УРОК № 7
Тема. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов
Цель: дать понятие графики; закрепить знание алфавита; объяснить различие и сходство русского и украинского алфавитов; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что изучает графика; знают алфавит, объясняют в чём его отличие от украинского.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Прочитайте отрывок из стихотворения и выполните задания.
ЛОСЁНОК
Глаза не разодрав спросонок,
Из чащи по тропе сырой
Лобастый маленький лосёнок
Пришёл к ручью на водопой.
(С. Бугорков)
1. Выпишите слова с буквами, которых нет в украинском алфавите, и подчеркните эти буквы.
2. Запишите перевод этих слов на украинский язык.
3. Сделайте вывод о буквах русского и украинского алфавита.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Запишите количество букв и звуков в словах.
Образец: моль — 4 б., 3 зв.
Уголь, яблоко, тень, ёлка, еда, я, бьёт, подъём.
КАРТОЧКА № 2
Запишите слова в три колонки: 1) в слове букв меньше, чем звуков; 2) звуков меньше, чем букв; 3) количество букв и звуков одинаково.
Мир, апельсин, платье, рябина, яр, колесо, ягода, озеро, вьюга, моя, ходить, школьный.
- Выборочный диктант.
Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Укажите звуковое значение этих букв.
Образец: ателье[йэ].
Ателье, баян, вещь, съёмка, семья, мёд, костёр, победа, ранец, яхта, яркий, модные, шьют, поют.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 31-32; [2] с. 13.
- Беседа с учащимися.
— Что такое алфавит? Какое у него ещё есть название?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Какие буквы никогда не произносятся?
— Какими буквами различаются русский и украинский алфавит? (В русском есть буквы ё, ы, э, ъ и нет букв ї, ґ, і как в украинском.)
— В каждом алфавите есть большие и маленькие (строчные и прописные) буквы. С какой целью их употребляют?
— Что изучает графика?
— Как мы применяем знание алфавита в жизни?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочное упражнение.
Запишите названия месяцев в алфавитном порядке.
- Выборочный диктант по вариантам.
Вестибюль, абрикос, дисциплина, портфель, яблоня, капуста, сирень, урожай, коридор, кабинет, грядка, морковь, фасоль, расписание, линейка, картофель, черёмуха, директор, учительская.
I вариант
Из слов, записанных на доске, выпишите слова на тему «Школа» в алфавитном порядке.
II вариант
Из слов, записанных на доске, выпишите слова на тему «Сад и огород» в алфавитном порядке.
- Лингвистическая минутка.
Отгадайте загадки.
1) Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое. В лисе не встретится оно, а в огороде втрое?
Ответ: буква о.
2) Назовите слова, в которых есть сто букв г, сто букв л, сто букв н, сто букв й.
Ответ: стог, стол, стон, стой.
- Задание учащимся.
Запишите к данным существительным по два-три примера, которые пишутся с большой буквы и обозначают названия.
Образец: город — город Харьков, Донецк, Одесса.
Море, река, планета, озеро, писатель, страна, улица.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить алфавит.
2. Выполнить упражнение: [1] 59; [2] 35.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Какие вы знаете знаки письма?
— Как обозначаются звуки речи на письме?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Что такое алфавит?