Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОБЩЕНИЕ

Функции и трудности общения

Функции общения різноманітні. их можно обнаружить во время сравнительного анализа общения человека с разными партнерами, в разных условиях, в зависимости от средств воздействия на поведение и психику участников общения, которые используют.

В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяют следующие функции общения:

• информационно-коммуникативная;

• регулятивно-коммуникативная;

• аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения - это, по своему содержанию, передачи и приема информации как определенного сообщения. В нем есть две составляющие: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, то есть текста и отношение к нему коммуникатора, может существенно повлиять на особенности восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми. Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г. Лассуедла, где как структурные единицы выделяют следующие звенья: а) коммуникатор (тот, кто передает сообщение); б) содержание уведомления (передающие); в) канал (как передают); г) реципиент (кому передают). Эффективность передачи информации можно определять по степени понимания переданного сообщения, его принятия (отвержения), учитывая новизну и актуальность информации для реципиента.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция имеет соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения запланированных программ, регулировать деятельность. Общение при этом может быть направлено на достижение сработанности, сплоченности, установление волевого единства действий людей, объединенных в малые контактные группы, и в большие сообщества (например, бригады, которые сработались на производстве, военные подразделения и т.п.).

Показателем эффективности реализации данной функции общения является степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами - с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет процесс привнесения изменения в положение людей, этот процесс возможен и в случае специального (целенаправленного), и во время непроизвольного влияния. В первом случае сознание и эмоции меняются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния от других людей), внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния оказывается в нее как желание выговориться, излить душу и т.д. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Именно общение может и усиливать и снижать степень психологического напряжения.

В процессе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают понимать себя, учатся видеть свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как указано выше, можно осуществлять с помощью разнообразных средств передачи информации: речи, жестов, мимики, пантоміміки и др. Люди отличаются между собой умением использовать эти средства. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой их произносят. То же самое можно сказать и о жестах: порой один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

Проблема организации эффективного общения предполагает изучение правил общения, выделение ориентированной основы последнего и построение стратегий с использованием различных видов обратной связи в общении.

Трудности общения можно рассмотреть с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников имеются разные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

С позиций общей психологии мы можем не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, то есть те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые не отвечают критериям психологически оптимального общения.

Какое общение считают психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным является такое общение, в котором реализуются цели участников общения в соответствии с мотивов, которые обусловливают эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувство неудовлетворенности.

Психологически оптимальным может быть также общение, в котором партнерам удается сохранить желанную для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение - это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности в его течении (речь идет о субъективных) может порождать один из участников или сразу оба.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неправильные представления о собственных возможностях и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к этой ситуации способов обращения к партнеру.

Трудности общения. Особенности рассмотренных трудностей в значительной мере зависят от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении любой из функций общения (перцептивной, коммуникативной и т.д.). Существует также особый вид трудностей, которые заключаются в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эту категорию трудностей не все осознают, потому что это требует достаточно развитой рефлексии, но ее переживают, и проявляется она в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров.

Некоторые авторы вполне обоснованно утверждают, что структуру межличностного общения нужно рассматривать с внутренней стороны (побуждение к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти грани взаимосвязаны.

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает ориентированную и инструментальную части. Ориентированная часть предполагает анализ ситуации общения, формирование адекватного представления о партнере. Эффективность ориентированной части коммуникативного акта определяет эффективность действия в целом. Одним из проявлений неэффективности этой части коммуникации есть субъективное ощущение непонимания партнера, невозможность создать его целостный образ и, следовательно, правильно организовывать свои действия.

Инструментальную часть составляет умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и атмосферы общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.

Непонимание является следствием инструментальных трудностей партнера, поэтому сказывается на формировании отношения к нему. Факты свидетельствуют, что людей, общение которых затруднено на инструментальном уровне, воспринимают негативно.

Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников различных возрастных групп. Отличие жизненного опыта представителей разных возрастных групп относительно общения проявляется в неодинаковом уровне развития и проявлении познавательных процессов во время контактов с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом разнообразии поведенческих форм. Все это по-разному соотносится с мотивационной сферой, которая в каждой возрастной группе имеет свою специфику.

Анализируя трудности, связанные с возрастом тех, кто общается, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и принимать во внимание то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девушки, взрослые мужчины и женщины, у пожилых и старых. Особое внимание нужно обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для партнеров характеристиками, как их способность к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к обогащению другого человека с помощью интуиции.

С позиций педагогической психологии выделяют другие трудности общения.

Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мнению, инициировать предложение, помочь начать разговор, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие коротких, предполагаемых ответов, и «широкие», проблемные, творческие вопросы.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении принимать высказывания учеников, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельным мнением, недовольство по поводу ошибки, негативно реагировать на нарушения дисциплины.

Социально-психологические трудности общения часто переживают руководители. В качестве ключевых выделяют три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Для них могут быть характерны такие личностные особенности руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к ней, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Ко второй группе относятся трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с групотворенням, сохранением групповой единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны: центрація на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдоспільності: партнерам приписывают позиции, цели на основе предыдущего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., вследствие чего понятие «Мы» используют не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношение к партнерам и в целом к группе как до реальных субъектов.

К третьей группе относятся трудности общения, связанные с отсутствием, не сформованістю средств групповой деятельности:

неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести обсуждение, дискуссию и др.

Выявлены также специфические психологические трудности общения, которые нередко возникают между формальным и неформальным лидерами группы; за этими трудностями - не всегда осознаваемые чувства ревности и соперничества.

К трудностям, которые имеют социально-психологическое происхождение, относятся барьеры, которые возникают между партнерами. Они связаны с разной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждебных группировках или в группах, которые значительно отличаются своей направленностью.

Один из видов труда - плохое владение специфическим языком, характерной для сообщества, с представителем которой приходится вступать в контакт. Речь идет не о разговорном языке, а о языке профессионалов, которые давно работают вместе, или о языке, сложившаяся в определенном сообществе, и т.д.

Особые виды трудностей общения можно проанализировать с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без взаимодействия людей. И чтобы эти виды деятельности были успешными, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. Для этого они должны знать права и обязанности относительно друг друга, причем знание, которое имеет один из участников, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых является компетенцией юридической психологии. Общение следователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего, общение между участниками судебного процесса и лицом, находится в местах лишения свободы, между последним и его охраной, между людьми, которые отбыли наказание и освобождены, их новым социальным окружением - для всех этих видов общения характерны свои психологические трудности.

Особое внимание в юридической психологии уделяется исследованию трудностей общения в процессе взаимодействия несовершеннолетних правонарушителей. Как следует из работ отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы проявления расстройств в поведении трудных подростков. Первая-социализированная форма антиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоциональные расстройства во время контактов с людьми, внешне они легко приспосабливаются к любым социальных норм, коммуникабельные, позитивно реагируют на общение. Однако именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они одновременно не относятся к другому человеку как к ценности.

Вторая форма-недостаточно социализирован. Такие подростки находятся в постоянном конфликте с окружающими, они агрессивны по отношению к окружению, причем не только к старшим, но и к сверстникам. Это выражается или в прямой агрессии в процессе общения, или в отклонении от общения. Для преступлений таких подростков характерны жестокость, садизм, жажда.

Особый интерес представляют трудности, представлены с точки зрения индивидуально-личностных различий.

Исследования доказали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. До этих личностных особенностей относится, в частности, эгоцентризм. Через сильную центрованість на себе, своей персоне, взглядах, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мысли и представления. Эзопов направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом аспектах.

В эмоциональном аспекте она проявляется в направленности своих чувств и нечувствительностью к переживаниям других людей. В поведенческом - в виде нескоординированности действий с партнером.

Выявлено два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения и еготизм как тенденция говорить о себе.

Трудности общения зависят также от познавательной сложности личности. В частности, доказано, что повышение уровня познавательной сложности личности, расширение объема знаний о психологических особенностях окружающих в целом связано с ростом степени коммуникативной компетентности личности, что проявляется в отношении лидера и широте дружеских контактов, умении сблизиться с приятными людьми и избежать конфликта с антипатичними и др.

Установлено, что в характерах людей, которые испытывают трудности в общении, является комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, свидетельствующих о присущей им чрезмерную впечатлительность. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Тревожность, возникшая вследствие «целостности», «безособистісності», «слабости» «Я» или деієрархізації мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля коммуникативной активности. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя снаружи», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствителен, а иногда и инициируя их проявление.

При этом общение такого человека может оказаться насыщенным, противоречивым, выраженным формами и характеристиками ее активности, в общем таким, что «транслирует тревожность на собеседника», «размытым» внешними проявлениями тревожного поведения, а в конечном итоге препятствует общению с ним. Это, в частности:

• инициирование тревожных оценок и одобрения окружающих с помощью подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «добродетелей» на фоне неуверенности в себе;

• дерзость, которая подчеркнута искусственностью внешней выраженной поведения, что должно демонстрировать уверенность в себе, но, собственно говоря, содержит скрытую потребность в положительной оценке его со стороны окружающих; такое поведение нередко воспринимают как претенциозность, амбициозность;

• снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности человека не дает ей возможности инициировать такие оценки в окружающих, в которых она может проявлять внимание; это приобретает иногда грубые формы лести.

Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью - личностным свойством, которое возникает в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

Застенчивые люди за своими личностными и коммуникативными свойствами не являются однородной группой. Среди них выделяют не адаптированных (особенно застенчивые и шизоидные личности) и адаптированных (застенчивые).

К свойств, обусловливающих трудности общения, относятся, кроме застенчивости, отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, істероїдність, невротизация. Невротических людей и личностей с низкой саморегуляцией объединяют в группу наиболее неуспешных и плохо адаптированных.

С особой формой трудностей в общении с окружающими сталкиваются лица, страдающих логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, что, начиная с глубокой не реализуемости притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика до других аспектов его бытия.

После рассмотрения трудностей общения естественно возникает вопрос о путях их предотвращения и способах коррекции.

Главной проблемой в этом является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра в личности на всех уровнях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у индивида способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески организовывать непосредственное общение с ним.

Коррекционную работу, направленную на оптимизацию общения, следует осуществлять, учитывая возраст, вид работы, пол, индивидуальные особенности и специфику социализации. В школьном возрасте бывает достаточно научиться внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, следя за их невербальным поведением. Во взаимоотношениях взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентации.

Специалисты систематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге есть смысл использовать ролевую игру, в психокорекційному - в основном групповую дискуссию. Ролевая игра может способствовать:

• поиска эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации, демонстрации недостатков, стереотипов поведения;

• закреплению модели поведения, которая ведет к успеху, цель которой - налаживание психологически нормальных контактов с другими людьми;

• усвоению содержания проблемы и противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенного человека (психо - и соціодрама). То есть она может быть средством дезинтеграции, интеграции, а также дополнением к другим методам.

Цели групповой дискуссии:

• екстеріоризувати содержание проблемы и противоречий личностных отношений определенного лица;

• осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках кооперации;

• подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.

То есть групповая дискуссия также может быть средством дезинтеграции,

интеграции и входить в качестве дополнения к другим методам.

Психологические приемы инновационных игр положительно влияют на участников коррекционных групп. В этом виде психокоррекционной работы с людьми нужно учитывать возраст, пол, профессию и другие черты участников тренинговых групп. Например, обучение педагогов элементов и приемов актерского мастерства ускоряет их личностный рост, дает им возможность осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно использовать их в общении с учениками, гармонизирует их отношения с окружающими в целом.

Сейчас широко практикуют различные формы социально-психологического тренинга, цель которых - научить психологически грамотного общения родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и имеют трудности в общении.

Одним из основных направлений работы по устранению психологических трудностей в общении является индивидуальное психологическое консультирование, доверительное диалогическое общение с людьми, у которых не ладятся

взаимоотношения с субъективно значимыми для них лицами, которые входят в их окружение.



Контрольные вопросы:

• Что понимают под общением?

• По какой логике происходит динамика общения?

• Что входит в структуры общения?

• Какие есть виды общения?Охарактеризуйте их.

• В чем различие вербального и невербального общения?Охарактеризуйте их.

• Раскройте коммуникативный аспект общения.

• Раскройте познавательный (перцептивный) аспект общения.

• Раскройте интерактивный (конативний) аспект общения.

• Как информацию разделяют по целям?

• Раскройте функции общения.

• В чем проявляются трудности общения?

• Каковы основные пути и средства предотвращения и коррекции трудностей общения?

Литература:

Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М„ 1990.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. Бодалев А. А. Психология межличностного общения, - Рязань, 1994. Гришина Н. В. Давайте договоримся. - СПб., 1993.

Знаков В. В. Методический анализ одного направления исследований межличностного познания // Психологический журнал. - 1984. - № 2. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. - М„ 1993.

Мокнаков С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. - СПб., 1993. Орбан - Лембрик Л. Е. Социальная психология: Пособие. - К.: Академ, издал., 2003.