Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.2. Основные направления, структура и методы психологии

1.2.2 Основные направления психологии

На ранних этапах психология развивалась как описательная наука, в которой основным методом получения знаний о психике человека была интроспекция (самонаблюдение). Однако результаты, которые получали с ее помощью, имели значительную долю субъективизма, а потому не давали возможности решать сложные фундаментальные проблемы. их накопление привело в начале XX в. к возникновению серьезного кризиса в психологии. Не оправдал возложенных на него надежд метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности и дать ответ на вопрос о связи психических функций с физиологическими процессами в организме. Кроме того, обнаружились серьезные расхождения между психологической теорией и данными экспериментальных исследований.

Попытка преодолеть эту ситуацию с разных концептуальных позиций обусловила формирование нескольких принципиально отличных направлений в психологии - біхевіорізму, гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной, генетической, гуманистической психологии, а также деятельностного подхода.

Бихевиоризм.

Основоположниками его были американские ученые Джон Бродес Уотсон (1878-1958) и Эдуард Ли Торндайк (1874-1949). Они считали, что предметом психологии должно быть не сознание или душевные явления, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Основная задача бихевиоризма (англ. behaviour - поведение) заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы, зная стимул S, можно было бы заранее предсказать реакцию R человека, и наоборот. На этом основании была выведена формула классического бихевиоризма S - R. Следовательно, изучение поведения сводилось к анализу стимулирующих ситуаций. По мнению бихевиористов, поведение является или результатом научання - индивидуально приобретенного опыта путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Процессы, которые происходят в мозгу от начала действия стимула до появления реакции, было названо «черным ящиком», потому что они не поддаются непосредственному наблюдению.

Біхевіористична концепция является механістичною по своей сути: человек или животное в ней рассматриваются как пассивный механизм, что отвечает на воздействия, независимо от наличия сознания. Бихевиористы проводили опыты в основном на животных, а полученные выводы распространяли на людей без учета их особенностей. Они считали, что человек отличается от животных только способностью реагировать на речевые стимулы.

В результате эволюции этого направления в трудах американских ученых Эдуарда-Чейза Тольман (1886-1959), Кларка-Леонарда Халла (1884-1952), Барреса-Фредерика Скінера (1904-1990) и др. появился необіхевіоризм, что также опирается на поведенческий принцип, но допускает в классической формуле бихевиоризма «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией в виде гипотез, ожиданий, познавательных схем и т.д.

Гештальтпсихология. Сформировалась она в 20-30-х годах XX в. благодаря трудам Макса Вертгеймера (1880 - 1943), Вольфганга Келера (1887-1967), Курта Коффки (1886-1941) и других немецких психологов. Они выступили против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Тітченера, которые утверждали, что сложные психические феномены образуются из простых по законам ассоциаций. Понятие о гештальт (нем. - форма") зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первобытность» их структуры по отношению компонентов (ощущений). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, но познается как и сама. Гештальтисти подчеркивали качественное своеобразие целого, считая, что оно не сводится к сумме составляющих и не выводится из них. Они думали, что мышление состоит в осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. По их мнению, построение сложного психического образа происходит в инсайте - процессе мгновенного схватывания структуры в поле восприятия.

Гештальтисти своими исследованиями внесли ценный вклад в изучение проблем восприятия, памяти, мышления, в утверждении системного подхода к изучению психических явлений. Но, разорвав анализ и синтез, они отмежевали простое от сложного, создали значительные трудности в познании сложного.

Психоанализ.

В 1896 г. в психологии возникло направление, которое позже заметно повлиял на развитие многих сфер деятельности, связанных с познанием человека: медицину, литературу, искусство и др. Его основателем был австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). В своей врачебной практике он пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил новую систему анализа психической жизни человека, которую назвал психоанализом. В структуре личности Фрейд выделил три компонента, которые взаимодействуют, - Оно (Ид), Я (Эго) и сверх-Я (Супер-Эго). Оно и Я локализованы в бессознательном.

Оно - сосредоточение врожденных инстинктов и влечений, среди которых ведущую роль играют половой инстинкт, инстинкт самосохранения, а также танатос (влечение к смерти и разрушению). Оно является источником психической энергии, движущей силой человеческого поведения.

Я являюсь сознанием человека, в интересах самосохранения подавляет инстинкты и влечения в соответствии с требованиями социальной среды.

Сверх-Я - носитель моральных норм, формируется бессознательно при жизни человека в процессе воспитания, проявляется как совесть, выполняет функцию критики. Постоянный и непримиримый конфликт между этими компонентами, по Фрейду, порождает чувство напряженности и тревоги, что частично снимаются с помощью защитных механизмов - вытеснение (перевод того, что не соответствует принципу реальности, в бессознательное), проекции (перенос собственных переживаний на объективную реальность), регрессии (возвращения к низшим формам поведения) и сублимации (расходование энергии на различные разрешенные формы деятельности).

Бессознательное проявляется в сознании как ошибки, описания, обмолвки, сновидения и т.д. Оно является причиной различных неврозов - функциональных расстройств высшей нервной деятельности. Задача психоаналитика заключается в том, чтобы выявить с помощью анализа свободных ассоциаций и сновидений переживания, травмирующие личность, помочь осознать их, а значит, освободиться от них.

Фрейд создал оригинальную и жизнеспособную теорию, но, положив в ее основу бессознательное, значительно снизил ее ценность. Ученики, последователи, а впоследствии и в значительной мере научные оппоненты Фрейда утверждали, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, а чувство неполноценности и необходимость преодолеть этот дефект или архетип (коллективное бессознательное), что накапливают в себе общечеловеческий опыт. Так, австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) в своей индивидуальной психологии отрицал существование четкой границы и острых противоречий между сознанием и бессознательным, а основоположник аналитической психологии швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) рассматривал человека с точки зрения того, что есть в ней положительного, а не ее недостатков.

Американские психологи-неофройдисти Карен Хорни (1885-1952), Гарри-Стэк Салливен (1892-1949), Эрих Фромм (1900-1980), реформируя психоанализ Фрейда, были уверены, что особенности человеческой психики зависят и от бессознательного ее ядра, и от социальных условий жизни индивида. Они утверждали, что побуждают человека к активности не только биологически заданные неосознаваемые инстинкты, но и приобретенные стремления к безопасности и саморегуляции (Хорни), образы себя и других, что сформировались в раннем детстве (Салливен), влияние культуры (Фромм).

Несмотря на различия в объяснении природы человеческой психики большое значение психоанализа заключается в том, что он впервые привлек внимание к бессознательному, а также заложил основы психологической помощи человеку, чем утвердил психологию как науку, которая имеет реальную практическую значимость. Некоторые теоретические достижения этой теории и поныне используют при лечении психически больных людей.

Когнитивная психология.

Это один из современных направлений психологии. Ее представители - немецкий психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие - считают, что решающую роль в поведении субъекта играют знания (лат. cognito - знание). Они исследуют внутреннюю организацию основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Центральное место отводится вопросам систематизации знаний в памяти субъекта, соотношение словесных и образных компонентов в процессах речи и мышления.

Направление возникло под влиянием теоретико-информационного подхода. Поэтому он предполагает создание моделей психических процессов на основе аналогии между обработкой информации машиной и человеком. Основное понятие когнитивной психологии - схема. Так, процесс восприятия интерпретируется как определенный набор последовательных изменений, опосредованных когнитивной схеме - нервными и психологическими структурами, которые формируются у человека вместе с набуванням опыта.

Генетическая психология. Ее основоположник Же. Пиаже, изучая проблемы развития интеллекта ребенка, пришел к выводу, что источником ее интеллектуального развития являются действия с вещами в процессе социализации. Эти действия, постепенно інтеріоризуючись (из внешних, реальных действий с предметами превращаясь во внутренние, идеальные), образуют интеллектуальные структуры. В развитии интеллекта Пиаже выделяет три последовательных этапа: 1) сенсомоторное, 2) конкретных и 3) формальных операций. Последовательный переход от предыдущего этапа к последующему происходит по мере овладения ребенком определенными внутренними операциями. Пиаже даже первые предметные действия ребенка толкует как ее встреча с окружающим миром. На самом деле уже в раннем возрасте деятельность ребенка имеет общественный характер, поскольку осуществляется в общении со взрослым, который ставит перед ней новые задачи и от которого она усваивает сформированы обществом способы их выполнения. Однако в своих трудах Пиаже не показывает процесса усложнения человеческой деятельности, изменения ее мотивов, способов выполнения, что имеет решающее значение для развития психики ребенка. И все-таки по способности охватить и объяснить развитие детского интеллекта теории Пиаже нет равных.

Гуманистическая психология. Самые известные представители этого направления - американские психологи Гордон Олпорт (1897-1969), Генри-Александер Мюррей (1893-1988), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Абрахам-Харольд Маслоу (1908-1970) - считают, что предметом психологического исследования должна быть здоровая творческая личность, основной целью которой является стремление к самоактуализации, развития конструктивного начала человеческого «Я». Они утверждают, что человек открыт для мира и наделен от природы потенциальными возможностями для непрерывного развития и самосовершенствования, она ищет смысл жизни, а ее базисными потребностями есть любовь, творчество, другие высшие ценности. Так, Маслоу отмечает, что потребность в самоактуализации является вершиной иерархии человеческих потребностей, которую образуют потребности в уважении и самоуважении, принадлежности к определенной общности, в безопасности, а также познавательные, эстетические, физиологические и др. Причем потребность в самоактуализации возникает лишь тогда, когда удовлетворены низшие иерархические потребности.

Деятельностный подход.

Он был присущ советской психологической науке, которая сделала значительный вклад в развитие мировой психологии, о чем свидетельствует ее признание многими зарубежными учеными. Так, современный американский наукознавець Л. Грэхем в своей книге «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» писал, что советские ученые создавали интеллектуальные конструкции, которые представляют огромный интерес как выдающиеся достижения философского материализма. Представители деятельностного подхода рассматривали психику как функцию мозга, направленную на отражение объективной действительности в процессе активного взаимодействия человека с внешним миром, то есть в процессе деятельности.

В психологии понятие «деятельностный подход» чаще всего используют в двух значениях. В широком смысле оно означает методологическое направление исследований, в основу которых положены категорию предметной деятельности. В развитии этого направления наиболее заметными являются научные труды российских, украинских и зарубежных исследователей (Л. Выготского, С. Рубинштейна, Бориса Ломова (1927-1989), Г. Костюка, П. Зинченко, Анри Валлона (1879-1962) и др.).

В узком смысле этот термин употребляет В. Леонтьев, который рассматривает психологию как науку о возникновении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности людей. По его мнению, через анализ системы видов деятельности, в которых участвует человек как общественное существо, можно раскрыть такое системное образование, как личность.

Разработка деятельностного подхода в отечественной психологии начал Л. Выготский. Создавая культурно-историческую концепцию психического развития человека, он обосновал понятие «высшие психические функции» (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как чисто человеческие, социально обусловленные формы психики. Эти функции возникают и развиваются как формы внешней деятельности и только позже, опосредованные знаками, постепенно інтеріоризуються. В знаках воплощено языковые значения. Сначала они выступают как внешние средства, опосредующие общение ребенка с взрослым, становятся затем внутренним инструментом, что дает человеку возможность управлять своей психикой.

Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая действительность, поскольку знак в свернутом виде содержит программу поведения. Следовательно, по мнению Выготского, высшие психические функции - это сформированные в течение жизни психические процессы, которые возникают как форма взаимодействия между людьми, а позже превращаются в інтеріоризовані процессы, свидетельствующие об общественном характере человеческой психики. Развиваются они в процессе научання, то есть совместной деятельности ребенка и взрослого.

Дальнейшее развитие идеи Л. Выготского получили в трудах Л. Божович, П. Гальперина, Д. Эльконина, А. Запорожца и др.

С. Рубинштейн, изучая место психического во взаимосвязи явлений материального мира, критиковал односторонность онтологического и гносеологического взглядов на его природу. Представители онтологического (бытийного) напрямую, видя единство мира в его материальности, утверждали, что психическое является материальным. Сторонники гносеологического (познавательного) направления настаивали на том, что психическое является идеальным, поскольку оно является образом вещи, а не собственно вещью. Рубинштейн отрицал возможность вывести психическое как идеальное за пределы материального мира или отделить идеальное под материального и противопоставить их друг другу. В узнаваемые,ней деятельности субъекта, по утверждению ученого, происходят психическое отображение объекта в виде идеального образа. Вместе с тем, как и все психическое, этот образ является причинно-обусловленным явлением. Итак, образ имеет рефлекторную природу. 15 нем неразрывно соединяются процессы, происходящие в мозге, и их внешние проявления, был убежден ученый.

С. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. В деятельности субъекта он обнаружил психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. И И,е - действия, операции и действия, которые соотносятся с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Вместе с О. Леонтьевым в 30-40-х годах XX в. он разработал философско-психологическую схему анализа деятельности по ее основными компонентами (целями, мотивами, действиями, операциями и др.).

О. Леонтьев в основу психологической теории деятельности положил полученные результаты анализа развития психики в филогенезе. Он показал, что каждая стадия развития психики с результатом разнообразия и усложнения форм связи живого организма с окружающей средой, то есть усложнение структуры деятельности. Итак, психика формируется в деятельности и обнаруживает в ней свои особенности. Деятельность человека имеет предметный характер. Она направлена на предмет, на превращение его свойств. В процессе деятельности человек оказывает ему определенных значений, мир, что ее окружает, предстает перед ней как образ сознания. Значения, воплощенные в понятия, становятся средством формирования личного опыта и дают возможность передавать потомкам достижения предыдущих поколений.

С теорией Леонтьева не совсем соглашался Бы. Ломов. Поскольку индивидуальная деятельность является лишь составляющей функционирования общества, то начинать анализировать ее (следует не из абстрактного отношения «субъект-объект», а с изучения функций этой индивидуальной деятельности в обществе, в системе взаимодействия индивида с другими людьми в том социальном контексте, в который эта деятельность включена. Общественная природа деятельности проявляется полнее, если деятельность является коллективной.

Г. Костюк с учетом особенностей деятельностного подхода разработал теорию психического развития в онтогенезе. В психическом развитии ребенка, который обеспечивается единством биологических и социальных условий, ведущую роль он подводил обучению и воспитанию. Созревание организма, считал ученый, меняет отношение ребенка к окружающей среде, что обусловливает появление новых видов деятельности. По его мнению, становление психики происходит неравномерно: есть периоды ускоренного развития отдельных психических функций (сенситивные периоды) и периоды замедления. Вместе с тем он может быть гетерохронним - тогда ускоренное развитие одних функций происходит на фоне замедления развития других. Психика развивается путем надстройки новых структур над уже созданными. Между этими структурами возникают противоречия, которые решаются поднятием ребенка на новый, более высокий, уровень развития. Эти противоречия являются движущей силой психического развития ребенка.

Признавая ведущую роль общественных условий (обучения и воспитания) в психическом развитии ребенка, Костюк не игнорировал и возможностей спонтанного развития. Его идеи широко используются в исследованиях украинских ученых, в частности Александра Скрипченка (род. 1921) и Александра Киричука (род. 1929), посвященных умственному развитию младших школьников.

П. Гальперин в рамках деятельностного подхода создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Он выделил и охарактеризовал основные этапы перемещения внешнего материального действия с предметами во внутренний умственный план, пытаясь рассматривать психику как деятельность. Так, исследователь считал, что при воздействии раздражителя на орган чувств в мозгу человека возникает орієнтувальна деятельность, следствием которой является психическое отражение (образ).

Охарактеризованы направления и подходы к решению основных психологических проблем свидетельствуют о том, что психология все еще находится в поисках своего предмета исследования. Полученные научные результаты все больше расширяют сферу человеческого познания. Нередко они заставляют заново переосмыслить эти проблемы. Поэтому возможно появление тенденций, которые станут новыми звеньями непрерывного процесса познания психики человека.