Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

2. Парламентские республики

Болезненно происходят демократизация и выход на магистральный путь цивилизации «отшельницы Европы» - Республики Албания (территория - 28,7 тыс. кв. км; население - 3,5 млн. чел.), которая является самой маленькой и, наверное, и самой отсталой из бывших социалистических стран этого региона.

За очень нестабильной ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, 1928 г. Албания была провозглашена монархией. В 1939 г. страну оккупирован итальянцами, а в 1943 г. - немцами. В 1944 p., после освобождения Албании от немецкой оккупации, к власти пришли коммунисты. Утвердилась ориентация на Югославию и Советский Союз, а потом произошел разрыв с ними и как результат - приверженность Китая. Характерными чертами албанской модели социализма были: ортодоксальный сталинизм в экономике, националистическая идеология и тоталитарный режим в политике.

Албания в декабре 1990 г. покончила с тоталитарным режимом. Дело в Тиране дошло до столкновения молодежи с силами общественного порядка», которые применили оружие. В мае 1996 г. в Албании переизбран парламент. Албанские социалисты обвинили правящую Демократическую партию, которая получила большинство депутатских мандатов, в фальсификации выборов, а Президента Албании Сали Бериша - в неумении управлять страной. После парламентских выборов властные структуры Албании стремились ускорить рыночные реформы в экономике и обеспечить интенсивное развитие предпринимательства. Впрочем экономические и институциональные реформы через политическую нестабильность и отсутствие последовательной стратегии оставались фрагментарными. Рынок воспринимался широкими слоями населения положительно только когда речь шла о дорогие автомобили, предметы роскоши, видеоаппаратуру, но негативно когда - об инфляции, высокие цены, безработица, коснулись даже военных и шахтеров.

Конфликт, который возник в Албании в начале 1997 г. в результате краха финансовых трастов - «пирамид» и обмана сотен тысяч вкладчиков, поставил эту страну на грань гражданской войны. Президент Албании Сали Бериш ввел чрезвычайное положение. И только прибытие пятитысячного международного миротворческого контингента позволило нормализовать ситуацию. Правительство Александра Мексі ушел в отставку. Проведены досрочные парламентские и президентские выборы. Сформировано коалиционное правительство во главе с лидером социалистической партии Фатосом Нано.

Новое правительство не смогло овладеть ситуацией в стране, вывести общество из политического и экономического кризиса. Премьер-министр Ф. Нано был вынужден осенью 1998 г. подать в отставку. Новым Президентом страны избран Реджепа Мейдані. Премьер-министром Албании стал Панделі Майко.

По форме организации государства Албания - унитарное государство, а по форме государственного правления - парламентская республика. Законодательным органом является Народное собрание в составе 155 депутатов. 115 из них избираются в одномандатных округах и 40 - пропорционального представительства сроком на 4 года. Президент страны избирается Народным собранием сроком на 5 лет. 24 июня 2002 г. с согласия обеих ведущих политических сил - правящей Социалистической и оппозиционной Демократической партий Президентом Албании избран Альфреда Моисею. Президент не представляет ни одну из партий.

Таким образом, уроки политической трансформации в Албании и конца 80-х pp. XX в. в целом свидетельствуют, что даже в стране с традиционным бременем политического экстремизма мере последовательного развития политических институтов в конце концов неизбежно перевесит механизм демократического решения общественных противоречий. Сейчас Албания воспринимается как страна, которая является образцом стабильности и безопасности в регионе.

Во внешней политике Албания ориентируется на Соединенные Штаты Америки, стремится интегрироваться в Европейский Союз и НАТО.

В начале XX века известный венгерский писатель Эндре Ади назвал Венгрию (территория - 93 тыс. кв. км; население - 10,1 млн. чел.) «беспредельной страной», землей, что тяготеет к Западу, то к Востоку. События конца 80-х - начале 90-х годов убедительно подтвердили эту тенденцию. После распада Восточного блока Венгрия стремительно переориентировалась на Запад, но с начала 1993 p., когда антисоветская истерия угомонилась и на первый план выступили экономические проблемы, произошел соответствующий поворот в сторону Востока.

В 1989 г. по инициативе социалистического руководства страны Венгерская Народная Республика была переименована в Венгерскую Республику.

В ходе трансформации в Венгрии сложилась новая система политической власти - парламентская республика во главе с Президентом, но при доминантной роли премьер-министра.

По новой Конституции, высшим органом государственной власти и представительным органом народа Республики Венгрии является государственное собрание - избираются каждые четыре года и представляют собой однопалатный парламент. Главой государства является Президент республики, избираемый Государственным собранием сроком на четыре года с правом повторного переизбрания и является выразителем единства нации и гарантом демократического функционирования государственных органов. Премьер-министр избирается Государственным собранием по представлению Президента республики. Министров назначает и увольняет Президент республики по рекомендации премьер-министра. Премьер-министр руководит заседаниями правительства и обеспечивает исполнение его постановлений и решений. Судопроизводство осуществляется Верховным судом, столичным судом, а также местными судами. Конституционный суд следит за конституционностью законов и выполняет другие задачи, предусмотренные законом.

Основной Закон страны определил структуру, права и обязанности органов местного самоуправления. Объединение избирателей в общинах, городах, столице и ее районах имеют право на местное самоуправление, которое является формой независимого демократического управления местными общественными делами, формой осуществления местной власти в интересах населения. Члены органов местного самоуправления избираются представительные органы или путем местного референдума сроком на четыре года. Орган местного самоуправления возглавляет мэр. Представительный орган может избирать комитеты и образовывать бюро.

В Венгрии сформировалась многопартийная система. Представители шести ведущих политических партий и в 1990 p., и в 1994 г. вошли в парламент. Это - Венгерский демократический форум, Независимая партия мелких хозяев, Христианско-демократическая народная партия, Союз свободных демократов, Союз молодых демократов, Венгерская социалистическая партия. Политические партии представляют соответствующие идейно-политические течения (христианско-консервативной, либерально-рыночную и социал-демократическую), имеют авторитетных лидеров.

После выборов парламента в 1990 г. было сформировано коалиционное правоконсервативный правительство из представителей партии христианско-демократической ориентации. Премьер-министром стал лидер Венгерского демократического форума, бывший диссидент, литератор Йожеф Антал, которого после его смерти в 1993 г. заменил Петер Барош, министр этого самого правительства. Председателем парламента, а затем Президентом Венгрии избран Арпада Гьонца, лидера Союза свободных демократов, драматурга.

На парламентских выборах в мае 1994 г. Венгерская социалистическая партия получила 209 мандатов (из 386), Союз свободных демократов - 70, Венгерский демократический форум - лишь 37. Одна из причин, обусловивших поражение Венгерского демократического форума, - общее недовольство тем, как правительство осуществляет программу национального возрождения, в частности перераспределение общественной собственности, что проводился в двух направлениях: реституции и приватизации. Следствием реституции стало выведение из сельскохозяйственного оборота значительных земельных угодий (не все бывшие владельцы, которые получили землю, были способны или стремились обрабатывать ее), что в значительной степени обусловило кризис в сельском хозяйстве. Особое недовольство вызвал переход собственности в руки западных предпринимателей. И реституция и приватизация сопровождались стремительным ростом безработицы, социальным расслоением, потерей уверенности в завтрашнем дне, разгулом преступности.

После длительной дискуссии еще в 1989 г. произошла переоценка событий 1956 p., в итоге назвали народным восстанием, а реабилитированного руководителя правительства того времени Имре Надя публично перепохована. В марте 1991 г. с подчеркнутым вниманием на правительственном уровне было обставлено частный визит австрийского наследника венгерской короны Отто Габсбурга и его семьи. Эти правительственные акции в обществе получили неоднозначную оценку. Негативную реакцию большинства населения вызвали попытки средств массовой информации реабилитировать участие Венгрии в войне на стороне Гитлера, что подавалось на радио, телевидении и в прессе как проявление венгерского патриотизма в борьбе против большевизма. К этому следует добавить обострение отношений с соседними странами. Заявление И. Антала 1990 г. о том, что в духовном плане он чувствует себя премьер-министром не только Венгрии, но и всех венгров, вызвала негативную реакцию в Чехословакии, Румынии и Югославии.

В июле 1994 г. Президент Венгрии Арпад Гьонц поручил лидеру Венгерской социалистической партии Дьюлі Хорну, экономисту по специальности, дипломату за опытом работы сформировать новое правительство. В конце 80-х годов Дьюла Хорн сыграл заметную роль в реформировании партии, членом Центрального комитета которого он был. Он - один из основателей Венгерской социалистической партии, которая вошла в состав Социалистического Интернационала, выступил за выход Венгрии из Варшавского Договора и вступление в НАТО.

Вновь созданное правительство столкнулся со сложными экономическими проблемами. Правительства Д. Хорна сразу пришлось решать две проблемы: укрепление финансов государства и улучшения социального положения незащищенных слоев населения. Правительство предложило осуществить ряд мер, направленных на корректировку экономических реформ. Речь шла, прежде всего, о наведении порядка в сфере приватизации путем отмены реституции и взятия государственного имущества под контроль общественности. Цель приватизации - не обогащение без меры отдельных граждан, а повышение эффективности экономики. Приватизация должна осуществляться только в тех отраслях, где она будет приносить неоспоримые и реальные преимущества: в сферах торговли и обслуживания. Будут приватизироваться и небольшие производственные предприятия. Социалисты принципиально против передачи в частные руки крупных производственных структур. Задачей нового правительства и стал поиск баланса между различными формами собственности в сельском хозяйстве. Лишь 16 % бывших пайщиков решили образовать единоличные хозяйства. Остальные либо вернулись к старым кооперативов, или объединились в новые. Предусматривалось предоставление преимуществ отечественным производителям сельскохозяйственной продукции.

Новое правительство намеревался проследить, чтобы в коммерческих банках «контрольный пакет» принадлежал гражданам страны, чтобы из страны не всплывали привлеченные капиталы. Были определены приоритетные направления реформирования экономики: модернизация и реструктуризация экономики как средство достижения экономического роста, снижение на этой почве безработицы; выравнивание внешнего и внутреннего баланса и обуздания инфляции; снижение социальной напряженности и передачи социальной политики в ведение органов местного самоуправления.

Во внешней политике Венгрия, поддерживая связи с западными странами, стала полноправным членом Совета Европы, ориентировалась на вступление в Европейский Союз и НАТО (на референдуме в ноябре 1997 г. за вступление в НАТО проголосовало 85 процентов граждан). В последнее время Венгрия сделала политический поворот в сторону России (состоялся обмен правительственными делегациями) и СНГ.

Венгрию и Украину связывают не только 215 км. общей границы и наличие венгерского меньшинства - 200 тысяч венгров, проживающих в Закарпатье. В 1991 г. Венгрия подписала с Украиной декларацию о соблюдении и защите прав национальных меньшинств. В Венгрии проживает около 5 тысяч украинцев. Создана и действует национальная ассоциация украинцев.

В мае 1998 г. в Венгрии прошли выборы в Государственных сборов. На выборах победила правая оппозиционная Венгерская Гражданская партия, получившая в парламенте 148 мест из 386. Венгерская Социалистическая партия, которая была при власти, - 134 мандата против 209, которые она имела ранее. Премьер-министром Венгерской Республики стал лидер партии-победительницы, 35-летний Виктор Орбан (социалисту Дьюлі Хорну - 66 лет), представитель гвардии молодых демократов, самый молодой в Европе руководитель высшей исполнительной власти. Молодые демократы, пришедшие к власти, за образец для правления приняли канцлерівську немецкую систему.

В августе 2000 г. новым Президентом Венгрии избран Ференца Мадла. Если за А. Гьонцем прочно утвердился имидж «отца нации», то Ф. Мадл скорее претендует на титул "учителя нации". После победы Социалистической партии Венгрии на парламентских выборах в мае 2002 г. премьер-министром страны назначен Петера Медгеші, летом 2004 г. правительство возглавил лидер этой партии Ференц Дюршань (Дюршані).

В марте 1999 г. Венгрия вступила в НАТО, в мае 2004 г. стала членом Европейского Союза.

Еще в ноябре 1945 г. известный политический деятель Иштван Бибо отмечал, что венгерская демократия страдает из-за двойной страх: перед пролетарской диктатурой, и перед реакцией. Настоящий путь демократии пролегает между этими двумя экстремы. Это - путь спокойной и стабильной реформаторской политики. Как свидетельствует анализ, политические силы Венгрии, что пришли сейчас к власти, стремятся реализовать именно такой подход.

Когда речь идет о трансформации политических и экономических структур Словакии (территория - 49 тыс. кв. км.; население - 5,4 млн. чел.), важно учитывать геополитические особенности этой страны. Политологи определяют ее как «между». Словакия «расположена» между западными современными методами труда и потребительской психологией, между действующей парламентско-демократической системой и проявлениями авторитаризма, между политически стабильной Европой, хаотичными Балканами и ненадежным Востоком. Следовательно, Словакия занимает в Европе «середину».

Вместе с тем следует назвать две особенности современного политического и экономического положения Словакии. Во-первых, граждане этой страны, учитывая исторический опыт (распад Австро-Венгрии, Вторую мировую войну и фашистское господство), считают, что судьба Словакии как малого государства в значительной мере зависит от стабильных отношений между великими державами. Во-вторых, более чем 40-летнее господство авторитарного режима сформировало у людей сознание полной зависимости от властных структур, государства, что создает трудности на пути формирования гражданского общества, в котором не только правительство, но и каждый гражданин должен брать на себя ответственность за состояние дел в стране.

Согласно Конституции, принятой парламентом 1 сентября 1992 p., единственным конституционным и законодательным органом страны является Национальный Совет Словацкой Республики, который избирается на четыре года в составе 150 депутатов. Главой государства Словацкой Республики является Президент, который избирался до мая 1997 г. Национальным Советом тайным голосованием на 5 лет. Президент назначает главу правительства, формирует правительство. Соблюдение властными структурами конституционных норм контролируется Конституционным судом, члены которого по представлению Президента утверждаются Национальным Советом.

Как и в других восточноевропейских странах, в Словакии после «бархатной революции» возникло более 100 политических партий и общественных движений. Из 33 политических партий, которые официально зарегистрированы в парламенте после выборов 1992 г. были представлены шесть. Движение за демократическую Словакию в коалиции со Словацкой национальной партией создал парламентское большинство. Лидер Движения Владимир Мечиар возглавил правительство.

В. Мечиар объявил себя сторонником последовательных, рассчитанных на длительный период рыночных реформ. Личное кредо В. Мечиара: «Я за приватизацию, но последовательную, в течение нескольких лет, пока не созреют условия». В политической сфере признано неоправданным стремление применять авторитарные методы руководства. Более перспективными считают компетентность, политический реализм и прагматизм в государственном управлении.

На нынешнем этапе Словакия по темпам экономического развития занимает третье место среди восточноевропейских стран. Завершено приватизации в промышленности. В сельском хозяйстве сохранены коллективные хозяйства и кооперативы. В стране наблюдается устойчивая тенденция подъема жизненного уровня населения. Средняя заработная плата составляет 260-270 долларов США в месяц.

Словакия, как и другие страны «Вышеградской группы - Венгрия, Польша и Чехия, стремится войти в Европейский Союз и НАТО. За вступление Словакии в НАТО высказывается 38 % ее граждан, более 50 % против. Не дал ответа на этот вопрос и проведен в мае 1997 г. референдум. Ян Луптак, лидер Рабочей партии, считает, что «высокомерные головы, особенно в оппозиции, без умолку отмечают, что, вступив в НАТО, Словакия вернется в Европу. Это какой-то бред, а не аргументация. Мы были, есть и будем в центре Европы. Больше всего поражает то, что, имея горький опыт коммунистическо-кремлевского чинопочитание, словаков снова хотят подчинить какому-то транснациональном органу, который вместо них будет решать, где, когда и при каких условиях в связи с его командой начнут размещать натовские части и ядерные ракеты». Сам Мечиар как бы сидит на двух стульях: хочет, чтобы Словакия вошла в НАТО и одновременно не потеряла рынков России. Один пражский комментатор такое отношение к членству в военном блоке сравнил с решением футболиста перейти к известного клуба, получать зарплату наравне с партнерами, но не принимать участия в играх за риск быть травмированным.

В сентябре 1998 г. на парламентских выборах победила коалиция демократических партий. Новым главой правительства стал представитель этой коалиции Микулаш Дзуринда. Вскоре был принят Закон о прямые президентские выборы. В мае 1999 г. Президентом Словакии стал кандидат от этой коалиции Рудольф Шустер, который победил во втором туре Владимира Мечиара. По Г. Шустера проголосовало 57 % избирателей. До этого в Словакии было два президента. Первого - Юзефа Тиссо - в годы Второй мировой войны Гитлер назначил. Второго - Михала Ковача - избран парламентом в январе 1993 г. согласно новой Конституции Словакии. Г. Шустер - третий Президент Словацкой Республики.

Приход к власти политических партий правого толка и избрания Президентом Словацкой Республики Рудольфа Шустера создали благоприятные социально-экономические и политические условия для того, чтобы Словакия уже в 2004 г. стала членом не только организации Североатлантического договора, но и Европейского Союза.

Двусторонние украинско-словацкие отношения характеризуются стабильностью, уравновешенностью. В декабре 2002 г. на саммите НАТО в Праге Президент Словацкой Республики Рудольф Шустер публично выступил в защиту украинского Президента. «До последнего времени у нас сохранялись хорошие отношения. Должны ли мы сегодня на человека, которая вчера была и все еще остается нашим другом, нападать из-за не доказанную, а только обнародованную подозрение (продажа ракетно-зенитных комплексов «Кольчуга» Ираку)?", - заявил тогда глава Словацкого государства.

В апреле 2004 года четвертым Президентом Словакии на всеобщих выборах избран Ивана Гашпаровича, который победил во втором туре Владимира Мечиара. И. Гашпарович до 1992 года был Генеральным прокурором Чехословакии, позже возглавлял парламент Словакии.

В Чехословакии судьба революции решалась на выборах. Свержение авторитарного режима мало хоть и «бархатный», но взрывной характер. В конечном итоге страна в январе 1992 г. без взвешенного анализа и тщательной подготовки распалась на две суверенные государства, каждое из которых имеет свою концепцию политических и экономических реформ.

Согласно Конституции, принятой в декабре 1992 p., законодательная власть в Чешской Республике (территория - 78,9 тыс. кв. км; население - 10,3 млн. чел.) принадлежит парламенту. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей, в которой сроком на четыре года избираются 200 депутатов и Сената, куда входит 81 сенатор, которых избирают сроком на шесть лет. Одна треть сенаторов переизбирается каждые два года. Президент Республики является главой государства и избирается парламентом сроком на пять лет. Президент страны назначает премьер-министра и, по его представлению, членов правительства. Правительство должно получить в Палате представителей вотум доверия. Судебная власть осуществляется независимыми судами от имени республики. Конституционный суд является судебным органом защиты конституционности. Чешская Республика разделена на муниципалитеты, которые являются главными единицами местного самоуправления. Высшими единицами местного самоуправления являются земли или области. Независимое управление муниципалитетом осуществляет совет представителей.

На политическом ландшафте современной Чехии длительное время выделялись две фигуры: Вацлав Гавел - Президент Чехии, Вацлав Клаус, премьер-министр страны. их отношения сложились непросто, прежде всего из-за расхождения во взглядах относительно темпов проведения реформ. Президент выступает за врівноваженіший подход, В. Клаус - сторонник ускоренных темпов и более радикальных преобразований. В. Клаус исповедует тэтчеризм, а сама «железная леди» когда-то сказала: «Это счастье для Чехословакии, что у нее есть Вацлав Клаус, лучший в Европе министр финансов».

В октябре 1990 г. В. Клаус был избран лидером Гражданского форума, а через год - премьер-министром Чехословакии.

По общему заключению, Чехия среди стран Центральной и Восточной Европы наиболее последовательно и комплексно проводит экономические рыночные реформы, основой которых является консервативно-либеральные идеи.

Открывая проведения политических и экономических преобразований, В. Клаус двинулся путем создания организационно крепкой, с определенной политической платформой Гражданской демократической партии, что, как отмечают политологи, является самой мощной и четко профилированной организацией правых сил во всей Восточной Европе. Второй (не по значению) предпосылкой результативности этих преобразований является то, что Клаус отнесся к их реализации профессионально, потому что сам является специалистом макроэкономических процессов. В докторской диссертации еще в 1967 г. он исследовал проблему инфляции современного капитализма, а в 1970 г. опубликовал монографию «Введение в анализ инфляции в чехословацкой экономике». В отличие от Отто Шика, известного чехословацкого экономиста, Клаус не признавал сочетание плана и рынка, считал единственно приемлемым вариантом последовательное применение рыночных отношений. В своей новой роли премьер-министра Вацлав Клаус создал группу из перспективных сотрудников Центрального банка в котором сам долгое время работал, ученых Института прогнозирования, Института экономики. Эта группа на основании научных исследований выработала концепцию рыночных пере творениям в Чехословакии, которая основывалась на двух посту латах: частная собственность является катализатором роста экономики; лучшая социальная политика - это надежная экономика.

Важно отметить и то, что в стратегии экономических преобразований исходили из понимания реформы - не как академического вопрос, а как проблемы политической, для решения которой крайне важно завоевать достаточную политическую поддержку. С этой целью необходимо, во-первых, сделать все, чтобы население максимально поддержало приватизацию, было заинтересовано в ней; во-вторых, приватизировать все надо быстро, рассчитывать на решительность, собственные усилия и ресурсы, а не на помощь из-за рубежа. В. Клаус: «Мы знаем, что наши проблемы должны решать сами и не ждать, что наши соседи за нас это сделают».

Приватизация в Чехии, которая началась в 1990 p., осуществлялась в три этапа. Первый - реституция: возвращение имущества бывшим владельцам, которые смогли доказать свое право на недвижимость, землю и т.д. Физическим лицам возвращено, в частности, около 100 тыс. домов. Второй - малая приватизация, которую практически закончено. До новых хозяев перешло 22 тыс. магазинов, гостиниц, объектов сферы быта и т.п. И, наконец, третий - большая приватизация (определено 4,5 тыс. крупных предприятий, имеющих приватизироваться), которая завершается. В стране выросло производство, но доля промышленности падает по сравнению со сферой услуг, безработица удерживается на уровне 3,6 процента.

Рыночные реформы воспринимались в Чехии неоднозначно. Критика была слева: людей приносят в жертву «шоковой» терапии, растут инфляция и безработица, что вызывает социальное недовольство. Правые упрекали авторам реформ при сохранении регулирования заработной платы, дотирования крупных предприятий, отсутствие рынка жилья, затратную социальную политику и высокий, даже в Европе, уровень налогообложения. При этом Клаус прекрасно сознавал, что повседневная жизнь для большинства чехов и далее остается борьбой за существование, а плодами изменений пока пользуется достаточно тонкий, хоть и ощутимый слой общества.

По наблюдениям социологов, Гражданская демократическая партия, находясь у власти под критическим обстрелом «левых» и «правых», сохранила сравнению с другими политическими партиями, в том числе левой ориентации, высокий рейтинг у населения и самые высокие шансы на успех в парламентских выборах (1996).

Накануне выборов прогнозировалось, что избиратели отдадут половину голосов Гражданской демократической партии, 17 % - Чешской социал-демократической партии (ее лидер Милош Земан) и лишь 7 % - Компартии Чехии и Моравии. Результаты парламентских выборов, которые состоялись в Чехии в конце мая - начале июня 1996 p., стали несколько неожиданными. Правоцентристский блок В. Клаус получил 99 мандатов из 200, ему не хватило двух мандатов, чтобы получить парламентское большинство. Ощутимую победу одержали социал-демократы (26 % избирателей) и коммунисты (10,5 %). После длительных переговоров правительство было сформировано во главе с Вацлавом Клаусом. Программа нового правительства подтвердила курс на рыночные реформы при одновременном усилении социальной поддержки населения.

И все же Чехии не удалось избежать правительственного кризиса. Причиной стал выявленный факт пожертвования Гражданской демократической партии, основной во властной коалиции, 7,5 млн. крон (около 250 тыс. долларов). По чешскому законодательству, такое пожертвование не должно превышать 100 тыс. крон. Президент Чехии Вацлав Гавел, несмотря на благосклонное отношение к В. Клауса, заявил, что тот должен уйти в отставку. Премьер-министр после некоторого колебания объявил об отставке всего возглавляемого им правительства. Премьер-министром страны стал 47-летний председатель Центрального банка страны Йозеф Тошовский.

Досрочные выборы в Палату представителей Чехии, которые произошли летом 1998 p., привели к политическому компромиссу: лидер социал-демократов Милош Земан возглавил правительство, а в Гражданской демократической партии достались руководящие посты в обеих палатах. Как предполагают чешские аналитики, в стране сохранится предыдущий экономический и политический курс.

О поддержке гражданами Чехии этого курса показали выборы в парламент, которые состоялись в июне 2002 г. и принесли победу социал-демократам - 70 мест из 200. За ними идут правоцентристские гражданские демократы экс-премьера Вацлава Клауса - 58 мест. Третий результат - 41 парламентский мандат - у коммунистов.

Правительство возглавил лидер социал-демократов Владимир Шпидла (вице-премьер в правительстве Милоша Земана). Чехия замерла в тревожном ожидании президентских выборов в начале 2003 г. Вацлав Гавел, который, по Конституции, не имел права избираться на третий срок, оставался самым популярным политиком в стране.

Хотя Вацлав Гавел отказался характеризовать себя как левого или правого, он в большей степени является сторонником коммун, чем классическим либералом, и скорее левым, чем правым. Он подчеркивал, что демократии надо несколько больше, чем политические партии и свободные выборы. Демократия без гражданского общества похожа на тело без кровообращения.

В марте 2003 г. в результате третьего тура повторных президентских выборов в парламенте страны Президентом Чехии был избран Вацлава Клауса. По В. Клауса отдали свои голоса 142 с 281 депутатов двух палат парламента. С Гавелом чешский парламент поступил не по-дружески. Ему было отказано в президентской пенсии. Зато Вацлава Гавела вновь выдвинут в номинанты Нобелевской премии мира.

В июле 2004 года подал в отставку премьер-министр Чехии, лидер социал-демократов Владимира Шпидла. Новым премьер-министром и лидером социал-демократов стал 34-летний Станислав Гросс.

Весной 1999 г. Чехия стала членом Североатлантического альянса, а в мае 2004 г. - членом Европейского Союза.