УРОК 69
Тема. Правильные и
неправильные дроби. Сравнение дробей
Цель: закрепить
знания о понятии «правильный дробь», «неправильная дробь», правила сравнения
дробей с одинаковыми знаменателями; отработать навыки применения этих знаний
во время решения задач.
Тип урока:
усвоение навыков и умений.
Оборудование: таблица
«Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей» (рис. 103).
Ход урока
И. Проверка
домашнего задания
№№ 695 и 697 можно
проверить во время фронтального опроса.
Вопрос к классу
1.
Сколько
существует дробей, удовлетворяющих условие задачи?
2. Каким должен быть числитель (знаменатель), чтобы
удовлетворить условие: дробь - правильный
[дробь - неправильный].
3. № 699 - один из учеников работает у доски:
ставит соответствующие знаки (дроби заранее записаны на доске учителем).
4. № 701 - учитель готовит карточки с записанными
на них дробями, а 1 ученик у доски или с помощью магнитной доски, или
другим способом расставляет эти карточки так, чтобы выполнялось условие задачи.
II. Актуализация
опорных знаний
Во время проверки
домашнего задания формулируются основные определения и правила, изученные на
предыдущем уроке. Поэтому учителю достаточно только конкретизировать материал,
поставив класса вопрос.
1. Который дробь называется правильным
(неправильным)? Приведите примеры.
2. Который дробь больше? Почему?
1) или ; 2) или ; 3) или .
3.
Что
больше:
1) дм 5 см; 2) 74 см или м; 3) т или 695 кг; 4) ч. или 18 мин.?
III. Усвоение знаний. Отработка навыков
Решение упражнений
№№ 702; 704; 706; 70S(1); 710; 711; 713; дополнительно задачи 1, 2
№ 702. х 9,
то есть х приобретает одного из значений 1, 2, 3 8.
№ 704. х 6, то есть х приобретает одного из значений: 1, 2,
..., 6.
№ 706.
1) 63 : 7 · 9 = 81
(дет.) изготавливает Иван Трудоголик
2) 81 - 63 = 18 (дет.) - больше нормы.
Ответ. 81 деталь; на 18 деталей.
№ 708 (1). ,
поэтому х 9, х приобретает одного из значений 1, 2, 3,..., 8.
№ 710.
1) неправильный, если 4*6 > 476,
то есть возможные цифры 7,8,9.
2) правильный, если 584 5*6, то есть
возможные цифры 8, 9.
№ 711. правильный, если 3b + 2 16, поэтому b = 1,
2, 3, 4.
№ 713.
1) i правильные, если а 12 и > 7,
то есть приобретает одного из значений 8, 9, 10, 11.
2) правильный, если а > 3; неправильный, если а 6, а потому
может приобретать одного из значений 4; 5; 6.
Дополнительные задачи
1.
Начертите
координатный луч и примите за единичный отрезок 12 клеток. Отметьте
точки: О(0); E(1); А(2); К; М; N; Р; Ы; Т ; С.
2.
Что
больше:
1) ч. или ч.; 2) ч. или ч.; 3) дм или дм;
4) м или дм; 5) т или 400 кг; 6) ц или т?
IV. Итог урока
Учитель еще раз
повторяет с учащимися основные понятия и правила темы (правильный, неправильный
дробь, правило сравнение дробей с одинаковыми знаменателями) и предлагает игру.
Учитель. Сейчас я
буду называть по одному натуральные числа, которые являются числительными дробей, а вам
нужно к каждому подобрать другое натуральное число, которое можно было бы записать в
знаменатель дроби, чтобы дробь: а) верным; б) неправильно; в) больше 1;
г) меньше 1; д) больше данный дробь; в) меньшим по настоящее дробь и т.д.
(Для большей
наглядности учитель может приготовить карточки с некоторыми натуральными числами или
даже записывать числа и условия задач на доске.)
V. Домашнее задание
п. 24, № 707; 709;
712; 714.