Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
4. Философия (конец XIX - начало XXI вв.)



Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается определенный упадок в развитии научной философии в Украине, что наиболее четко проявляется в конце XX в. Этот упадок проявляется прежде всего в определенном распространении в широких кругах общества идей вульгарного механистического материализма, в появлении таких философских течений, как вульгарный позитивизм (что утверждал невозможность какого собственного философского познания) и сцієнтизм - абсолютизация науки, реакция на противоречивые социальные последствия ее развития и использования в обществе. И тогда многие из украинских ученых вносил свою лепту в развитие отечественной общественной мысли. Это и выдающийся экономист Михаил Туган-Барановский, и юрист Богдан Кистяковский, и историк Вячеслав Липинский и другие.

Важным звеном в развитии украинской классической философии XIX в. стала «философия языка» выдающегося украинского ученого - филолога, профессора Харьковского университета Александра Потебни. Рассматривая вопрос о связи языка и мышления и подчеркивая их неделимость, Александр Потебня пришел к выводу, что «в языке человек об'єктивізує свое мнение и, благодаря этому имеет возможность задерживать перед собой и подвергать обработке эту мысль».

При изучении истории языка Александр Потебня подчеркивал мысль о том, что язык, как общественное явление, находится в постоянном изменении и развитии. В произведениях Александра Потебни есть ряд диалектических идей - взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, борьба противоположностей в развитии языка, взаимосвязи формы и содержания. Общественно-политические взгляды Александра Потебни характеризовались утверждением идет и и демократического преобразования общества на принципах политического и национального равенства, критики идеологии национализма и шовинизма.

Революционные события 1905 - 1907 годов ослабили национальный гнет на Украине, что способствовало возрождению национального духовной жизни. С 1908 года в Киеве начинает свою деятельность «Украинское научное общество», которое возглавляет Михаил Грушевский. Впервые за всю историю Российской империи на Украине начинают выходить работы на украинском языке по вопросам медицины, техники и других наук. С 1914 года начато издание сборника «Украина». Однако усиление реакции объясняется решением Первой мировой войны, вело к полному прекращению деятельности украинистов. Подъем украинской национальной культуры связано с коротким периодом существования независимой Украины (1917 - 1918). Тогда открыто 150 украинских гимназий, во всех высших учебных заведениях основано кафедры украинского языка, истории, права. Киевский университет святого Владимира превращается в октябре 1918 года на Государственный Украинский университет, в Каменец-Подольске открывается второй Государственный Украинский университет. Образуются Государственный Украинский архив, Национальная библиотека. 24 ноября 1918 года открывается Украинская Академия наук. Все это произошло в период деятельности Центральной Рады, разгром которой привел к закрытию всех научных учреждений.

Установление Советской власти в Украине привело к полной политизации философии. Философию провозгласили чисто «классовой» наукой, теоретической и методологической основой марксизма, прежде всего «переосмысленном» историческую философское наследие конца XIX - начала XX вв. Проблемы развития украинской национальной идеи, национальных интересов, национального сознания признаны враждебными новой идеологии. Философия разделилась на «научную» (марксистскую) и «ненаучную» (буржуазную). Через призму марксизма анализировалась вся история философии. Особое внимание уделялось анализу творчества Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки. С незначительными оговорками их отнесли к «Лагерю материалистов». На базе бывших университетов создаются институты народного образования, что через некоторый период снова превращаются в университеты, но уже марксистские. Так, в 1922 году в Харькове основан Коммунистический университет им. Артема, где создается кафедра марксизма и марксознавства. В 1924 году кафедра превращается в Украинский институт марксизма - ленинизма (УІМЛ). С 1927 года начинает выходить теоретический журнал «Знамя марксизма», а позже - «Знамя марксизма - ленинизма». Тогда ведущими творческими коллективами считались кафедры философии Украинского института марксизма - ленинизма (Владимир Юринец, Владимир Асмус, Роман Левик, Яков Розанов) и социологии (Владимир Юринец, Антон Волна, Павел Демчук). Известные исследователи Семен Семковський и Владимир Юринец преимущественно занимались философскими проблемами естествознания, социальной философии, тенденциями исторического развития права наций на самоопределение и др. Владимир Юринец исследовал проблемы истории философии (учение Гегеля) и истории зарубежной философии конца XIX - начала XX вв. (феноменологию Эдмунда Гуссерля, психоанализ Зигмунда Фрейда).

Новая страница в истории украинской философии открывается с середины 40-х годов. Значительное внимание уделяется подготовке философских кадров. В Киевском государственном университете в 1944 г. открывается философский факультет и три кафедры диалектического и исторического материализма, истории философии, логики. Это позволило подготовить новую когорту философов. Определенным толчком к объективному творческого исследования философских проблем стала смерть Иосифа Сталина. Критика культа личности стала критикой догматических методов исследования в философии. Меняется объект исследований. Актуальными становятся проблемы мировоззрения человека, его познавательные возможности и ценностные ориентиры.

Существенно повлияла на развитие украинской философской наследия деятельность Павла Копнина. В 1964 году Павел Копнин возглавил институт философии Академии наук. В своей плодотворной философской деятельности основное внимание ученый уделяет проблемам логики, формам и методам научного познания, методологии науки. Благодаря Павлу Копніну начинает смещаться главный акцент философствования - с того, что не зависит от человека и человечества, на то, что осваивается человеком в процессе его познавательной деятельности, и шире - на мировоззренческое осмысление мира. Впоследствии вокруг Павла Копнина создается Киевская философская школа, критически осмысливает философию позитивизма, а затем и философию экзистенциализма.

Важное место в развитии украинской философской мысли XX в. принадлежит диаспоре. Украинцы, которые по тем или иным причинам находились за границей, прилагали немало усилий для развития украинской науки и культуры. В период сталинско-брежневского режима в Украине именно диаспора не давала погубить философское наследие украинского народа, публикуя запрещенную в Украине творческое наследие отдельных мыслителей, развивая философский смысл целых исторических этапов становления украинской духовности. Самые известные мыслители украинской диаспоры - Дмитрий Чижевский, Иван Огиенко, Владимир Шаян, Лев Силенко, Иван Лысяк-Рудницкий, Николай Шлемкевич, Кирилл Митрович, Степан Ярмусь, Яков Орион, Александр Кульчицкий, Тарас Закидальский и др. Особый интерес представляет творчество Дмитрия Чижевского - известного украинского философа. Учился Дмитрий Чижевский в Петербургском и Киевском университетах. После выезда из Украины изучал философию у Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера, Эдмунда Гуссерля. Преподавал философию в Украинском высшем педагогическом институте имени Михаила Драгоманова в Праге и в Украинском свободном университете в Мюнхене. С 1968 года Дмитрий Чижевский - действительный член и профессор Гандельберзької академии, с 1970 года - почетный профессор Кельнского университета. Дмитрий Чижевский справедливо считается основателем истории украинской философии. Большую исследовательскую работу провел, изучая влияние немецкой философии на Россию и Украину, особенно акцентировал внимание на специфике принятия немецкой философии в России и в Украине. Много и плодотворно Дмитрий Чижевский работал в сфере изучения этнонациональных характеристик философского знания. Его труды обогатили украинскую историко-философскую мысль.

Начиная с 60-х годов в Украине глубоко исследуются проблемы всеобщей истории философии, современной зарубежной философии, истории украинской философии, логики, мировоззренческие проблемы человека, философские проблемы естествознания, этики, эстетики. Основными центрами исследований стали отдел истории философии Института философии АН Украины и кафедра истории философии Киевского университета. Украинские ученые принимали участие в написании «Истории философии», «Истории философии в СССР», «Философской энциклопедии». Определенным итогом 30-летнего творческого анализа украинской философии является выход «Истории философии на Украине», в которой с позиций марксистской методологии системно изложена история развития украинской философии, показаны ее характерные черты. Изложение философского материала органично сочетается с анализом исторической ситуации того или иного периода, что способствует более объективному исследованию развития украинской философской мысли.

В современных условиях разработку философских проблем в Украине осуществляет значительный отряд специалистов, которые сконцентрированы в Институте философии и Институте общественных наук АН Украины, на философском факультете Киевского государственного университета, на кафедрах философии высших учебных заведений Украины. Провозглашения не зависимости дало новый толчок развитию обществоведческого отечественной мысли и, в частности, философской культуры.

Анализ развития философии в Украине свидетельствует о том, что украинская философская мысль, которая сформировалась на заре второго тысячелетия в виде ломкой, тонкой стебельки, выстояла перед натиском исторических бурь. Творчески используя философское наследие других народов, философия Украины прошла в своем развитии ряд этапов, каждый из которых оставил заметный след в развитии национальной культуры, стала важной составной частью в развитии философской мысли.