Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
3. Развитие академической философии (XIX-XX вв.)

Философские взгляды Тарас Шевченко.

Философские и социально-политические взгляды «братьев» не были единственными. Тарас Григорьевич Шевченко, вступив в братство, отстаивал свои особые самостоятельные взгляды, не разделял полностью религиозно-идеалистический мировоззрение Николая Костомарова и Пантелеймона Кулиша, был сторонником активных выступлений, открытой борьбы с кріпосництвом и царизмом, тогда как другие члены общества готовы ограничиться только литературной и образовательной пропагандой. Тогда же Тарас Шевченко - отнюдь не революционер, а скорее бунтарь в пост-экзистенциальном смысле. Шевченковский бунт вероятно отвергает несправедливую социально-политическую реальность с ее порядками, законами и др. Тогда же это исключение не ставит своей целью утверждения какого-то другого порядка, законов и др. В произведениях Тараса Шевченко нет никакой программы изменения общественного бытия, кроме самой общей мечты о «семью большую, свободную, новую», мир, в котором только «будет сын, и будет мать, и будут люди на земле». Идеальное общество шевченковской мечты есть царство творческого человеческого духа, а не буквы, точно «запланированной», зафиксированной в системе четко определенных законов. Что же касается философско-религиозных взглядов Тараса Шевченко, то взгляды оказываются, прежде всего, в этической оценке человеческой жизни. Высшим критерием оценки человеческого бытия выступает правда, что вступает в мировоззрении роль сверхъестественного принципа, становится синонимом закона Божьей воли. Эта правда - не абстрактная философская категория, а живая норма конкретно-индивидуального переживания своей жизни.

Значительную роль в развитии философской культуры Украины второй половины XIX в. сыграл Михаил Петрович Драгоманов, выдающийся украинский мыслитель, историк, этнограф, доцент кафедры античной истории Киевского университета. Михаил Драгоманов совместно с Владимиром Антоновичем, Павлом Чубинским, Николаем Лысенко и другими принимает активное участие в деятельности киевской «Громады» - организации, которая проводила большую культурно-просветительскую работу среди простого люда. Идеи организации активно распространялись журналом «Основа», который печатался в 1861 - 1862 годах в Петербурге Николаем Костомаровым, Пантелеймоном Кулишом и другими. «Общины» (общества) возникали также в Полтаве, Харькове, Одессе, Чернигове и других городах Украины. В 1876 году, после указа царя Александра II, в котором не только запрещался украинский язык, но и все связанное с украинской культурно-просветительской деятельностью, общины распущены. Многие из участников арестован. Михаил Драгоманов, уволен с работы в киевском университете, уезжает за границу. В Женеве Михаил Драгоманов начинает выпускать украинский общественно-политический журнал «Общество», в котором критикует царское правительство и буржуазные порядки в России, в некоторых случаях поднимался до требований насильственного уничтожения царизма: «Нигде и никогда коренные изменения общественной жизни не делались мирным прогрессом. На Украине этого, может быть, меньше чем где-либо в другом месте можно ожидать, чтобы начальство и господа по своей воле відреклося от своего господства и поэтому простому народу на Украине не обойтись без вооруженного боя и восстания (революции)».

Женевское общество Михаила Драгоманова, в котором активно работали Сергей Подолинский и Николай Павлик - первый украинский социалистический центр. Центральной позицией в мировоззрении Михаила Драгоманова является идея общественного прогресса, ориентированного на объединение идеале к либерализму и социализму. Поэтому идеалом общественного устройства считал общины, к которым может привести развитие земельного движения. Рассматривая централизм в царской России как средство политического и национального угнетения народов, Михаил Драгоманов пришел до полного отвержения государственного централизма и к пропаганде теории федеральной автономии, которую понимал как добровольную организацию гармонично развитых личностей («безначальство», по его выражению). Тогда же идея «безгосударственности» приводит Михаила Драгоманова к отбрасыванию необходимости национально-политической самостоятельности Украины. Он прямо указывал, что видит основания для украинского национального сепаратизма. Понимая национальность лишь как форму, контур, должна заполняться интернациональным содержанием, Михаил Драгоманов выступает за связь «украинского дела с российскими процессами». В своей философской позиции Михаил Драгоманов - последователь Огюста Конта, Герберта Спенсера, Пьера Прудона, то есть мыслителей позитивістсько-натуралістичних позиций.

Значительное влияние на развитие философской мысли в Украине имели не только теории Карла Маркса про прибавочную стоимость и социальную революцию, что родились на немецкой земле, но и идеи немецкой классической философии. Так, большой популярностью пользовались лекции приглашенного в Харьковский университет профессора Йенського университета Иоганна Шада, который в курсе лекций совмещал кантівську этику, фіхтеанську идею о тождестве субъекта и объекта, «философию откровения» Фридриха Шеллинга. Вокруг Иоганна Шада сплотилась группа талантливых учеников, многие из которых внесли заметный вклад в историю украинской философии.

Свою философскую школу создал в Харькове и один из знатоков и популяризаторов творчества Фридриха Шеллинга выдающийся украинский ученый, ботаник по образованию, первый ректор Киевского университета Михаил Максимович. Увлекшись философией, Михаил Максимович утверждал, что, будучи «любовью к мудрости», философия не может основываться исключительно на разуме, а должна включать в себя «сердце», интересовался проблемами истории, литературы и особенно украинским песенным фольклором.

В Киевском университете тогда работали гегельянці - профессора Александр Новицькій и Сергей Гогоцкий. Будучи авторами фундаментальных философских трудов (Первая в России философская энциклопедия, чотирьохтомний «Философский лексикон») ценили преимущественно историко-философскую концепцию Георга Гегеля, где, по словам Гогоцького, наконец сводятся к одной системы знания пройденного. Тогда же оба философы критиковали Георга Гегеля за рационалистическое направление философской системы, потому что богатое содержание духовного мира «живет в убеждениях сердца», а не в «понятиях разума». Влияние немецкой классической философии на российских и украинских мыслителей заключается не в простом использовании идей и настроений, а в выборе из широкой гаммы европейских духовных направлений, все прогрессивное перерабатывалось. Влияние отдельных западных писателей и мыслителей проявляется в таких формах, что нельзя говорить о специфической славянскую интерпретацию Иммануила Канта или Фридриха Шиллера, Фридриха Шеллинга или Георга Гегеля и др.