Лекция 15 РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
15.3 Религия в условиях секуляризованої государственности и конституционного поля стран Европы и Америки
Отношение к религии и церковных институтов как ее «тела» в современном мире основывается на прагматическом в своей основе праве на свободу совести, провозглашенному еще Медіоланським эдиктом Константина Великого 313 г. и фактически реализованному еще раньше в завойовницькій политике Древнего Рима. То, что свобода совести является одним из древнейших юридически закрепленных прав человека, само по себе является красноречивым фактом, что подтверждает особое значение религиозного аспекта политической сферы общественного бытия, ведь религиозные убеждения могут существенно отразиться на отношении граждан к семейного воспитания, образования, военной службы, политической деятельности и т.д. В целом можно выделить несколько моделей отношений между светской государственностью и религией как социокультурной системой.
Сепараційна модель
В рамках этой модели религия лишается любого места в государственной политике, религиозные организации провозглашаются равными не между собой, а прежде всего перед законом; государство не поддерживает церковь и не вмешивается в ее дела, если они согласуются с действующим законодательством; церковь не выполняет каких-либо государственных функций; церковь отделена от школы, а религиозное образование предоставляется исключительно в негосударственных образовательных учреждениях.
Отделение церкви и религиозного бытия от государства может иметь как антагонистический (примером которого можно считать Францию), так и мягче, неантагонистической характер (вроде американской модели).
Антагонистический сепаратизм базируется на отношении Просвещения и впервые провозглашается в 10-й статье французской «Декларации прав человека и гражданина»: «никто не должен подвергаться преследованиям за свои взгляды, даже религиозные...» Как это напоминает слова Вольтера «я не разделяю Ваших взглядов, но готов отдать жизнь за Ваше право их высказывать»! Великая французская революция как будто проходила под лозунгом того же Вольтера - «раздавите гадину!» - и относилась к религии не больше чем суеверие, что его можно позволить рядовому гражданину, но следует исключить из политической жизни. Парижская Коммуна вообще национализировала церковное имущество, запретила участие церковнослужителей в органах власти, отменил присягу на Библии, лишила церковные акты юридической силы. Впоследствии такое отношение нашло свое продолжение в Законе Республики Франция «Об отделении церкви от государства 1905 года, Декрете РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 года, который впервые в истории законодательно закрепил право человека не исповедовать никакой религии, а также в других документах конституционного характера в значительном количестве стран от Китая до Кубы.
Неантагоністична сепарация, присущая американской модели государственно-церковных отношений, выросла не с просветительской антицерковной доктрины Руссо, а с насущной и практической необходимости объединить в одну государственную систему штаты с разной господствующей религией. В условиях широкого разнообразия верований и с целью предотвращения конфликтов между представителями разных деноминаций на уровне штатов третий и четвертый президенты США Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон предложили разграничить религиозную и политическую сферы бытия, что было осуществлено в 6-й статьи Конституции Соединенных Штатов и впоследствии И Поправке к Конституции: «...никогда не будет требоваться принадлежность к какой-либо религии в качестве условия для занятия какой-либо должности или исполнения какого-нибудь общественной обязанности в Соединенных Штатах». Конгресс США заранее лишался права определения «ни одного закона, которым вводилась любая религия или запрещалось ее свободное исповедание». Согласно с комментарием Верховного Суда США, что государственные органы не могут также с помощью законодательства содействовать развитию одной религии или деноминации и отдавать ей предпочтение перед другой. Налогоплательщики защищались от сборов на поддержку любых разновидностей религиозной деятельности или религиозных учреждений независимо от своей конфессиональной принадлежности. Итак, в американской модели разграничения религиозной и политической сфер носит сугубо рациональный, финансово и юридически взвешенный характер без каких-либо откровенных попыток построить на руинах поверженной религии церковь гражданского общества, хотя и с определенными элементами ідолатрії по отношению к таким американских святынь, как, скажем, свобода. Американской модели следуют такие государства, как Япония, Южная Корея, Португалия, Словения, Венгрия и, наконец, Украина в законодательстве о свободе совести.
Следует отметить, что в реальной жизни отделения религии от политики, церкви от государства не представляет собой той «стены между церковью и государством», о которой писал еще Т. Джефферсон. Ведь фактически вся гуманитарная сфера является, так сказать, зоной двойной юрисдикции личного или общественного выбора граждан и государства, поэтому осуществить полную ее демаркации просто невозможно. В Великобритании, Дании или Швеции живут не только англикане, пресвитериане и евангелические лютеране, но монархи этих государств, как главы соответствующих церквей, обязаны придерживаться того или иного вероисповедания, а кандидат в Конгресс США от штата Нью-Йорк для своего успеха на выборах не может не учитывать, что около 45 процентов населения этого штата принадлежат к римско - католической церкви. Даже традиционно антицерковне французское законодательство (неслучайно именно во Франции запрещено использование религиозной символики и ношение традиционной религиозной одежды в светских школах) содержит положение о том, что в государственном и местном бюджетах могут предусматриваться расходы на религиозные нужды, которые должны обеспечить свободу религиозных служб в публичных заведениях - школах, приютах, тюрьмах и т.д.
Кооперационная модель
Предполагает определенное сращивание государственных и религиозных институтов в пользу ведущих конфессий при формальном провозглашении принципа равенства гражданских прав всех религиозных групп. Привилегированный статус одной или нескольких религий закреплено в конституциях около 40 стран мира - Великобритании, Канады, ФРГ, Дании, Швеции, Италии, Испании, Израиля, Боливии, Греции, Болгарии, Грузии, Армении, Литвы, Хорватии, Молдовы, Аргентины, России, не говоря уже о множестве мусульманских стран.
Сотрудничество государства с религиозными учреждениями может предусматривать:
• приравнивание церковных актов государственных законов (например, венчание в церкви в Испании, Италии, Греции, Армении, Латвии и других странах имеет такую же юридическую силу, что и заключения гражданского брака);
• непосредственное участие представителей церкви в органах государственной власти (так, в Палате Лордов британского парламента существует квота для пожизненного представительства церковных иерархов);
• обязательную принадлежность к государственной церкви определенных государственных деятелей;
• преподавание религии в учебных заведениях при сохранении за гражданами права на отказ от изучения конфессиональных дисциплин и взаимное признание дипломов и научных степеней церковных и светских научных заведений (такая практика распространена во многих европейских странах - Швеции, Италии, Испании, Австрии, Германии);
• непосредственное материально-финансовую поддержку со стороны государства или стимулирования такой поддержки со стороны частных лиц и организаций через систему налоговых льгот (первая сейчас сохранилась в Европе только в Дании, Швеции и Англии, а в Германии на государственном уровне дотируются религиозные общины, численность которых превышает 1 % населения той или иной; второе предусмотрено законодательством практически всех европейских государств, а неприбыльная деятельность церкви часто вообще освобождена от налогообложения);
• активное сотрудничество в сфере охраны и сохранения культурных и исторических памятников (в Испании, например, реставрация и содержание действующих храмов и монастырей, имеющих культурную и историческую ценность, полностью финансируется государством);
• совместную реализацию социальных программ при государственном финансировании и организационной поддержке церквей, использование морального авторитета церкви и религии с целью оздоровления общества (к примеру, миссионерская деятельность в армии и пенитенциарных учреждениях);
• использование официальных договоров для урегулирования отношений между равноправными и независимыми друг от друга институтов (к примеру можно привести Латеранские соглашения между римско-католической церковью и Итальянской Республикой, конкордат между Католической церковью и правительством Испании, Конституционное соглашение между Республикой Грузия и Грузинской Православной Церковью).