Урок 71
Тема. Многозначные глаголы. Составление описания внешности человека
Цель: учить ставить вопросы к глаголам; формировать умение составлять описание внешности человека, подбирая наиболее точные слова для выражения своей мысли; развивать связную речь учащихся; воспитывать внимание, сообразительность, отзывчивость.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 25)
- Какие слова - названия действий вы подчеркнули?
- Как вы разделили для переноса слова Андрюша возьми?
2. Минутка чистопису
чя дя ся лицо
- Напишите строчку буквосочетаний и введите их в слова. (Обочину, слава, смеется)
- Со словом лицо составьте и запишите предложение. (У Маши смуглое лицо.)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим знакомиться со словами - названиями действий, не только близкими и противоположными по значению. Мы выясним, что есть многозначные слова - названия действий. Также будем учиться составлять описания людей. И сегодня мы опишем Грица, о котором вы читали в домашнем упражнении.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Составление описания внешности мальчика (упражнение 26)
- Пользуясь материалом упражнения 25 и рисунком на с. 15, устно составьте коротенький описание Грица.
Какое у Григория лицо? Какие волосы? (У Гриши личико светлое, золотистый хохолок.)
- На нем одежда? (Он одет в зеленую футболку с желтыми полосками, в желтые штанишки.)
- Во что мальчик обут? (Обут в голубовато-белые ботинки.)
- Кого держит Гриша на руках? (На руках Гриша держит беленькое крольчонок.)
- Опираясь на вопросы в упражнении 26, запишите краткое описание мальчика в тетрадь.
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 28)
- Прочитайте предложения и проследите, какие разные действия означает слово идет.
- В каждом предложении слове идет замените другим, близким по значению. (Падает снег. Плывет пароход. Едет поезд. Наступает весна. Проходит время. Происходит концерт.)
- Запишите получившиеся предложения.
- Какой вывод из этого упражнения мы сделаем? (Слово идет имеет не одно, а несколько значений, потому его употребляют и вместо плывет, и вместо несется, и вместо уходящего, и вместо происходит.
Значит, его можно назвать многозначным.)
- Приведите свои примеры многозначных названий действий. (Читать книгу, читать следы; плывет спортсмен, плывет облачко; ударил кулаком, ударил гром, ударили барабаны.)
3. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Выборочный диктант
- Выпишите слова - названия действий из прочитанного мной текста.
ШУТКА
Иринка проснулась, оделась и обулась,
вмилась, попоїла, под вишней села.
Лениво зевнула, вздохнула тоскливо,
легла возле дома под вишней спать.
(С. Косенко)
- Прочитайте слова, которые вы выписали. (Проснулась, оделась, обулась, вмилась, попоїла, села, зевнула, вздохнула, легла спать)
- К каким из них в первом предложении можно подобрать слова, близкие или противоположные по значению? (Проснулась - проснулась - заснула; оделась - оделась - разделась; обулась - роззулась; вмилась - причепурилась; попоїла - позавтракала; села - встала)
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 27)
- Подготовьтесь и прочитайте стихотворение хором.
- Поставьте вопрос к выделенным словам. (Что будем делать? - Будем расти, жить)
- Выучите стихотворение наизусть. Подготовьтесь записать по памяти две последние строки. (Будем верно служить Отечеству.)
- Проверьте написанное по учебнику.
VI. Итог урока
- Что вас больше всего заинтересовало на уроке?
- Какие бывают по значению слова - названия действий? (Близкие, противоположные, многозначные)
- Приведите примеры.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 29.