Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 5

ОРФОГРАФИЧЕСКИ-ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЇ ГРАМОТНОСТИ: ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПИСЬМЕННОМ ВЕЩАНИИ ВО ВРЕМЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ИЗВЕСТНЫХ ОРФОГРАМ И ПУНКТОГРАММ

 

Цель: совершенствовать орфографическую и пунктуаційну грамотность одиннадцатиклассников; развивать навыки самоконтроля; воспитывать уважительное отношение к культуре речи.

Межпредметные связи: язык и речи, литература.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-организационный этап

Словарная работа

Сгруппируйте слова: в одну колонку - на правописание гласных, во вторую - на правописание согласных. Объясните их написание.

Кожух, терпеливый, гримливий, оббегать, разросся, украсить, прекрасный, еженедельник, туристский, вечером, бесшумный.

Зрительно-слуховой диктант

Организуйте самопроверку предложения. Объясните знаки препинания. Первая гамма розтулялась медленно, как ладонь, выпуская на волю нечто живое и удивительно красивое; звуки были нежные, легких пастельных тонов - вальс Грибоедова (3a Н. Окалітенко).

Формулировка темы, цели и задач урока (с участием учащихся)

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Тренировочные упражнения

Выразительно прочитайте текст. Объясните правописание выделенных слов и постановку знаков препинания в конце предложений и в середине.

СВЕТ - СИЛА!

Когда-то, очень давно, люди освещали свои жилища костром. Наложат кучку дров, разожгут их от огнива - и отгоняют от себя мрак. А вместе с ним - и страх. Ибо каждый миг с таинственной темноты мог выбраться и напасть страшный хищный зверь. Вот люди и защищали свой спокойствие на стоянках костром. Оно помогало им готовить еду, грело, светило, веселило.

А потом человек научился пользоваться коптилкой из тука. Впоследствии появляется и свеча из того же тука или воска. Наконец на освещение пошла стихийно добытая из подземелья нефть, из которой еще позже научились выделять керосин. По всему поэтому, после керосиновой лампы и керосиновых фонарей підсліпуватих, появляется, наконец, настоящее чудо - свет - электрическая лампочка!

Нелегким и долгим был путь человека к получение такой, как теперь, освещения жилищ, заводов, фабрик, улиц, площадей, сел...

И, как и прежде, на рассвете человеческой истории, сегодняшнее свет служит человеку не только как средство, побеждает тьму. Оно является силой, к тому же едва ли не самой большой и не самой мощной силой в разумном соревновании человека с природой (3 журнала).

Выпишите из словаря иноязычных слов 10-20 слов, в написании которых вы могли бы допустить ошибок.

Творческие работы

Прочитайте текст. Подберите к него заголовок. Напишите изложение, используя различные знаки препинания в конце предложения и внутри их. Проверяйте слова, в написании которых есть сомнение.

Знакомо ли вам то острое, к физической боли острое чувство скуки по родной стране, которым обкипає сердце от долгого пребывания на чужбине?

В таком, собственно, состоянии бродил я одного весеннего дня над рекой Прутом, в южной Бессарабии. Как-то не радовали глаз мое ни пространные, яро-зеленые, порезанные голубыми озерцами и устьями плавные, разлеглись за рекой в Румынии, ни желтые, залитые волной виноградников по підгір'ю острые горы, жмутся более Прутом с этого стороны...

От запада надвигалась черная туча, душный ветер бил в горы, волновал камыш в плавнях, обрывал листья виноградные и гнал его по черной, мутной, словно вспаханной волнами реке Ладилось... буря. Роз'ятрений скукой, плелся я тихой поступью по берегу реки, и только первые капли краплистого дождя, с глухим гуком упали на землю среди внезапной тишине, заставили меня оглянуться вокруг, поискать определенного защиты от ливня. Но не успел я еще оглядеться ладно, как по моим напряженным нервам ударила волна родных, близких мне звуков. Я отчетливо услышал уныло-почтенный голос украинской песни. Что это? В этом глухом закоулке Бессарабии песня моей страны? Я даже немного змітався. Но нет, это не воображение: я слышу, как песня крепчает, поднимается вверх, перекатывается мощным грюком и погибает тихим аккордом в плюскоті ливни. Да, это поют (По М. Коцюбинским).

Напишите мини-сочинение на одну из тем (по выбору): «Мои любимые книжки», «Каким должен быть профессионал будущего», «Из биографии моих родителей». Проверьте соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

 

III. Узагальнювально-систематизувальний этап

Фронтальная беседа

1. Назовите орфограми на правописание гласных и согласных.

2. Приведите примеры на правописание мягкого знака, апострофа, прописной буквы.

3. Перечислите правила, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым, приведите примеры.

4. Какие знаки препинания ставят хиры однородных членах предложения, при прямой речи? Приведите примеры.

5. Когда в безсполучниковому сложном предложении ставится тире, двоеточие? Приведите примеры.

 

IV. Итогово-корректирующий этап

Самоанализ и самокоррекция

Подумайте, над чем еще следует работать коленях из вас, чтобы усовершенствовать собственную правописну грамотность.

 

V. Домашнее задание

1. Повторить актуальные для вас орфографические и пунктуационные правила, подобрать к ним примеры.

2. Усовершенствовать написанное в классе сочинение-миниатюру.