ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 5
ОРФОГРАФИЧЕСКИ-ПУНКТУАЦИОННЫЙ
ПРАКТИКУМ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЇ ГРАМОТНОСТИ: ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В
ПИСЬМЕННОМ ВЕЩАНИИ ВО ВРЕМЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИЗВЕСТНЫХ
ОРФОГРАМ И ПУНКТОГРАММ
Цель: совершенствовать орфографическую и
пунктуаційну грамотность одиннадцатиклассников; развивать навыки самоконтроля;
воспитывать уважительное отношение к культуре речи.
Межпредметные связи: язык и
речи, литература.
Тип урока: обобщение и систематизация
знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-организационный
этап
Словарная работа
► Сгруппируйте слова: в одну колонку -
на правописание гласных, во вторую - на правописание согласных. Объясните их написание.
Кожух, терпеливый, гримливий,
оббегать, разросся, украсить, прекрасный, еженедельник, туристский, вечером,
бесшумный.
Зрительно-слуховой диктант
► Организуйте самопроверку предложения.
Объясните знаки препинания. Первая гамма розтулялась медленно, как ладонь,
выпуская на волю нечто живое и удивительно красивое; звуки были нежные, легких пастельных
тонов - вальс Грибоедова (3a Н. Окалітенко).
Формулировка темы, цели и задач
урока (с участием учащихся)
II. Процессуально-деятельностный этап
Тренировочные упражнения
► Выразительно прочитайте текст. Объясните
правописание выделенных слов и постановку знаков препинания в конце предложений и в
середине.
СВЕТ - СИЛА!
Когда-то, очень давно, люди освещали
свои жилища костром. Наложат кучку дров, разожгут их от огнива - и
отгоняют от себя мрак. А вместе с ним - и страх. Ибо каждый миг с таинственной
темноты мог выбраться и напасть страшный хищный зверь. Вот люди и защищали свой
спокойствие на стоянках костром. Оно помогало им готовить еду, грело, светило,
веселило.
А потом человек научился
пользоваться коптилкой из тука. Впоследствии появляется и свеча из того же тука или
воска. Наконец на освещение пошла стихийно добытая из подземелья нефть, из которой
еще позже научились выделять керосин. По всему поэтому, после керосиновой лампы и
керосиновых фонарей підсліпуватих, появляется, наконец, настоящее чудо - свет -
электрическая лампочка!
Нелегким и долгим был путь человека к
получение такой, как теперь, освещения жилищ, заводов, фабрик, улиц, площадей,
сел...
И, как и прежде, на рассвете
человеческой истории, сегодняшнее свет служит человеку не только как средство,
побеждает тьму. Оно является силой, к тому же едва ли не самой большой и не самой мощной
силой в разумном соревновании человека с природой (3 журнала).
► Выпишите из словаря иноязычных
слов 10-20 слов, в написании которых вы могли бы допустить ошибок.
Творческие работы
► Прочитайте текст. Подберите к
него заголовок. Напишите изложение, используя различные знаки препинания в конце
предложения и внутри их. Проверяйте слова, в написании которых есть сомнение.
Знакомо ли вам то острое, к
физической боли острое чувство скуки по родной стране, которым обкипає сердце от
долгого пребывания на чужбине?
В таком, собственно, состоянии бродил я
одного весеннего дня над рекой Прутом, в южной Бессарабии. Как-то не
радовали глаз мое ни пространные, яро-зеленые, порезанные голубыми озерцами и устьями
плавные, разлеглись за рекой в Румынии, ни желтые, залитые волной
виноградников по підгір'ю острые горы, жмутся более Прутом с этого
стороны...
От запада надвигалась черная туча,
душный ветер бил в горы, волновал камыш в плавнях, обрывал листья виноградные и
гнал его по черной, мутной, словно вспаханной волнами реке Ладилось...
буря. Роз'ятрений скукой, плелся я тихой поступью по берегу реки, и только
первые капли краплистого дождя, с глухим гуком упали на землю среди внезапной
тишине, заставили меня оглянуться вокруг, поискать определенного защиты от ливня. Но
не успел я еще оглядеться ладно, как по моим напряженным нервам ударила волна
родных, близких мне звуков. Я отчетливо услышал уныло-почтенный голос
украинской песни. Что это? В этом глухом закоулке Бессарабии песня моей страны?
Я даже немного змітався. Но нет, это не воображение: я слышу, как песня крепчает,
поднимается вверх, перекатывается мощным грюком и погибает тихим аккордом в
плюскоті ливни. Да, это поют (По М. Коцюбинским).
► Напишите мини-сочинение на одну из тем
(по выбору): «Мои любимые книжки», «Каким должен быть профессионал будущего»,
«Из биографии моих родителей». Проверьте соблюдение орфографических и пунктуационных
норм.
III. Узагальнювально-систематизувальний этап
Фронтальная беседа
1. Назовите орфограми на правописание
гласных и согласных.
2. Приведите примеры на правописание
мягкого знака, апострофа, прописной буквы.
3. Перечислите правила, когда
ставится тире между подлежащим и сказуемым, приведите примеры.
4. Какие знаки препинания ставят хиры
однородных членах предложения, при прямой речи? Приведите примеры.
5. Когда в безсполучниковому
сложном предложении ставится тире, двоеточие? Приведите примеры.
IV. Итогово-корректирующий этап
Самоанализ и самокоррекция
► Подумайте, над чем еще следует работать
коленях из вас, чтобы усовершенствовать собственную правописну грамотность.
V. Домашнее задание
1. Повторить актуальные для вас орфографические
и пунктуационные правила, подобрать к ним примеры.
2. Усовершенствовать написанное в классе
сочинение-миниатюру.