Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
3. Развитие академической философии (XIX-XX вв.)

Философия Памфила Юркевича.

Выдающийся украинский философ XIX в. Памфіл Данилович Юркевич - сын священника из Полтавщины. Прекрасный лектор, писатель, профессор, который блестяще начал карьеру в Киевской духовной академии, в возрасте 33 лет возглавил кафедру Московского университета. Прожил Памфіл Юркевич лишь 47 лет, но его вклад в развитие философской мысли бесспорный. Главная сфера философских интересов Памфила Юркевича - антропология. В произведении «Сердце и его

значение в духовной жизни человека» развивает философию «сердца» Григория Сковороды и Пантелеймона Кулиша. В русле, близком к славянофилам, Памфіл Юркевич развивает христианское учение о сердце как глубинную основу человеческой сути и духовно-нравственное источник деятельности. В жизни - переживаниях, чувствах, а не в мнении с ее формой общности, отражается индивидуальность личности. С таких позиций Памфіл Юркевич выступает против идеи самозакінченості ума, что лежит в основе классической немецкой философии, против интеллектуализма, что видит в рациональном начале суть человека. Памфіл Юркевич подчеркивал, что разум лишь вершина, а не корень духовной жизни человека. Знания рождаются в результате деятельности души, связанные с ее цельным настроением, духовно-нравственными причинами, и только войдя в сердце, могут быть усвоены. Эти мотивы роднят ход мыслей Памфила Юркевича с некоторыми исходными позициями более поздних философских направлений - с екзистенціалізмом и персоналізмом.

«Философия сердца» Памфила Юркевича существенно повлияла на русскую религиозную и екзистенціалістичну мысль конца XIX - начала XX вв. В статье «из Науки о человеческом духе» Памфіл Юркевич выступил против материализма, в частности против антропологического материализма Людвига Фейербаха и Николая Чернышевского, настаивал на возможности в процессе познания отклонение объекта, что познается, от субъекта, который его познает и рассматривает, понятие материи как чистой абстракции ума: отделить духовное начало нельзя, потому что именно материальное начало только во взаимодействии с духом является таким, каким знаем в испытаниях. Против материализма Памфіл Юркевич излагает свои наблюдения, демонстрируя реальность духовного начала. Отказать духовном начале в существовании, опираясь на то, что его «нигде не видно», значит игнорировать свидетельство внутреннего опыта.

Памфіл Юркевич стоял у истоков русской религиозной философии, развитой в будущем Владимиром Соловьевым, братьями Трубецкими, Николаем Бердяевым, Семеном Франком, Павлом Флоренским и др. «Философия сердца» Памфила Юркевича имела существенное влияние на русскоязычную школу «киевского гуманизма», видный представитель которой - основатель современного экзистенциализма Лев Шестов. Нельзя не отметить и влияние философии Памфила Юркевича на формирование философии русского космизма».