8.9. Уроки риторики в старших классах
Рідномовна образование в средней общеобразовательной школе сегодня переживает этап
реформирования. Учета общественных функций украинского языка обусловило
переакцентацію цели обучения в средних образовательных учреждениях, внесения существенных
изменений в программы, в частности введения в старших классах риторики.
Этот раздел включен в программы с целью усиления практического направления
языкового курса, чтобы удовлетворить общественный интерес к риторике как науке и
искусства слова, а также насущную потребность подъема речевой культуры
учащихся.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как
средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного
развития, воспитания образования, как средства установления межличностного и группового
контакта, средства воздействия друг на друга. Значение речи всегда
усвідомлювалося обществом, и поэтому вопросам развития речи детей
уделялось больше всего внимания. Так, М. Ломоносов еще в XVIII веке, создав
"Краткое руководство к красноречию...", отмечал, что без знаний
способов передачи мысли друг другу невозможно построить города, храмы, корабли,
собраться вместе народам. В связи с этим исследование проблем культуры устной
речи, нормы, теории и стилистики текста очень важны для риторики (науки
о красноречии), исследования которой должны быть сориентированы, с одной стороны,
на реальную речевую ситуацию, с другой - на разумный контакт с традицией.
Актуальность данного курса объясняется всевозрастающей потребностью общества в
умении владеть словом.
Интерес
до получения риторических знаний закономерен: современное общество находится в
состоянии кризиса риторической культуры, утраченный престиж речевого этикета - в
семье, в школе, в обществе. В обществе наблюдается неумение говорить,
нежелание думать о качестве вещания - это не просто проблема культуры речи,
но и проблема воспитания личности. Таким образом, с одной стороны, почти
отсутствует социально-эстетическая база для обучения риторике, с другой - остро
возникает потребность в формировании риторических знаний.
Эвристические возможности риторики неисчерпаемы. Эта наука опирается на достижения
лингвистики, культуры речи, развития связной речи (с точки зрения
восприятие и создание высказывания), психологии (проблема психологии
вещания), психолингвистики (теории речевой деятельности), социолингвистики,
теорию коммуникации и т.д. Данные смежных наук: философии, логики, этики
позволяют обосновать, уточнить содержание и методы работы по риторике, что имеет
большое значение для формирования коммуникативной компетенции школьников. Для учителя
очень важно осознать, что классическая риторика возникла не просто как сборник
рецептов красноречия. Большая часть объема "Риторики" Аристотеля,
вся двенадцатая книга "Риторических настанов" Марка Фабия Квінтиліана
посвященные моральным проблемам мовлений мастерства. Риторика - искусство
убеждения, влияния; это накладывает на риторатора большую ответственность;
ему предстоит заслужить доверие людей, завоевать моральное право использовать
свое мастерство на благо общества. Риторика открывает большие возможности
для нового взгляда на системные качества речи, ее виражальни возможности, способствует
формированию и выражению мысли.
Школа не готовит журналистов, писателей, ораторов и др. Однако каждые: выпускник
должен уметь воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и
убеждать других, выступать с предложениями, советами, критикой на собрании, написать
заметку к стенгазеты и т.д. Курс риторики опирается на умения, которыми овладели
ученики по развитию связной речи, выразительного чтения теории литературы,
стилистики, речевой культуры... Он будет эффективным, если спиратиметься на
богатство духовного мира ученика, общее развитие личности, знания, высокую
активность в общественной и личной жизни. Риторическая подготовка таким образом,
служит серьезным социокультурным целям, должны соответствовать требованиям жизни,
удовлетворять социальный заказ государства.
Взгляды известных ученых, методистов значение и задачи обучения риторике в
школе. Умелое использование содержательного, красивого, образного вещания во все
времена, у всех народов ценилось очень высоко, начиная с Древней Греции и Рима. Ораторское
искусство в античном мире считалось "божественным", а на человека который
обладала даром красноречия, смотрели "как на Бога." Цицерон считал, что истинный
оратор своим мудрым словом и влиянием на людей не только ищет себе уважения,
многим гражданам, да и всему государству в целом приносит счастье и благополучие.
В средние века, в эпоху Возрождения и позже в Европе искусство красноречии
заняло почетное место среди учебных дисциплин и в других сферах общественно
деятельности -
суде,
в богословии, политике и т.д.
Яркие образцы ораторского искусства в нашей национальной культуре обнаружили митрополит Иларион
в "Слове о законе и Благодати", неизвестный автор "Золотой слова
Святослава" ("Слово о полку Игореве"), Владимир Мономах в
"Поучении своим детям", Иов Борецкий, Иван Вышенский, Мелетий
Смотрицкий и др. в многочисленных полемических произведениях, Феофан Прокопович в своих
выступлениях и созданной им "Риторике", Григорий Сковорода, Тарас
Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Владимир Винниченко, Александр Довженко,
Олесь Гончар, Олесь Бердник и другие писатели в своих произведениях и выступлениях.
С возрождением отечественной риторики встала проблема современной риторической
образования. Важное значение для ее решения приобретают исследования истории
риторики в том числе и отечественной (С.Абрамович, С.Гурвич, І.Чепіга, М.Чикарьова); разработки специальных
программ (Г.Клочек, Л.Мацько); учебные пособия по риторике (В.Громовий
"Искусство живого слова", С.Гурвич, В.погорилко, М.Герман "Основы
риторики", Г.Сагач "Золотослів", "Риторика");
методические статьи о формирование навыков эффективного общения, опыт
учителей украинского языка (О.Глазова. Н.Голуб, Л.Мацько, О.Мацько, Е.Палихата, М.Пентилюк,
Н.Саранді, Л.Скуратівський, М.Феллер,) и т.д. Подойдя творчески к решению многих вопросов)
обучение риторике в школе, они обеспечили ее дальнейшее развитие, обогатили
новыми идеями, затронули актуальные проблемы риторической педагогики, изучение
риторики в школе нового типа, наметили дальнейшие пути научной разработки проблем
развития, что постоянно выдвигает жизнь, в частности, мыслительной и речевой
деятельности учащихся. Следовательно успешно разрабатываются вопросы роли искусства живого
общения в жизни человека, определяются основные формы и методы обучения
риторики, соответствующие умения и навыки, которые необходимо сформировать па каждом
этапе (i этап - 1-4 классы; II этап - 5-6 классы; III этап - 7-9 классы; IV этап
-10-11(12) классы ).
Содержание раздела "Риторика" и методические приемы обучения. Содержание и
структура курса "Риторика" в 10-11 (12) классах определяется с
учетом знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны были овладеть в 5 - 9
классах.
Основными элементами содержания курса являются темы, имеющие теоретико-практический
характер, в процессе обработки которых учащиеся приобретают теоретические знания,
приобретают практических навыков публичной речи. В частности тематика может быть
такой:
1.
Общие сведения о возникновении и развитии риторики как искусства
красноречия.
2.
Из истории ораторского искусства.
3.
Основы ораторского искусства.
4.
Виды красноречия.
5.
Важнейшие требования к публичному выступлению.
6.
Техника подготовки к выступлению.
7.
Содержание и структура выступления.
8.
Личность говорящего и его отношения с людьми.
9.
Выразительные средства риторики.
10.
Умение убеждать.
11.
Редактирование подготовленного текста.
12.
Выступление перед аудиторией.
13.
Контроль и самоконтроль.
Для формирования практических умений и навыков по риторике необходимо учитывать
полученные учениками знания по стилистике, лингвистике текста, теории литературы
т.д. Изучая школьный курс риторики, старшеклассники знакомятся с техникой
подготовки публичного выступления, особенностями его структуры, способами
произнесения речи, выразительными средствами риторики.
Эффективность этого процесса зависит от реализации методического принципа
неразрывной связи языка и мышления, который вытекает из закономерностей
речевой деятельности, что происходит лишь с опорой на мыслительные операции.
Опираясь па положительный опыт учителей в приобретении учащимися навыков риторической
мастерства определились следующие методические приемы:
■ выразительное чтение
текста;
■ наблюдения над
речевой поведением;
■ самоконтроль и
самокоррекция, саморецензування собственного выступления;
■ редактирование текстов;
■ сравнительный
анализ отредактированных текстов;
■ создание текстов
различных речевых жанров (докладов, сообщений, выступлений, рефератов,
диалогов, речей и др.).
В изучении риторики целесообразно применять различные формы занятий: практикумы,
дискуссии, диспуты, ролевые и деловые игры (деловые игры, пресс-конференции,
"круглые столы", конкурсы, тренинги, связанные с анализом и
подражанием лучшим образцам речи) и т.д. Такой подход к обучению риторике
создает творческую атмосферу, развивает коммуникативные умения учащихся, способствует
формированию риторической личности.
Согласно программы формирования риторических умений и навыков учащихся осуществляется
в двух направлениях:
1. Теоретические основы
риторики как науки.
Главная цель - ознакомить учащихся с древнейшей филологической наукой. Обратить
внимание на то, что риторика опирается на умения и навыки, приобретенные учащимися с
развития речи, выразительного чтения, теории литературы, стилистике, культуре
вещание.
2. Практическая риторика.
Главная цель - достичь гармоничного сочетания работы над содержанием высказывания
и его формой.
Практические формы работы предусматривают уделять внимание таким видам письменной
речи, как деловое письмо, ведение дневников, написание докладов, рефератов,
конспектов, публицистических статей, будет способствовать формированию творческих способностей
учащихся.
В курсе риторики предусматриваются, наряду с ознакомлением учащихся с новыми
понятиями, правилами, законами, моделями, приемами, такие перспективы:
а) возбуждение
интереса к проблемам речи, общения; интереса к наукам, предметом изучения
которых является общение, речь, текст;
б) готовность
изучать литературу по риторике, умение ориентироваться в ней, знание терминологии,
необходимой для изучения вопросов риторики;
в) способность
по-новому, с точки зрения риторической системы, видеть, осознавать и использовать
приобретенные умения и навыки устной и письменной речи;
г) ознакомление
учащихся с основными видами речевой деятельности: восприятие речи, его
структура, скорость и точность реакции в диалоге, обратная связь и т.д.
Итак, курс риторики призван дать учащимся прочные знания основ ораторского
мастерства, способствовать формированию умений и навыков во всех ее разделах: в выборе
темы, сборе материала, планировке, композиции, использовании средств языка,
фигур, правильности, выразительности речи.
Работу по формированию риторических умений и навыков учащихся можно представить в виде
пяти линий, проходящих через все уроки освоения риторики.
Первая линия - это теоретический материал с элементами истории: усвоение понятий,
терминов риторики, законов, закономерностей развития риторики как науки,
связей, структур и моделей. Эта линия составляет основу курса, обеспечивает сознательное
усвоение его практической части, формирует риторический мышления.
Так во время
изучение
темы
"Тема выступления.
Подготовка к
выступления"
учитель
обращает
внимание учащихся на то, что успех выступления зависит от тщательной подготовки. Поэтому в
подготовке необходимо делать определенные выписки, составить план, конспект выступления,
выделить ключевые слова, которые являются основой выступления.
На закрепление теоретического материала следует подать такое упражнение, которое бы не только
закрепила полученные на уроке знания учащихся, но и способствовала формированию риторического
мышления. Например.
■ Прочитайте предложение
(которые записаны на доске или спроектированы через кодоскоп). Прокомментируйте содержание
каждого из предложений. Дайте ответы на вопросы: Как надо готовиться к выступлению?
Нужно ли делать записи? Какую роль играют ключевые слова в подготовке к
выступления?
Публичное выступление - это путешествие к определенной цели, и ее маршрут должен быть нанесен
на карту (Д.карнеги). Человек, который начинает речь, не продумав ее структуры,
напоминает корабль, который выходит в море без руля (І.Томан). Выигранные баталии,
надежные мосты и удачные выступления - результат хорошо осмысленного плана (П.Сопер).
Такая работа будет способствовать не только ознакомлению учащихся с порядком подготовки к
выступления, но и с возможными способами обработки материала (выписки, составление
конспекта), что будет формировать коммуникативные умения и навыки, развивать внимание,
мышление, память, обогащать словарный запас учащихся.
Вторая линия -
чтение,
аудирование, риторический анализ классических образцов из современной практики ораторов,
журналистов, писателей. Эта линия также должна быть подкреплена методическими
рекомендациями к анализу текстов.
Анализ риторического текста предусматривает определение темы, основной мысли, перевод с
разной степенью близости к тексту, составление плана, отнесение текста к
определенного вида красноречия на основе его жанровых особенностей, определение
зависимости языкового оформления от коммуникативного задания. Ориентировочная схема
анализа может быть такой:
1. Определить вид
красноречия, форму изложения (монолог, диалог), жанр высказывания.
2. Выяснить тему
высказывания, коммуникативное задание говорящего.
3. Назвать условия
общения (место, время).
4. Определить
структурные особенности, выразительные средства (тропы, риторические фигуры) и их
стилистическую роль в тексте.
5. Назвать не
вербальные средства общения (если они есть).
6. Сделать вывод
о реализации коммуникативного задания в речевой ситуации (полнота
решения задачи, наличие нарушений, недостатков в содержании, речевом
оформлении).
Работа над содержанием текста требует внимания к его композиции. Упражнения над
композицией необходимые для формирования риторических навыков. Выбор и размещение
материала (композиция) - факторы коммуникативной стратегии, по-разному проявляют
себя в текстах разных типов: публичное выступление, научно-популярный текст,
рецензия, отзыв и т.п. - все это может быть включено в учебную работу и мотивированное
характером текста, задачей: подумать о способах убеждения, влияния
активизации внимания слушателей.
Как подтверждает практика, тренинги, связанные с анализом и подражанием лучших образцов эффективного
речи, является одним из продуктивных путей формирования риторических умений и навыков
старшеклассников. Соответствующий речевой материал можно найти в художественной
литературе, в частности в библейских текстах. Например сделаем анализ библейской
сказания о Соломона мудрость, когда к царю Соломону пришли две женщины с просьбой рассудить их в споре за
ребенка.
Повелел царь: "Подайте мне меч!" И принесли меч перед царя. Тогда
царь приказал: "Рассеките живое дитя надвое и дайте половину и той
половину". Говорит тогда царю женщина, ребенок которой была живая, - ибо сердце ее
зворушилося из жалости за своим сыном: "Пусть не убивают!" А вторая
говорит: "Пусть не будет ни мне, ни тебе! Рубите" и рассудил царь:
"Дайте той первой живого ребенка, не убивайте. И ее мать!" Как же услышал
весь Израиль о царский приговор, то все преисполнились уважением к царю, ибо
поняли, что в нем была мудрость Божья, чтобы судить! ("Иллюстрированная Библия
для молодых")
Этот текст является образцом судебных дебатов. Его адресат - две женщины, адресант
- царь Соломон. Тема - справедливость
выбора. Коммуникативное задание - немногословны четкими распоряжениями растрогать сердце
настоящей матери ребенка и мудро рассудить женщин. Эффективность речи Соломона оказывается в его
мудрости знаниях психологии человека. Он апеллировал непосредственно к сердцу матери,
ее чувств. Ученики должны обратить внимание на зависимость положительного результата
общение от учета психологии восприятия собеседника, на роль
парадокса в решении коммуникативной задачи.
Третья линия -
изучение
практических средств риторики, правил, приемов, моделей фигур, типов речи,
видов связей, тропов, дикции, интонации, то есть средств, накопленных не только
в практике самой риторики, но и в смежных с ней науках: стилистике,
грамматике, поэтике, теории литературы, логики. Этой линии, по нашему мнению,
необходимо отдать больше времени, поскольку средства языка ученики должны понять и
усвоить; они должны научиться применять их в собственной речевой
практике в устной и писемному речи.
Учащиеся должны уметь:
□ проектировать
речевые ситуации, правильно подбирать тему высказывания, осознавать цель
ораторского выступления, выявить свою позицию;
□ составлять план, его
детали (подтемы, микротема), вводить различные композиционные приемы;
□ высказывать свою
мнению, исходя из требований точности, выразительности речи, темпа, тона, громкости,
ритмики, дикции, фразових ударений;
□ принимать активное
участие в ролевых играх, диалоге (дискуссионном речи), импровизациях (не
подготовленном речи).
Как показывает практика, для формирования риторических умений и навыков необходимо
поощрять учащихся в самостоятельных наблюдений над текстами известных ораторов.
Изучая выразительные средства риторики, можно, например, использовать поэтический
текст Ф. Прокоповича:
Также
двовірші -
советы-предостережения
поэтому,
Кто
порочная любовь себе приглашает:
Ах,
неразумный! Неужели добровольно желать возможно,
Чтобы
это любви тебе кровь волновало всегда?
Говоришь,
что в сердце запоров, оно тебя сжигает тихо.
Верь
мне: сдавшись ему будешь бедствия мешок!
Думать
когда же ты будешь, что советы эти веры не достойны,
Вот
тебе спасительный стих (сам лишь его прочитай):
"что
означает "люблю", "любовь", "любимый" - не знаю.
Знаю:
только кто закохавсь, пламенем быстро сгорит.
■ Выразительно прочитайте
текст. К какому виду красноречия он принадлежит? Докажите свое мнение. На основе
наблюдений определите в тексте выразительные средства. С какой целью автор
использует тропы и риторические фигуры?
Школьники, таким образом, не только закрепляют характерные особенности
социально-бытового красноречия (текст небольшой по объему, эмоциональный, не
обладает четкой структурной схемы), но и обращают внимание на то, как выразительные средства
риторики (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, метафора,
гипербола, повтор частей слова, инверсия) подчинены коммуникативном
задаче оратора - четко, ясно и образно выразить мысль и эмоции.
Четвертая линия - создание учащимися собственных высказываний (конструирование
монологов, диалогов, устных и письменных высказываний с учетом задач
учителя), формирование риторических умений и навыков. Учащиеся должны уметь:
■ построить схему
логических доказательств (например, текста-рассуждения), сформулировать тезис, доказать ее
устно, выяснить, какие звенья в рассуждении могут быть пропущены;
■ написать небольшой
описание, обосновать использование в нем тропов;
■ подготовиться к
выступления по радио: выбрать тему, составить текст, проанализировать его, выступить,
собрать отзывы, то есть изучить эффективность (обратная связь)
■ спроектировать
диалог, учитывая ситуацию, что требует соблюдения делового этикета; написать
этот диалог; обосновать выбор средств; провести ролевую игру (например,
разговор по телефону).
На этом этапе изучения риторики учитель должен предусмотреть выполнение упражнений
аналитического, репродуктивно-конструктивного, творческого характера, направленных на
формирование у учащихся навыков качественного общения. Например.
■ Прочитайте
пословица. В соответствии с ним составьте правила для говорящего и слушателя. Шути,
шути и не смейся. От теплого слова и лед размораживают. Хорошо ласковое
слово лучше мягкого пирога. Острое словечко колет сердечко. Слушай много, а
говори мало. Кто молчит, тот трех научит. Умеешь говорить - умей слушать. Сабля
ранит тело, а слово - душу. Которая головонька, такая и розмовонька.
■ Прочитайте отрывок из
текста. Дайте коммуникативную характеристику личности Мокия Мазайло. Определите
виражально-фактуру роль сравнений в тексте.
-
Родня - а не к кому
слова произнести, тем более украинского. Слушать не хотят
(К
дверей). Буду петь, кричать под дверью, тут буду танцевать, свистеть! ..
(Ули) Как одлюдник в пустыне, как мизинец у калеки, как... (н. кулиш).
Предлагаемые упражнения активизируют культурно-эстетический опыт, чувственно-речевые
ориентации учащихся, расширяют знания учащихся о выразительные средства языка, способствуют
пониманию взаимосвязи содержания и формы высказывания.
Пятая линия - свободное творчество. На этом этапе значительная роль отводится
учителю, поскольку работы учащихся чаще всего индивидуальные (рассказы, письма,
переводы, сочинения, размышления).
Работа пятой линии выходит за пределы обязательной программы и в какой-то степени
перекрещивается с другими предметами (литература) и внеклассной работой. Ее цель
- самораскрытие личности, привлечение к творческой деятельности. Например.
■ Подготовьте научное
сообщение со ссылкой на исследования авторитетных ученых на одну из
предложенных тем: "Язык - духовная сокровищница народа", "Источники
обогащение украинского языка", "Из истории происхождения украинского языка".
Важно обратить внимание и на ролевые игры, которые ориентируют учащихся на различные жизненные
ситуации, анализ примеров из разных источников риторики, что позволит приблизить
учащихся к риторике и сформировать необходимые для современного человека риторические знания.
Такой подход будет способствовать повышению уровня мотивации речевых действий учащихся прежде
все через введение активных форм учебной коммуникации.
Следовательно, во время обучения украинского языка необходимо пробуждать интерес учащихся к
проблем риторики. Учитель должен использовать любую ситуацию, чтобы показать
направления риторической организации мысли через язык. На занятиях по риторике учителю
необходимо научить школьников отходить от стандартных заученных фраз, развивать
творческие способности, разумно сочетать работу над устным и письменным вещанием,
разнообразить виды работ и их тематику, создавать ситуации, приближенные к
реальных условий, что будет способствовать формированию риторической личности.
Вопросы и задания
1.
Что изучает школьная стилистика?
2.
В каких классах и в каком объеме учащиеся знакомятся со стилем речи?
3.
Какова роль стилистических умений и навыков в формировании коммуникативной компетенции
учеников?
4.
Расскажите о функционально-стилистическое направление обучения языку. Аргументируйте
примерами.
5.
Какая работа по стилистике проводится в 1 -4 классах?
6.
Раскройте особенности методики ознакомления учащимися со стилями речи в 5-7
классах. Приведите примеры уроков.
7.
Какие формы работы по стилистике в 8-9 и старших классах?
8.
Что представляет собой система стилистических упражнений? Приведите примеры.
9.
Определите место риторики в программе с украинского языка для 5-9 классов.
10.
Выясните смысле методы работы по риторике в 10-11(12) классах.