9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
9.1. Основные требования к формированию языковой личности старшеклассника
Одна из важнейших задач учителя украинского языка заключается в подготовке
языковой личности выпускника. В методической науке это понятие широко
используется в последнее время в связи с разработкой коммуникативного подхода
к обучению языку. Языковой личностью называют человека, который проявляет высокий
уровень языковой и речевой компетенции, уважает, любит и бережет родной язык,
человека, способного репрезентировать себя в обществе средствами языка.
Таким образом, языковая личность должна обладать рядом компетенций.
Языковая компетенция: знание языка (языковых единиц, их выразительных возможностей);
владение речевыми умениями и навыками.
Речевая компетенция: умение использовать языковые средства, адекватные цели
общение - то есть владения речевыми умениями и навыками.
Предметная компетенция: умение воспроизводить в сознании картину мира -
предметы, явления и взаимосвязи между ними на основе активного владения
общей лексикой.
Прагматическая компетенция: способность к осуществлению речевой деятельности,
обусловленной коммуникативной целью, к сознательному выбору необходимых форм, типов
вещания, учета признаков функционально-стилевых разновидностей речи (описания,
размышления, рассказы).
Коммуникативная компетенция: в широком смысле умение общаться с целью
обмена информацией; направлена на решение следующих основных задач:
□ эффективно
получать информацию;
□ эффективно
передавать информацию;
□ достигать
поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;
□ получать
дополнительную информацию о собеседнике (на основе знаний об объективных
закономерности функционирования языка в обществе с целью определения уровня
социально-культурного развития человека, его социального статуса, на основе умений
различать оттенки информации и голоса собеседника, чтобы оценить его
эмоциональное состояние; умений интерпретировать содержание его высказываний и понять
возможный подтекст);
□ осуществлять
положительную саморепрезептацію - то есть производить приятное впечатление на
собеседника или читателя на основе владения культурой речи.
Этнокультур алогичная компетенция обеспечивает формирование национально-языковой
картины мира, овладение национально-маркированными языковыми единицами,
украинским речевым этикетом.
Социокультурная компетенция - совокупность знаний, связанных с национальной и
мировой культурой, сформированные умения согласовывать с усвоенными этическими,
эстетическими и другими ценностями собственную речевую и жизненную и творческую деятельность.
Важной особенностью языковой личности является ее постоянный интеллектуальный
развитие, развитие психических процессов: памяти зрительной и слуховой, мышление -
абстрактного (понятийного) и образного (художественного), наблюдения, воображения -
репродуктивной (воспроизводственной) и творческой.
Языковую личность характеризует духовное богатство и способность беречь и
развивать языковые традиции национального речевого этикета.
Как известно из психологических исследований, главным признаком личности является наличие
сознания и самосознания. Из этого следует, что ведущим признаком языковой
личности является языковое сознание и языковое самосознание. Целью изучения
украинского языка в школе должно стать формирование национально сознательной языковой
личности, что означает не только усвоение выпускниками школы корпуса
лингвистических знаний, формирование умений и навыков, но и формирование в них
национально-сознательного отношения к языку, что выражается в стремлении и умении
говорящих общаться на украинском языке в различных жизненных ситуациях,
ответственном отношении к собственной речи, постоянной, упорной работе
над его совершенствованием, отстаивании приоритета украинского языка в государстве. К
важных средств формирования национального сознания учащихся относятся народная
творчество, классические произведения украинской литературы, искусство, собственно украинская
лексика, асоціоніми-символы и др. Это обуславливает введение в учебно-воспитательный
процесс соответствующего дидактического материала, благодаря которому на уроках украинской
языка формируется то особое эмоциональное состояние, которое во многом определяет саму
человека как личность, направляет ее интеллектуальное развитие.