Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 70

Тема. Итоговый урок за II семестр

 

Цель: подвести итоги работы в 3 классе, повторить и закрепить изученный материал; развивать речь, мышление; воспитывать внимательность, наблюдательность, интерес к языку.

Тип урока: урок закрепления знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Анализ контрольной работы

 

III. Работа по теме урока

1. Прочитайте потешку. Скажите, о ком или о чём говорится в ней. Назовите звуки, которые повторяются. назовите рифмы

Дедушка Ежок,

не ходи на бережок:

там растаял снежок,

заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

красные сапожки.

2. Волшебные превращения

— Прочитайте данные предложения справа налево. Что вы заметили?

Коту тащат уток.

Кит на море романтик.

Мокнет Оксана с котёнком.

Олесе весело!

Нажал кабан на баклажан.

3. Какое весёлое время года приближается?

— Где вы будете отдыхать летом?

— Прочитайте и отгадайте загадку. И вы узнаете, где можно чудесно отдохнуть, набраться сил.

• Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи

В зелёный дом —

Чудеса увидишь в нём. (Лес)

В. Фетисов

— Какие чудеса можно встретить в лесу?

— Отгадайте загадки, запишите отгадки. Поделите слова-отгадки на слоги.

• Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (Земляника)

 

• Эй, звоночки, синий цвет,—

С язычком, а звука нет! (Колокольчик)

 

• Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной.

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш)

 

• Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

 

• Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

 

• Как сажа, черна,

Как сметана, бела.

Люблю всем лесам

Рассказать, где была. (Сорока)

 

• Я сознаюсь, виновата,

Я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком,

Часто бегала тайком. (Лиса)

 

• Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

 

• Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова)

— Кого из лесных жителей величают Патрикеевной? А почему? Сейчас узнаем!

ПОЧЕМУ ЛИСА — ПАТРИКЕЕВНА?

Лису часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Патрикей — имя старинное и происходит от латинского слова «патриций», то есть «аристократ». Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патриций. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к».

Поэтому и получилось — Патрикей. Имя это давалось только детям княжеского рода.

Лет семьсот назад жил-был новгородский князь Патрикей Наримунтович. Князь этот так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то как верная наследница хитрого князя и получила отчество Патрикеевна.

Ю. Дмитриев

— Летом отдыхайте, дружите с природой, всё подмечайте, запоминайте. Набирайтесь сил, здоровья, жизненной мудрости!

Учились мы старательно

От осени до лета,

Ведь это замечательно

И очень увлекательно —

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты!

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

Но если лето тут как тут —

Пускай нас тайны подождут.

В. Левин

— Счастливых каникул! До встречи в четвёртом классе на уроках русского языка!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Тексты для аудирования

НА КРАЮ ПОЛЯ

От дома лесника, где живёт Димка с отцом и матерью, до деревни Талицы четыре километра. Димка туда в школу ходит. Каждый день, туда и обратно, по восемь километров. Можно доехать на автобусе, но он любит ходить пешком, если, конечно, хорошая погода.

Димкин дом стоит на краю леса. От него до Талицы дорога полем идёт. Прямая как стрела. По краям дороги трава растёт. И ни одного дерева вокруг.

Только в одном месте стоит беленькая берёзка. Осенью падают с берёзки Димке под ноги золотые листья.

Идёт Димка из школы. Сегодня Димке радостно, он высший балл по географии получил.

Проехала машина. Димка помахал ей рукой. Смотрит — остановилась. Прямо у берёзки. Мотор не работает. Вышел шофёр. Видит, в яму машина попала. Взял он топор и к берёзке направился. У Димки сердце остановилось.

— Дядя! — закричал.— Подожди, не руби берёзку!

Не слышит шофёр. Поднял топор. Побежал к нему Димка:

— Дядя! Дядя! — кричит.

Тот смотрит на Димку. Глаза у шофёра сердитые и лицо усталое.

— Что тебе? — говорит. А Димка чуть не плачет.

— Дядя, не руби берёзку. Она же маленькая.

— Сам вижу, что маленькая, самому жалко,— говорит шофёр.— Да видишь, машина в яму попала. Надо что-нибудь под колёса положить. А сам смотрит на Димку виновато.

Тогда Димка сказал:

— Давайте, я в деревню за трактором сбегаю.

— Ну, нет! У меня времени мало. Я опаздываю.

— Тогда...— Димка посмотрел вокруг.— тогда я камней принесу. Вон камни, недалеко. Их весной привезли. Дорогу хотели строить... Да вы не волнуйтесь, я быстро.

Побежал Димка за камнями. Вернулся. В глазах радость.

— Куда бросать? — спрашивает.

Шофёр не ответил и тоже пошёл за камнями. Вдвоём они носили камни, бросали их под колёса. Наконец машина выбралась из ямы. Сидит шофёр в машине, доволен.

— Тебе далеко? — спрашивает он у Димки.

— Да нет. Вон там, у горы, дорога к лесу.

— Ну, садись. Поедем.

Сел Димка с шофёром. Быстро бежит машина. Доехали до горы. Остановился шофёр. Димка спрыгнул на землю.

— До свидания,— сказал шофёр. Помолчал. Улыбнулся и тихо добавил:

— Спасибо тебе, мальчик.

По Ф. Халтурину

Выберите правильный ответ.

1) Димка часто ходит в школу пешком, потому что:

а)    нельзя доехать на автобусе;

б)    любит прогулки на свежем воздухе;

в)    всегда рад общению с природой.

2) Димка не хотел, чтобы срубили берёзку, так как:

а)    берёзка была маленькой;

б)    берёзка была единственным деревом вдоль всей дороги;

в)    Димка любил природу, всё живое вокруг.

3) Шофёр не срубил берёзку, потому что:

а)    деревце заменили камнями;

б)    мальчик пробудил в нём чувство жалости к берёзке;

в)    стало стыдно перед мальчиком.

4) Димка с радостью носил камни, потому что:

а)    хотел помочь шофёру;

б)    надеялся, что шофёр подвезёт его на машине к дому;

в)    старался спасти берёзку.

5) Шофёр поблагодарил мальчика:

а)    за помощь;

б)    за спасение берёзки;

в)    за то, что Димка помог ему увидеть живую красоту окружающего мира.

6) Выражение сердце остановилось означает:

а)    перебои в работе сердца;

б)    крайнюю степень огорчения;

в)    гнев, злость.

 

УДИВИТЕЛЬНАЯ ВЕРЁВКА

Никто не знал, каким образом котёнок очутился в канале. Канал был широкий, вода в нём осенняя, холодная. А котёнок небольшой.

Люди стояли у решётки и смотрели. Лица у всех были хмурые. До берега не близко, а сил у котёнка мало. И как помочь — неизвестно.

Вдруг подошёл парнишка в рабочей спецовке и сказал:

— Чего смотреть? Надо действовать!

— Знаем,— ответил мужчина в очках.— А как?

Паренёк секунду подумал, потом быстро снял ремешок и сказал:

— Давайте, у кого что есть: галстуки, ремешки, верёвки.

Все зашевелились.

Две девочки вытащили ленты из косичек. Мужчина в очках отдал галстук. Девушка сняла косынку. У старушки нашлась верёвочка.

— Маловато,— сказал паренёк,— надо ещё.

Подбежала девочка и отдала свою скакалку. Подошли мужчина и женщина. Она сняла косынку, он — кушак. Подходили новые люди, давали ещё и ещё.

А паренёк все аккуратно связывал в одну удивительную верёвочку.

— Пенал есть? — спросил он у школьника с сумкой.

Мальчик поспешно вытащил деревянный пенал. Парнишка крепко-накрепко привязал его к концу верёвки, спустил к самой воде, примерился, размахнулся и зашвырнул пенал поближе к котёнку. Верёвка натянулась, пенал шлепнулся и закачался в воде. Котёнок понял, что ему хотят помочь. Он подплыл и вцепился когтями в верёвку. Паренёк дёрнул, и пенал с котёнком медленно поехал к берегу. На берегу было тихо.

Люди смотрели, как паренёк осторожно подтягивал верёвку. Когда котёнок был совсем близко, паренёк протянул руку и схватил его.

И тишина сразу кончилась. Все зашумели, заговорили, засмеялись. Все бросились отвязывать свои мокрые галстуки, ленты, косынки, ремешки. А парнишка посмотрел на дрожащего котёнка и сказал:

— Поехали домой греться!

Он сунул котёнка за пазуху и побежал к трамвайной остановке.

М. Басина

Выберите правильный ответ.

1) События в рассказе происходят:

а) осенью;               

б) весной;               

в) зимой.

2) Мужчина в очках отдал:

а) ленту;                 

б) ремешок;            

в) галстук.

3) Все вещи паренёк связывал в:

а) пучок;                 

б) верёвочку;          

в) косынку.

4) Котёнок вцепился в пенал:

а) зубами;               

б) когтями;              

в) лапами.

5) Люди стояли и смотрели на происходящее:

а) из чувства любопытства;

б) из чувства сострадания;

в) из желания помочь.

6) Слово поспешно — синоним к слову:

а) торопливо;

б) испуганно;

в) сосредоточенно.