Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 71

Тема. Многозначные глаголы. Составление описания внешности человека

 

Цель: учить ставить вопросы к глаголам; формировать умение составлять описание внешности человека, подбирая наиболее точные слова для выражения своей мысли; развивать связную речь учащихся; воспитывать внимание, сообразительность, отзывчивость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (упражнение 25)

- Какие слова - названия действий вы подчеркнули?

- Как вы разделили для переноса слова Андрюша возьми?

2. Минутка чистопису

чя дя ся лицо

- Напишите строчку буквосочетаний и введите их в слова. (Обочину, слава, смеется)

- Со словом лицо составьте и запишите предложение. (У Маши смуглое лицо.)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим знакомиться со словами - названиями действий, не только близкими и противоположными по значению. Мы выясним, что есть многозначные слова - названия действий. Также будем учиться составлять описания людей. И сегодня мы опишем Грица, о котором вы читали в домашнем упражнении.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Составление описания внешности мальчика (упражнение 26)

- Пользуясь материалом упражнения 25 и рисунком на с. 15, устно составьте коротенький описание Грица.

Какое у Григория лицо? Какие волосы? (У Гриши личико светлое, золотистый хохолок.)

- На нем одежда? (Он одет в зеленую футболку с желтыми полосками, в желтые штанишки.)

- Во что мальчик обут? (Обут в голубовато-белые ботинки.)

- Кого держит Гриша на руках? (На руках Гриша держит беленькое крольчонок.)

- Опираясь на вопросы в упражнении 26, запишите краткое описание мальчика в тетрадь.

2. Коллективная работа с учебником (упражнение 28)

- Прочитайте предложения и проследите, какие разные действия означает слово идет.

- В каждом предложении слове идет замените другим, близким по значению. (Падает снег. Плывет пароход. Едет поезд. Наступает весна. Проходит время. Происходит концерт.)

- Запишите получившиеся предложения.

- Какой вывод из этого упражнения мы сделаем? (Слово идет имеет не одно, а несколько значений, потому его употребляют и вместо плывет, и вместо несется, и вместо уходящего, и вместо происходит.

Значит, его можно назвать многозначным.)

- Приведите свои примеры многозначных названий действий. (Читать книгу, читать следы; плывет спортсмен, плывет облачко; ударил кулаком, ударил гром, ударили барабаны.)

3. Физкультминутка

 

V. Закрепление изученного материала

1. Выборочный диктант

- Выпишите слова - названия действий из прочитанного мной текста.

ШУТКА

Иринка проснулась, оделась и обулась,

вмилась, попоїла, под вишней села.

Лениво зевнула, вздохнула тоскливо,

легла возле дома под вишней спать.

(С. Косенко)

- Прочитайте слова, которые вы выписали. (Проснулась, оделась, обулась, вмилась, попоїла, села, зевнула, вздохнула, легла спать)

- К каким из них в первом предложении можно подобрать слова, близкие или противоположные по значению? (Проснулась - проснулась - заснула; оделась - оделась - разделась; обулась - роззулась; вмилась - причепурилась; попоїла - позавтракала; села - встала)

2. Коллективная работа с учебником (упражнение 27)

- Подготовьтесь и прочитайте стихотворение хором.

- Поставьте вопрос к выделенным словам. (Что будем делать? - Будем расти, жить)

- Выучите стихотворение наизусть. Подготовьтесь записать по памяти две последние строки. (Будем верно служить Отечеству.)

- Проверьте написанное по учебнику.

 

VI. Итог урока

- Что вас больше всего заинтересовало на уроке?

- Какие бывают по значению слова - названия действий? (Близкие, противоположные, многозначные)

- Приведите примеры.

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 29.