не исключает своих проблем борьбы, без которой нет развития.