Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

9.1. Основные требования к формированию языковой личности старшеклассника

Одна из важнейших задач учителя украинского языка заключается в подготовке языковой личности выпускника. В методической науке это понятие широко используется в последнее время в связи с разработкой коммуникативного подхода к обучению языку. Языковой личностью называют человека, который проявляет высокий уровень языковой и речевой компетенции, уважает, любит и бережет родной язык, человека, способного репрезентировать себя в обществе средствами языка.

Таким образом, языковая личность должна обладать рядом компетенций.

Языковая компетенция: знание языка (языковых единиц, их выразительных возможностей); владение речевыми умениями и навыками.

Речевая компетенция: умение использовать языковые средства, адекватные цели общение - то есть владения речевыми умениями и навыками.

Предметная компетенция: умение воспроизводить в сознании картину мира - предметы, явления и взаимосвязи между ними на основе активного владения общей лексикой.

Прагматическая компетенция: способность к осуществлению речевой деятельности, обусловленной коммуникативной целью, к сознательному выбору необходимых форм, типов вещания, учета признаков функционально-стилевых разновидностей речи (описания, размышления, рассказы).

Коммуникативная компетенция: в широком смысле умение общаться с целью обмена информацией; направлена на решение следующих основных задач:

□ эффективно получать информацию;

□ эффективно передавать информацию;

□ достигать поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

□ получать дополнительную информацию о собеседнике (на основе знаний об объективных закономерности функционирования языка в обществе с целью определения уровня социально-культурного развития человека, его социального статуса, на основе умений различать оттенки информации и голоса собеседника, чтобы оценить его эмоциональное состояние; умений интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст);

□ осуществлять положительную саморепрезептацію - то есть производить приятное впечатление на собеседника или читателя на основе владения культурой речи.

Этнокультур алогичная компетенция обеспечивает формирование национально-языковой картины мира, овладение национально-маркированными языковыми единицами, украинским речевым этикетом.

Социокультурная компетенция - совокупность знаний, связанных с национальной и мировой культурой, сформированные умения согласовывать с усвоенными этическими, эстетическими и другими ценностями собственную речевую и жизненную и творческую деятельность.

Важной особенностью языковой личности является ее постоянный интеллектуальный развитие, развитие психических процессов: памяти зрительной и слуховой, мышление - абстрактного (понятийного) и образного (художественного), наблюдения, воображения - репродуктивной (воспроизводственной) и творческой.

Языковую личность характеризует духовное богатство и способность беречь и развивать языковые традиции национального речевого этикета.

Как известно из психологических исследований, главным признаком личности является наличие сознания и самосознания. Из этого следует, что ведущим признаком языковой личности является языковое сознание и языковое самосознание. Целью изучения украинского языка в школе должно стать формирование национально сознательной языковой личности, что означает не только усвоение выпускниками школы корпуса лингвистических знаний, формирование умений и навыков, но и формирование в них национально-сознательного отношения к языку, что выражается в стремлении и умении говорящих общаться на украинском языке в различных жизненных ситуациях, ответственном отношении к собственной речи, постоянной, упорной работе над его совершенствованием, отстаивании приоритета украинского языка в государстве. К важных средств формирования национального сознания учащихся относятся народная творчество, классические произведения украинской литературы, искусство, собственно украинская лексика, асоціоніми-символы и др. Это обуславливает введение в учебно-воспитательный процесс соответствующего дидактического материала, благодаря которому на уроках украинской языка формируется то особое эмоциональное состояние, которое во многом определяет саму человека как личность, направляет ее интеллектуальное развитие.