Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 6-7

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 3-4. КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД ТЕКСТА С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цель: выявить уровень сформированности умений учащихся воспринимать на слух и подробно пересказывать текст монологического характера, дополняя его своими соображениями, выполнять письменную работу согласно украинского правописания; развивать мовленнєво-коммуникативные умения, творческое мышление; воспитывать с помощью дидактического материала бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: схема-опора, раздаточные материалы, карточки с афоризмами, памятка.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки), культура речи, стилистика.

Межпредметные связи: экология, биология, экономика.

Тип урока: урок развития речевых умений и навыков (урок контрольного перевода).

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Беседа за вопросами

• Что дороже бриллиант?

•. Без чего невозможна жизнь?

• Что называют кровью Земли, минералом жизни и почему?

• Что вам известно о водную кризис на планете?

• Вспомните виды переводов. Чем они отличаются? Какова цель каждого из них?

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Работа в нарах с памятником

«Как написать контрольный подробное перевод»

Вспомните последовательность работы над переводом. Ознакомьтесь с памяткой. Составьте алгоритм действий во время подробного контрольного перевода.

ПАМЯТКА

Как написать контрольный подробное перевод

1. Внимательно прослушайте текст для подробного перевода.

2. При необходимости запишите на черновике ключевые слова и словосочетания, конкретные наименования (термины, даты, цифры т.п.).

3. Определите стиль, тип, жанр речи, тему и основную мысль текста.

4. Во время повторного прослушивания текста сделайте записи на черновике в виде плана, отдельных слов, словосочетаний, необходимых для раскрытия основной мысли, связи частей текста т.д.

5. Подумайте над содержанием и последовательностью изложения материала перевода.

6. На черновике напишите подробный перевод текста, подчиняя высказывание теме и основной мысли, соблюдая ся композиции, языковых и стилевых особенностей авторского замысла.

7. Выскажите свои соображения по поводу написанного в соответствии с творческого задания к тексту в объеме 1-1,5 страницы.

8. Отредактируйте написанное для улучшение языкового оформления своей работы, позаботьтесь о точности высказывания мыслей, грамотность, расстановку знаков препинания и т.д.,

9. Перепишите работу начисто опрятно, без исправлений, согласно норм украинского литературного языка.

10. Совершите проверку написанного в чистовой варианте.

Чтение текста

ВОДА... ТЫ САМА ЖИЗНЬ

Сейчас всем хорошо известно, что без воды невозможен любое проявление жизни. Это самый ценный «минерал жизни», на долю которого приходится до 90 процентов строения организма. Она обеспечивает физиологические, биохимические, химические процессы в организме всей живой природы на Земле.

Без воды не могут функционировать ни промышленность, ни сельское хозяйство. Но при этом вода должна соответствовать надлежащем качестве. Она имеет космическое, геологическое, климатическое, энергетическое, санитарно-гигиеническое, лечебное, эстетическое значение.

Каждое родничок - то питательная кровь Земли. Все они неутомимые труженики: озеленяют и вечно омолаживают луки, поля, леса, восстанавливают ее щедрость. Не случайно говорят, что капелька воды дороже бриллиант.

Не только полезные ископаемые исчерпываются, но и ресурсы питьевой воды существенно уменьшаются. Часто себя утешаем и обнадіюємо, что запасы пресной воды возобновляются, и с питьевой водой далеко не все в порядке. Когда не задумываешься, то кажется, что с этим даром природы будто все в порядке, беспроблемно. На самом же деле, как это далеко от реальности! Сейчас дефицит воды - одна из глобальных проблем современности. Это прежде всего касается пресной воды. А еще цивилизация суток не всегда экономно их использует. К тому же в начале XX века на Земле жило около полутора миллиарда человек, а сейчас их уже больше шести миллиардов. Даже трудно себе представить все количество ежедневно потребляемой воды. Но и хозяйствования этой массы людей вплоть никак нельзя назвать рациональным относительно пользования водными ресурсами. Это каждый хорошо знает по себе.

Ресурсы пресной воды распределены на земной поверхности и в недрах Земли очень неравномерно. В одной части земного шара люди страдают от наводнения, а в другой - от засухи. Уже сегодня в условиях постоянной нехватки воды живет не менее 1,1 млрд. человек, а более 2 млрд. регулярно испытывают «водный стресс». Решение проблемы дефицита пресной воды требует многочисленных научных разработок во многих отраслях науки. Уже к 2025 году почти половина населения Земли будет страдать от нехватки пресной воды, что приведет к массовой миграции из стран, недостаточно обеспеченных водой (в основном - тех, что стран), Другие государства будут вынуждены решать чрезвычайно сложные вопрос: что, где и как именно делать, чтобы не «захлебнуться» потоком беженцев от водного дефицита. При обострении дефицита на мировом рынке торговать водой, как сегодня торгуют нефтью, нереально из-за больших объемов потребления пресной воды.

Ученые прогнозируют: на мировом рынка ускоренно развиваться секторы интенсификации водопользования, водозберігальні, водоефективні, водоохранные технологии.

Разве трудно понять, что наше отношение к водному дара должна стать камертоном чистоты до животворного сока Земли как Божьего дара! Возьмите эти слова, как память на всю жизнь (По С. Костенко, 448 слов).

Подготовьте подробный письменный пересказ текста.

Объяснение новых слов и запись их на доске

Назовите слова, которые вам не понятные.

Справка: функционировать (выкатывать свои функции; быть в действии, действовать, работать), ресурсы (запасы чего-нибудь, можно пользоваться в случае необходимости), дефицит (недостаток, нехватка чего-либо по сравнению с потребностью), миграции (передвижения), секторы (составная часть чего-нибудь) интенсификации (увеличения интенсивности чего-либо; усиление чего-то), водоохранные технологии, камертон (небольшой стальной вилкуватий инструмент с двумя зубцами, который вследствие удара издает звук определенной высоты), животворный (нужный, необходимый для жизни, который дает жизнь).

Самостоятельное составление учащимися плана

Ученики составляют план пересказа.

Работа со схемой-опорой

Учащиеся готовятся к написанию перевода, прорабатывая схему-опору.

 

 

Повторное чтение текста Учитель читает текст второй раз.

Творческое задание

Как предупредить мировую водную кризис? Выскажите собственное отношение к проблеме, освещенной в тексте (1-1,5 страницы), сохраняя авторский стиль.

Написание перевода с творческим задачей в черновом варианте

Учащиеся пишут текст перевода с творческим задачей в черновик.

Редактирование чернового варианта

Во время усовершенствования собственного высказывания воспользуйтесь советами, воплощенными в афористиці.

• «Язык - воплощение мысли. Что богаче мысль, тем богаче язык» (М. Рыльский).

• «Ясность мысли и ясность высказывания обычно встречаются вместе» (Т. Маковей).

• «Иначе расставленные слова приобретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление» (Б. Паскаль).

• «Краткость предоставляет языке силы. Есть высказывания, которые имеют свойство лучей солнца: чем больше они сгущены, тем сильнее они пекут» (Г. Соуті).

• «Иногда бедненькую и худенькую мнение мы одеваем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных ей составляющих собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву» (В. Ключевский).

• «Все жанры хороши, кроме скучного» (Вольтер).

• «Язык - машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели» (А. Ривароль).

Переписывание начисто работ

Ученики переписывают контрольные работы в тетрадки.

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Самостоятельная проверка написанного

Ученики проверяют текст перевода.

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

1. Найти текст в учебнике с географии (биологии и т.д. - в зависимости от профиля), в котором отражены противоречивые научные факты. Опровергнуть один из них в виде свободного письма.

2. Пользуясь интернет-источниками, исследовать проблему сохранения питьевой воды. Предложить собственный проект.