ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
4.3. Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных ПР
ПР
важной составляющей любого западного правительства. В рамках американских
правительственных структур, по данным на 1990
г., функционирует 15 тыс. человек, распределенных примерно так: 1000
- общественные отношения; 2000 - те, что пишут и редактируют; 1700 - техническое письмо
и редактирования; 2000 - визуальная информация; 3300 - иностранная информация; 2000 -
помощь в редактуре.
По другим данным,
правительственные расходы за 1985 г. в области ПР составили 337 млн. долларов, когда было
задействованы полный рабочий день 5500 человек. Дополнительно 100 млн. долларов было
потрачено в рамках Конгресса с 2000 работников.
Принципиально
практически ориентированные, правительственные ПР не могут не опираться на определенные
закономерности коммуникативного воздействия. Попытаемся вычленить некоторые положения.
Влияние происходит
в определенном коммуникативном поле. Оно некоторым образом организовано, и в направлении
этих "организованных" структурных линий воздействие осуществляется в
облегченном режиме. Когда же мы движемся против этого направления или вне его,
приходится преодолевать дополнительные трудности. Только очень важное сообщение (на
образец информации в период Чернобыльской кризиса) может преодолеть подобное сопротивление. Мы
только нащупываем эти основные линии, тем самым создавая более ускоренный проход
информации по ним.
Одной из
особенностей подобных "линий" является минимальное участие в них отторжение
со стороны потребителя, поскольку мы передаем по ним знакомую информацию. Если
особенностью художественной коммуникации (как активно подчеркивало формальное
литературоведение 30-х годов) есть деавтоматизація формы, имеющая целью привлечение
внимания, то политическая коммуникация должна строиться по принципу автоматизации
содержания, или по крайней мере значительной его части. Опора на стереотипы,
используется в работе с общественным мнением, и есть в чистейшем виде
автоматизацией восприятия.
Уильям Юри в
своем исследовании по теории переговоров подчеркивает практически то же самое, когда
говорит: "Сознание оппонента часто напоминает чердак, замотлошене древними
образами, антипатиями, отрывками каких-то историй. Спор лишь поддерживает их
жизнедеятельность. Однако, признав обоснованность слов оппонента, вы послаблюєте
эмоциональную актуальность всех этих наслоений. По сути дела, чердак начинает
розчищатися. Позволяя ему изложить свою версию истории и признавая ее, вы создаете
психологическое пространство, в котором и ему легче будет признать другой взгляд". И
это дается как рецепт работы с агрессивно настроенным оппонентом. Даже в этом
случае полученной стратегией становится моделирование согласия, а не атака.
Поэтому
одним из самых главных правил должно стать направление потребителю информации по
уже знакомыми стереотипами. Человек видит мир таким, каким она хочет его
увидеть. И очень трудно избежать этого соблазна. Еще в 20-е годы в своей первой
работе о общественное мнение Уолтер Липпман написал: "Под вымыслом (fiction) я не имею в виду обмана. Это
репрезентация окружение, которое в большей или меньшей степени произведено самим человеком.
Его спектр простирается от полных галлюцинаций к использованию моделей
учеными. Фикция может иметь любую степень правильности, и до тех пор, пока
этот степень соответствия принимается во внимание, фикция не является обманом. Фактически
человеческая культура в сильной степени является отбором, переработкой, копированием и
стилизацией того, что Уильям Джеймс в своих "Принципах психологии"
назвал "случайным порождением и перемешиванием наших идей".
Другая
особенность, которую следует подчеркнуть, уже не является чисто коммуникативной, это скорее
оптимизация, что вытекает из технологии коммуникативного процесса. Службы
коммуникации Белого дома в своей основе заняты созданием готового продукта,
доступного для потребителя. Задачей стало устранить редакторские и цензорские
функции масс-медиа. Отсюда и попытки непосредственного выхода на местную публику и
предыдущая организация событий таким образом, чтобы реально направить журналиста
единственным возможным путем интеграции событий на страницах прессы, причем это
подсказывание неявно задается организацией самого события. Отсюда же и постоянные
попытки ограничить возможности журналиста в получении информации, поскольку лишняя
информация может быть проинтерпретирована на свое усмотрение. До последнего можно
отнести и выступления Никсона, когда тексты составляли не более ста слов, не
оставляя возможности для журналиста отредактировать их; это и отказ Рейгана отвечать на вопрос, что
выходят за рамки "идеи дня", это и отказ отвечать на вопросы в
момент, который выделен для создания фотографий.
Еще
одной характеристикой стало моделирование естественности. Здесь следует подчеркнуть именно
слово моделирования, поскольку в этой отрасли имиджмейкеры учли опыт
Голливуда и рекламных компаний. Как пишет Брендан Брюс, "когда объекты
человеческой природы предстают перед глазом через нечто, отличное от воздуха, они
искривляются, и задачей имиджмейкеров становится возвращение их к привычным
форм"121. Соответственно это переносится и на представление на
экране лидеров.
Отдельным
задачей становятся взаимоотношения со средствами массовой коммуникации. С одной
стороны, необходимо налаживать лучшие отношения с ними. Например, для США - это совершенно особая проблема столичной прессы. С другой,
в ряде случаев надо уметь обойти эту прессу, выходя непосредственно на регионы
и их жителей. Это также активно проявилось в период выборов в 1992 г. в США, что
проходили как целый ряд всевозможных "ток-шоу", благодаря чему удавалось
выходить на население с минимальной журналистской помощью.
Отдельной
проблемой становится борьба с отрицательным имиджем той или иной правительственной структуры.
Так, пресс-секретарь Государственной налоговой службы России О. И. Еремин говорит:
"Первое, с чем мы столкнулись, -
настоящая волна критики
нашей службы средствами массовой информации. Другой журналист, не пытаясь
разобраться в том, зачем нужна такая служба российскому государству, не
обладая практически никакой информацией, мог вынести любой вердикт".
Вследствие
сегодня в этой службе создано вертикальную информационную систему,
охватил 89 республик, краев и областей России.
При этом почти 40 налоговых инспекций имеют свои
собственные газеты, издается ведомственный журнал "Налоговый
вестник".
Тип
символической личности, которой является первое лицо, может меняться. Буш, придя к власти, попытался, например, изменить
символический тип президентства Рейгана. Он словно отходит от преувеличенной
коммуникативной внимания к своей персоне. Это отразилось на его освещении
телесетями. Если за свои первые сто дней он стал объектом 336 новинних сообщений, то за тот же срок Рейган имел освещение в 790, Картер -
в 906. Главной идеей, которую разрабатывали в его время, было
моделирование переходного периода, который определялся словно как "предварительный
просмотр кинофильма". Темой также стала "политика включения", и Буш встречался с разными людьми. Смысл заключался в том,
чтобы показать, что Буш готов выслушать самые разнообразные
мысли, чтобы показать, что он является президентом для всех американцев. Однако в то же время
(и это, вероятно, в итоге привело к потере популярности) у Буша не оказалось долговременной цели, которая бы, как флаг,
могла захватить аудиторию. Дэвид Герген выступил с критикой этого, заявляя, что
президент должен демонстрировать свою способность видения, а не просто справляться с
проблемами по мере поступления. Зная, куда идти, легче формулировать удачную общественную
стратегию.
Западные
службы коммуникации имеют еще одну особенность: они способны резко изменять
стратегию, учитывая те или иные нюансы общественного мнения. Так, в
период избирательной кампании Клинтона возник так называемый Манхэттенский проект
(назван по аналогии с проектом по разработке атомной бомбы). В ходе его было
принято решение вновь представить Клинтона населению, перевизначивши его.
Такая идея возникла после того, как было обнаружено в фокус-группе, о Клинтоне,
о его личной судьбе мало что известно: о том, как он учился в колледже, о
его жену и дочь. В специально созданных ситуациях было выведено жену с
дочерью. В общем это новый тип информации и для нас, достаточно вспомнить резкую
неприемлемость Раисы Горбачевой населением. В интервью, данном в Бонне уже в
наше время, он интересно отвечает на подобный вопрос: "Тогда это соответствовало
моей роли. Горбачев хотел изменить не только экономику и властные структуры, но и
обычаи. Это касалось и большей "гласности" для женщин".
Нина
Хрущева (а это уже правнучка Хрущева), анализируя проблемы первых советских
леди, пишет: "Появление Раисы Максимовны на политической сцене шокировала как
советскую, так и зарубежную публику. Но если Запад был в восторге от ее умения
свободно держаться в официальной и неофициальной обстановке, россияне, не привычные к
того, что жена открывает рот, были недовольны: "Везде и всюду Раиса - еще полбеды. Стояла хотя бы на несколько шагов позади, а то
всегда рядом с мужем, как уровня. Не она же президент". Это полностью
противоречит западной практике. Вот что пишет М. Спиллейн: "Супружеские пары,
в основном жены, должны беспокоиться о своем имидже и о том, насколько они
помогают или вредят созданию представления о стране за рубежом. Жены иногда
даже фотографируются вместе, и признание получают те, кто придерживается определенного
стиля".
Хиллари
Клинтон пришлось в избирательной кампании 1992
г. отойти от своего
имиджа феминистки, "деловой женщины", чтобы не лишить мужчину
голосов. Клинтон, раскрывая себя в индивидуальном плане, много говорил о
себя в ток-шоу, отвечал на вопросы телезрителей. При этом, и это опять новая информация для нас, перед приходом на ток-шоу
объяснялось, что именно можно/не можно спросить у кандидата.
Группы
поддержки также способны реагировать на действия оппонентов. Например, после выступления Буша перед какой-либо четко очерченной аудиторией следующего
дня ту же аудиторию обрабатывали текстами Клинтона. При этом специалисты считают
нужным выходить на негативное информирование о противнике максимально
мягкими способами, иначе его сторонники будут трудиться с гораздо большим
усилием. Брендан Брюс говорит, что в Британии атака на лидера, а не на его
политику, не ведется. Иногда как атакующая сторона используется какой-нибудь
"независимый политический комитет". Таким образом Рейган в 1980 г.
запускал анти-Картерівські тексты.
И
последнее. Мы начали с опоры на стереотипы и завершили тем самым. Главной особенностью любой пропагандистской
кампании становится взгляд: тексты должны строиться не с точки зрения того, кто говорит,
а с точки зрения того, кто слушает.
Брендан
Брюс считает основополагающим подходом искать не сами по себе вопросы,
интересуют избирателей, а выходить на причины, почему они задают именно эти вопросы.
Кстати, это совпадает и с другим подходом -
теорией переговоров. В
терминах Гарвардской школы переговоров это различие звучит как разграничение
интересов и позиций: не надо спорить о позиции, а следует пытаться
удовлетворять интересы. В истории политических кампаний, например, Рейган и Тэтчер шли к победе так, чтобы
захватить не только представителей партий, стоящих за ними, но и выйти на
более общие, одобряемые всеми интересы. Рейгану помог
в этом д-р Дик Верслін, с которым он был знаком еще во время пребывания
губернатором Калифорнии в 1969
г. В избирательном же
кампании, поскольку только 28%
населения испытывали
себя республиканцами, им пришлось сориентироваться на более широкий круг людей и
интересов. Вот что пишет Брендан Брюс: "Верслін тогда посоветовал Рейгану, что
если он сможет переключиться на вечные ценности и вопросы, связанные с "семьей,
соседством, рабочим местом, миром и свободой", то результирующий имидж сможет
победить давние привязанности, которые в противном случае отдадут Юг Картеру. И
он оказался прав". Здесь уместно снова вернуться к социологии и
определение того, что именно сегодня является для населения основным фактором. Надо
говорить о ту отрасль, которую само население считает приоритетной. Тогда тексты
будут слушаться заинтересованно.