Урок 7
Тема. Слово. Предложения. Составление предложений по рисункам и опорными словами. Правильное произношение и написание слова олень
Цель: углубить знания учащихся о предложении, его строении; развивать связную речь; воспитывать уважение к старшим, трудолюбие.
Оборудование: предметный рисунок оленя; картина с изображением отлета птиц.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 34)
- О какие признаки ранней осени говорится в тексте?
- Что такое бабье лето?
- Прочитайте пары близких по значению слов, которые вы записали.
- Как вы разделили для переноса выделенные слова?
- Какими правилами вы пользовались?
2. Минутка чистопису
и вы ил швидкокрилі
- Подберите слова с данными буквосочетаниями. (Ледяной, дрожит; блюда, выход; сила, крылатый)
- Составьте с одним из слов предложение и запишите.
- Сколько слов в нем? Как вы их записывали? (Каждое слово - отдельно.)
III. Сообщение темы и цели урока
IV. Повторение и углубление изученного
1. Коллективная работа (упражнение 35)
- Прочитайте текст. Выпишите названия птиц. Устно поставьте к ним вопросы.
- А какие птицы остаются зимовать в наших краях? Как мы им можем помочь?
- Обратите внимание, какие разные слова подбирает писатель, описывая отлет птиц. Запишите эти слова, ставя к ним в скобках вопрос.
2. Самостоятельная работа (упражнение 36)
- В тексте предыдущего упражнения найдите слова, которыми автор характеризует птиц. Запишите их по образцу.
- Разделите для переноса выделенные слова.
3. Комментируемое письмо (упражнение 37)
- Прочтите. Из слов каждой строки составьте предложение и запишите.
- Какие слова в первом предложении нельзя разделить для переноса? Почему?
- Еще раз прочитайте слово олень в рамке. Запомните его произношение и написание. Обратите внимание, что в этом слове отмечен первый слог, а во втором - пишем букву е.
- Разделите для переноса слово краснеет.
- Прочитайте правило на с. 18 и запомните его.
- Посчитайте количество слов в предложении.
Возле школы много цветов.
4. Физкультминутка
5. Развитие связной речи (упражнение 38)
- Рассмотрите рисунки. Дайте детям имена и составьте предложение о том, кто что делает. Используйте слова для справки.
- Одно предложение (по выбору) запишите.
- Какое слово в справке оказалось лишним?
- Почему надо работать?
- Какие пословицы о работе вы знаете?
6. Работа с доской
- Прочитайте и найдите границы предложений.
Бабушка сидела у окна и шила Витя с Людой вылезли на диване и листали новую интересную книжку у бабушки выпала катушка и покатилась под стол долго спорили дети, кому катушку поднять а бабуся тем временем нагнулась и подняла катушку. (По М. Щепенком)
- Что вы можете сказать про Витю и Люда?
- Как бы поступили вы?
- Как на письме надо обозначать границы предложений?
V. Итог урока
- Из чего состоит текст? Как устно выделяется конец предложения?
- Как пишутся слова в предложении?
- Правильно произнесите и запишите название этого предмета. (Учитель показывает предметный рисунок - олень. Дети хором произносят, делая ударение на первый слог, и записывают слово олень.)
VI. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 18, упражнение 39.