УРОК № 6
Тема. Звуки речи и буквы. Двойная роль ь. Разделительный ъ. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Цель: развивать навыки учащихся различать звуки и буквы; дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я; двойной роли ь; функции ъ; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; различают разделительные ь и ъ; знают о двойной роли ь; о двойной роли букв е, ё, ю, я.
Оборудование: учебник, таблица «Гласные звуки и буквы».
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Прочитайте группы слов и ответьте на вопросы.
место |
ель |
боец |
подъезд |
полёт |
ёжик |
приём |
съёмка |
клюв |
юг |
каюта |
вьюга |
ряд |
яма |
заяц |
обезьяна |
— Назовите слова, в которых е, ё, ю, я стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительного ъ или ь.
— Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Распределительный диктант.
Запишите в две колонки слова: 1) в которых количество букв и звуков совпадает; 2) в которых букв больше, чем звуков.
Капитан, корабль, дождь, ловить, лодка, музей, помощь, мальчик, мечтать, морской, камыш, пристань, плаваешь.
Вывод: мягкий знак не обозначает звука.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
Если к словам угол, вес, ел, удар, жар, пример присоединить ь, получатся совершенно новые слова: уголь, весь, ель, ударь, жарь, примерь. Новые слова возникли потому, что изменился согласный: вместо твёрдого стал мягким.
Обозначение мягкости — одна из функций ь в русском языке. Также ь указывает на то, что буквы е, ё, ю, я после ь обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] (платье, деревья). В таком случае ь называют разделительным. А вот буква ъ выполняет только одну функцию — разделительную (подъезд, съёмка). Ни ъ, ни ь звуков не обозначают.
- Тренировочное упражнение.
Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните ъ и ь. Какую роль они играют в данных словах?
Пам’ять, з’їсти, сім’я, зв’язати, пір’я, кільце, матар’ю, об’ява, здоров’я, б’є, Дар’я, під’їзд.
- Работа с таблицей.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
Гласные звуки |
[а] |
[и] |
[о] |
[у] |
[ы] |
[э] |
— |
— |
— |
— |
Гласные буквы |
а |
и |
о |
у |
ы |
э |
е |
ё |
ю |
я |
- Комментарий учителя.
Гласных звуков в русском языке 6, гласных букв — 10. Разница в количестве объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать и один звук, и два.
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретические сведения: [1] с. 24.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Объяснительный диктант с заданием.
Подчеркните одной чертой буквы е, ё, ю, я, если они обозначают один звук, и двумя — если два.
Образец: Хорошо в лесу осенью.
Хорошо в лесу осенью. Деревья пока сохраняют свои желтоватые листья. Зелёные ели радуют нас вечной зеленью. Но сухие листья уже засыпали всю землю. Ветер поёт песню прощания.
- Работа с учебником.
Выполните упражнение: [1] 39 (по данному образцу).
Образец: ме[э]ся[а]ц, я[йа]нварь.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 4, 5.
2. Выполнить упражнение: [1] 40; [2] 22 (выписать из стихотворения слова с буквами е, ё, ю, я и указать, сколько звуков они обозначают).
VI. ИТОГ УРОКА
- Беседа с учащимися.
— Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
— Какова их роль?
— Сколько в русском языке гласных звуков? Букв? Почему звуков меньше?
— Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда — два?