Урок 6
Тема. Перенос слов с буквами й и ь
Цель: закреплять умение делить слова с буквами й и ь для переноса из строки в строку; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение слушать; воспитывать желание работать парами, самокритично оценивать свою работу.
Оборудование: предметные рисунки радуги, зайчика, ладони, соловья.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 30)
- Прочитайте загадку и отгадку. Громко произносите звуки [д] и [д’].
- Что вам помогло отгадать загадку?
- Какие овощи созревают в сентябре? Какие из них вам приходилось помогать собирать?
2. Минутка чистопису
И Й В Ю Юрасик
- Подберите слова, используя данные буквы. (Иван, Ирина, Ивга, Ольга, Одесса, Юлия, Юрмала) Почему все слова написаны с большой буквы?
- Когда еще всегда пишем большую букву? (В начале предложения)
- Составьте с одним из этих слов предложение и запишите.
- Разделите эти слова для переноса. Какие из них переносить нельзя? Какое правило нам это говорит?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня закрепим умения делить слова для переноса и обратим особое внимание на разделение слов с й и ь. Также вспомним правописание изученных словарных слов, відгадуватимемо загадки.
IV. Повторение и углубление изученного
1. Коллективная работа (упражнение 31)
- Прочитайте загадку. Какими разными словами в нашем языке называют отгадку?
- Устно разделите для переноса слова радуга, радуга, только.
- Прочитайте правило на с. 15 и проверьте, правильно ли выполнили задание.
- Итак, как правильно нужно переносить слова с буквами и ь?
2. Работа парами (упражнение 32)
- Прочитайте и спишите слова, разделяя их для переноса одним из способов. Сравните, правильно ли вы выполнили работу.
- Какое слово нельзя разделить для переноса?
- Какие имена нельзя разделить для переноса?
3. Физкультминутка
4. Словарный диктант
Буква, замок, чтение, сентябрь, определенно.
- Подчеркните буквы, на которые в этих словах надо обратить особое внимание.
5. Словарная работа (упражнение 23)
- Образуйте слова из первых слогов представленных слов. Для этого работайте так:
1) прочитайте слово и устно разделите на слоги;
2) произнесите первый слог;
3) произнесите первые слоги во всех словах строки;
4) запишите образованное слово.
- Какое из написанных вами слов нельзя разделить для переноса?
6. Отгадывание загадок
• Летом серенький,
А зимой беленький.
Длинные уши имеет,
Быстро в лес прыгает. (Зайчик)
• Я маленький, я ушастый,
Меня легко запугать.
Я прыгаю, я убегаю,
Очень куцый хвостик имею. (Зайчик)
• У меня есть большой талант,
Я пою, как артист.
Пение мой радостный всюду
Очень любят все люди. (Соловей)
• У двух матерей по пять сыновей, и всем одно имя. (Пальцы)
- Запишите слова-отгадки и разделите их для переноса. Самостоятельная работа (упражнение 84).
V. Итог урока
- Каким правилом вы пользовались, деля для переноса слова-отгадки?
- Какие еще правила переноса слов из строки в строку в строку вы знаете?
VI. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 15, упражнение 34.