Стилистика
союзов
Во всех стилях языка и
речи активно используются союзы - не полнозначные (служебные) слова,
какими сочетаются в одно семантико - синтаксическое целое однородные члены предложения
или предикативные (реченнєві) части сложного предложения.
Союзы, в отличие
от предлогов, заметно автономніші составляющие предложение, они более нейтральные, потому
не входят в состав ни одного из членов предложению, их семантико - синтаксическая
функция заключается в том, чтобы сочинительным или подрядным связью сочетать в определенную
содержательную единство как отдельные слова, члены предложения, так и предикативные части
предложения (сочинительные или подчинительные) в одно синтаксически сложное предложение. Поэтому и
витворились в языке союзы сочинительные и подчинительные союзы.
Сочинительные союзы. К
ним относятся:
- связующие (их
примерно 15): и(и), и, ни...ни, ни... ни, ни...ни, ни...ни...;
близки к ним (со значением градации, нанизывание, усиления) а, ай, а что, а
еще, и еще, а даже...;
- сопоставимо-противительные
(не меньше 20): а, но, да (в значении но), зато, однако, однако, хотя...зато,
хоть...и, как...так, не только (не только)...но и, не столько...сколько, а впрочем,
так (в сполучниковій функции), тем временем, а (но и), не то что...а (но), не
так...как;
- разделительные
союзы (до 20): или (или...или), (или...или), то (то...то), не то...не то,
хоть (хоть...хоть), как...так и, не только...но и (и), не только...но и, не только...
но и (и), не столько...сколько, если не...то...;
Подчинительные союзы и
соединительные слова. В разных функциях их больше 110: что (союз или союзное
слово), чтобы, словно, будто, как будто, потому что, если, чтобы, когда бы, для того чтобы и др.
(только союзы).
Сущность сочинительного
сполучникового связи заключается в синтаксически равноправном, взаимозависимом
сочетании слов, словосочетаний и предложений, а подрядный сполучниковий связь - это
связь неравноправных единиц (слов, предложений), одна из которых синтаксически зависит
от другой.
Союзом
(союзами) всегда выражается один из разновидностей смысловых отношений между
однородными членами предложения, и это весомо сказывается на содержании всего предложения,
на его модальности, то есть на связях, отношениях сказанного частями предложения
и всем предложением к действительности. То, что выражается союзом (союзами) в
структуре предложения, специфически дополняет высказанное всем предложением, особенно часто
- формами глагола в предложении, интонации всего предложения, синтаксически
изолированными словами в предложении - вставной или вставленной частью, обращением и т.п.:
Человек, птица и пчела любят погожий день (Нар. творчество), сравн.: Человек, и
птица, и пчела...; И человек, и птица, и пчела...; Человек, а также птица, и
пчела... Можно образовать и другие варианты этого предложение с тремя однородными
подлежащими, и каждый раз один, два или три одинаковых или же фонетически разные союзы
привноситимуть в предложение какой-то другой стилистический оттенок, предложения
меняться интонационно, что также будет влиять на его содержание, создавать
оттенок чего-то особенного, индивидуального, оттенок розмовності или книжности,
поэтичности или интимности, фамильярности и т.д.
Союзы в составе
предложения и между предложениями используются в самых разных сочетаниях, и это
всегда важно с точки зрения стилистического. Например, повторение сочинительного союза
и в начале строк поэтического, в частности, текста объединяет строфы в одно смысловое
и поэтическое целое, создает речевую образность высказывания:
Кто-то ударил без сожаления по
сердце моем, -
И забилось сердце в огне
золотом...
И посыпались искры ясные,
И в звонкие обратились
песни...
Погас с годами и сердце
грустное...
И пришла ты и ударила в
сердце меня, -
И вновь летели искры ясные,
И в звонкие вращались
песни (А. Олесь).
В целом такой же
стилистический эффект заложен и в неоднократном повторении подрядного союза,
напр.:
В том саду, где мы когда
сидели,
Стоят вишни и сокрушаются
наклонные,
Что в тучи солнышко зашло,
Что листья и цветы облетели,
Что их снегами замело...
(О. Олесь).
Созвучие начала трех
последних строк определенной степени прозаично превращает в поэтическое. Книжное за
своей сущностью слово
становится таким, что не нарушает образности художественного текста.
Итак, каждый уместно
использован в речи союз стилистически весомый.