Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

8.8. Элементы риторики в 5-9 классах

Содержание и методы обучения учащихся общеобразовательных школ (гимназий, колледжей, лицеев, и т.д.) Украины, основанные на принципах гуманизации и демократизации общественной жизни в целом, гуманизации и гуманитаризации образования в частности, формировать культуры речи, обусловили введение риторики в школьные программы по украинские языки. Основными задачами являются повышение как общей культуре, так и культуре мышления, речи, формирование риторической личности.

Позитивные сдвиги в реформировании образования Украины в последние годы особенно активизировались, что позволило выявить дефицит мовленнєво-мыслительной и коммуникативной культуры выпускников в различных сферах общественной жизни: академической, политической, судебной и деловой т.д. Не получив этих умений, учащиеся не могут творчески строить речи, размышлять над проблемой, рассуждать, убеждать других.

Школьный курс украинского языка долгое время был направлен на обучение элементарной грамотности, в результате чего выпускники школ не умеют строить развернутое высказывание как в устной, так и в письменной формах. Поэтому риторика призвана сформировать у учащихся умения и навыки точно, уместно, выразительное выражать свои мысли, соблюдая правила построения высказывания убеждать слушателя в правильности своих рассуждений.

В последнее время появилось несколько альтернативных программ по риторике (ораторскому искусства), основная цель которых - формирование риторической личности с высоким уровнем мисленнєво-речевой и коммуникативной культуры. Исходные положения программ базируются на основе тесной взаимосвязи с процессом формирования речевой культуры учащихся на уроках украинского языка.

Авторы программ (С.иванова, Есть. Ножин, С.Мінєєва, О.Юріна) выделяют четыре этапа обучение риторике с целью достижения запланированного уровня владения мисленнєво-речевой и коммуникативной деятельностью: i этап - 1-4 классы младшая школа ; II этап - 5-6 классы; III этап - 7-9 классы - основная школа; IV этап - 10-11(12) классы - старшая школа.

Обучение риторике на втором и третьем этапе (основная школа) осуществляется, опираясь на умения и навыки полученные на первом этапе (младшая школа).

Второй этап - (5-6 классы) это школа диалога и культуры общения. Основное задача - расширить представление школьников о языке, единицы языка разных уровней: совершенствовать умение выразительного чтения текстов, формировать умения и навыки ведение конструктивного диалога, активного общения в процессе диалога.

Формирование риторических знаний - длительный процесс, в основе которого лежит постоянное внимание к слова, текста. Анализ проблемных, оригинальных текстов газет, других фактов жизни языка в обществе способствует выходу за пределы однопорядкових, линейных связей между языковыми единицами, учит пониманию речевых тонкостей, восприятию не трафаретных выражений, то есть развивает языковое чутье, необходимое для оратора.

Основными формами работы на этом этапе могут быть:

□ учебная, аналитическое чтение текстов с конструированием вопросов к тексту, выразительное чтение стихов, текстов различных жанров;

□ проникновения в авторский замысел текста через анализ ключевых слов, которые раскрывают главную идею текста;

□ отбор заголовков (названий) к текстам, критическое осмысление, обсуждение их;

□ формирование лексикографічної культуры через работу со словарями разных типов (толковый, орфографический, орфоэпический, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т.д.);

□ перевод художественного текста (краткий, развернутый) с сохранением основного авторского содержания и стиля;

□ упражнения из техники речи, выразительного чтения художественных текстов, произнесения собственных речей в зависимости от ситуации речи;

□ короткое устное сообщение о прочитанном в учебнике (газете, журнале) материал с его оценке; рассказ о прочитанную книгу, просмотренный спектакль, посещенную выставку, экскурсию, пересмотренную (прослушанную) передачу;

□ сообщение из собственного жизненного опыта соответственно к различным ситуациям (бытового, общественной жизни);

□ стимуляция творчества учащихся на уровне создания сказки, стихотворения на заданную тему и т.п.;

□ написания писем, заметок в газеты, на радио, телевидении по актуальным проблемам общественной жизни, по проблемам культуры, обучения и т.д.

Школа должна сформировать личность, способную к общению в различных коммуникативных ситуациях, личность, социально ориентированную в условиях общение. Такое многоплановое задача безусловно связывает риторику с развитием речи, культурой речи, логикой, психологией, эстетикой.

Учета этой стратегической цели обучения языку будет способствовать расширению знаний учащихся о видах коммуникации, формы существования языка, стили и жанры речи.

Для правильной организации работы при изучении родного языка важно установить связь между языковым материалом и риторикой, найти стыки между ними, совместить формирование риторических умений и навыков с системой языковых и речевых.

Риторизація учебного процесса должна идти от языковых единиц разных уровней в их роли в тексте, от наблюдения над текстами-образцами к развитию речевых умений и навыков в условиях активных форм коммуникации, создание текста. Только таким образом можно обеспечить тренировку в применении языка для воспроизведение мысли и передачи ее слушателям.

Развитие устной и письменной речи в 5-6 классах, как и в 1-4, осуществляется на тематической основе. Большинство тем связаны со школьным и внешкольным жизнью учащихся, с общественно-политическими событиями в нашей стране, с окружающим средой и т.д.

В связи с этим программой предусмотрено органическое объединение материала с украинского языка, риторики и литературы, что обеспечивает принцип межпредметных связей в обучении. Во время работы с текстом необходимо уделять внимание функционально-смысловым типам речи, его основным структурным единицам: рассказы, описания, соображению. Они чаще всего встречаются в художественных, публицистических текстах. Типы речи взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Знания средств типов речи, способность чувствовать их смену будут способствовать усвоению закономерностей

композиционной строения ораторского текста. А уместное употребление тех или иных говоришь единиц в в тексте образных средств будут способствовать композиционному строению сегментов текста.

Формирование риторических умений и навыков учащихся опирается на темы и ситуации, которыми связана тематика художественных текстов для активного, смотровой или ориентированного чтения. В 5 - 6 классах формируются и умения элементарного общение каждой темы.

Изучая грамматику, учащиеся совершенствуют умения и навыки пересказывать своими словами прочитанную или воспринятую информацию (художественный текст, параграф учебника т.п.), давать определение понятиям, строить высказывание, учитывая тип и стиль речи, строение текста.

Обучение грамматике осуществляется на основе системы упражнений, с помощью которых производятся автоматизированные умения владения языковым материалом, который учащиеся в дальнейшем будут включать в самостоятельные высказывания. При выполнении таких упражнений внимание учащихся почти полностью переключается на содержание высказывания и его строение. Поэтому важно обратить внимание учащихся на особенности содержания и специфику языковых средств в семантико-композиционных единицах текста: вступление, выводах, тезисах аргументах. Например.

Прочитайте текст, охарактеризуйте его. Расскажите, какие еще цветы вы знаете. Во время ответа используйте предложения с однородными членами.

Густым ковром укрывают теплую землю фиалки. Они пахнут нежно, радостно, волнующее. Разгибает свои мягкие мохнатые лепестки тихий сон. Стремительно возводятся легкие дрожащие колокольчики. Все затапливает, все покрывает воинственный, невідступний быстрый барвинок. Лето приходит!

Прочитайте текст. Определите в предложениях главные члены, определите, какими частями речи они выражены. Составьте по тексту письмо, в котором советуете вашему товарищу (подруге) побывать в музее. Употребляйте предложения с одним и двумя главными членами.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению родному языку предполагает применять на уроке приемы, побуждающие учащихся к общению: сообщить информацию, поделиться мнениями и т.д. Задача учителя состоит в том, чтобы привлекать учащихся к такой деятельности, которая для них интересна.

Одним из таких приемов является совершенствование умений составлять тексты, содержащие высказывания известных людей, крылатые выражения; составление диалогов, разыгрывание ситуаций.

Например, предложить ученикам такую ситуацию: Ваш товарищ едет на экскурсию в Киев. Что вы ему посоветуете?

Учащимся заранее дается задание подобрать и подготовить материал для беседы. Во время диалога следует использовать личные наблюдения учащихся, которые бывали в этих городах.

Чтобы сформировать умение самостоятельно оперировать усвоенным лексико-грамматическим материалом в условиях общения, необходимо приблизить обучение к естественному общение. Это достигается упражнениями, опирающихся на ситуации, взятые из жизни учеников, или на учебно-речевые ситуации, создаваемые на уроке и требуют от учеников употребления определенных слов и конструкций. Основная задача таких упражнений - отвлечь внимание учеников от конкретной грамматической категории и переключить ее на содержание высказывания, его строение, средства. Искусственно созданная речевая ситуация, например, на тему "Что произойдет, если исчезнет вода?", побуждает учащихся к высказыванию собственного мнения, личной позиции относительно проблемы, которая исследуется. Они совершенствуют умение находить информацию к выбранной теме, анализировать ее, выделять главное и второстепенное, строить высказывания в логической последовательности в соответствии с замыслом.

Таким образом, обучение родного языка невозможно вне мислительною деятельностью, поэтому необходимо активизировать мышление учащихся, направленное на формирование содержания высказывания. Для этого важно проводить беседы, дискуссии, что дают возможность ученикам проявить свое отношение к событиям и фактам, которые обсуждаются, совершенствуют языковое оформление высказывания, развивают умение увиразнювати свое вещание с помощью лексико-фразеологических средств.

Речевая деятельность, которая организуется с помощью ситуативных упражнений с установкой на содержание высказывания, развивает у школьников умения свободно и творчески использовать Лексические и грамматические средства украинского языка, что способствует развитию умений общаться в условиях естественной коммуникации.

Таким образом, основу речевых упражнений при изучении морфологии составляет работа над связным высказыванием (например, на морально-этические, общественно-бытовые темы), направленная на формирование умений уместного употребления изученных слоев лексики в собственной речи: слов-синонимов, антонимов, омонимов, использование которых будет способствовать точности и ясности мысли.

Третий этап - (7 - 9 классы) это элементы общей и частной риторики. Основное задачи - ознакомить учащихся с элементами общей и частной риторики, сформировать умения и навыки разыгрывать диалоги с определенными ситуациями, составлять высказывания на профессионально-ориентированные и социокультурные темы, используя изученные выразительные средства языка. Основные формы и методы работы:

□ аналитическое, обучающее чтение текстов с усилением творческого начала;

□ самостоятельная лексикографическая работа со справочной литературой;

□ художественная рассказ по самостоятельно составленному плану с элементами собственной оценки жизни и творчества писателя, ученого, общественного деятеля;

□ коллективное обсуждение темы на заседании кружка (секции, кружка), клуба, ведение необходимой документации;

□ подготовка и проведения игры брейн-ринге, пресс-конференции по актуальным проблемам современности;

□ сообщение по материалам прессы (с учетом индивидуальных интересов);

□ краткое библиографический обзор новинок литературы с целью формирования устойчивого мотивационного интереса к чтению;

□ конкурс на лучшее чтение стихотворения, рассказы, басни и т.д.

Программа с украинского языка определяет для каждого класса основные умения и навыки. Этим подчеркивается их значимость как конечного результата обучения родному языку в школе. На третьем этапе ученики должны уметь делать морфологический разбор слов, относящихся к определенной части речи и синтаксический разбор изученных конструкций, складывать их, использовать синтаксические синонимы по смыслу и стилю речи, соблюдать нормы литературного языка, соблюдать риторической структуры речи, совершенствовать ее во время общения.

Хотя грамотность не входит в круг основных проблем риторики и не составляет первоочередной цели риторической подготовки, однако впечатление от его речи носителя может быть испорчено именно нарушением в нем норм литературного языка. Говорящего никогда не оставит чувство неуверенности, пока он не будет знать, что его вещание правильное. Это даст возможность во время общения сосредоточить внимание не на словах, а на содержании высказывания.

Для работы над правильностью речи нужно, чтобы ученик понял практическую необходимость полученных знаний и умений: общаясь с товарищами, слушая радио или смотря телевизор, необходимо вслушиваться в речь собеседника, анализировать его, делать определенные выводы и в случае необходимости обратиться к учителю или словарей. В связи с этим необходимо регулярно проводить занятия, посвященные вопросам правильности и культуры вещания. их уместно проводить в виде деловой, (ролевой) игры: учитель дает несколько тем для коротких импровизированных сообщений, распределяет среди слушателей роли "наблюдателей": один следит за произношением и ударением в речи выступающих, другой - за словоупотреблением, третий - за синтаксической строением высказывания и др. После каждого выступления результаты всесторонне обсуждаются. "Функции наблюдателей" передаются по очереди каждому из участников занятий, как и роли выступающих. Через несколько таких занятий каждый из учеников может иметь список собственных наиболее употребляемых речевых ошибок, исправлению которых необходимо уделять особенное внимание.

Ролевые игры, ориентированные на различные жизненные ситуации, способствуют приближению школьников к риторике и в конечном итоге формируют необходимые для современной человека риторические знания. Такой подход будет способствовать повышению уровня мотивации речевых действий учащихся через введение активных форм учебной коммуникации.

Введение активных форм учебной коммуникации повышает уровень мотивации речевых действий. Почти все темы, которые изучаются в курсе украинского языка, могут быть ориентированы на формирование риторических знаний, если их связать с правилами эффективного общения людей. Поэтому надо выходить за рамки формального анализа языковых единиц, связывать его с функциональным, то есть с речевой деятельностью. Так, например, во время изучения темы "Обращение" необходимо проанализировать синонимические этикетные формулы, их ситуативную закрепленность (собственно обращение, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.п.).

Во время изучения предложения по цели высказывания необходимо поставить перед школьниками функциональные цели: вежливо спросить, попросить о чем-то, посоветовать и др. Анализируя восклицательные предложения, уместно решать следующие коммуникативные задачи: выразить сочувствие, радость, поддержку и т.д. При этом не остаются вне вниманием нравственные особенности личности (через слово, интонацию мы распознаем состояние, психологические особенности личности: вежливость, добронравие, добродушие, грубость, жестокость, вспыльчивость, отзывчивость, непринужденность т.п.). Именно такой, комплексный, подход к единицам языка поможет совместить лексико-грамматический анализ с формированием риторических знаний.

Важно также во время выяснения тех или иных лингвистических вопросов формировать в ученики в привычку ссылаться па источник высказывания (по мнению того, как подчеркивает, то, по сообщению того и др.) - это элементарная этическая норма, что предполагает честность и точность автора высказывания (особенно это важно в деловом, научном общении, где информация отличается точностью и объективностью).

Поэтому, например, во время изучения темы "Вставные слова" необходимо обращать внимание учащихся на то, что эти слова устанавливают связи между мыслями, помогают слушателю быстрее и точнее воспринять устное или письменное сообщение; с помощью вводных слов говорящий имеет возможность выразить свое отношение не только к предмету речи, но и до самого собеседника.

Например, вставные слова, что выражают уверенность говорящего в достоверности высказывания, могут в соответствующей речевой ситуации помочь собеседнику рассеять сомнения, обрести покой (конечно, ты прав; ты, бесспорно, не мог поступить иначе т.д.).

Вставные слова могут придать высказыванию оттенка предсказания, субъективности, снять категоричность высказывания, создав возможность тактичного речевого общения в условиях дискуссии, обсуждения чего-то (Вы, кажется, высказали все доводы; Возможно, со временем вы измените свое мнение; На моему, вы поспешили с выводами и т.п.).

Значительная роль в формировании умений и навыков свободного владения языковыми средствами, языков, принадлежит ситуационным задачам и упражнениям, хотя опыт их использование на уроках родного языка не достаточно большой.

Ситуация - обстоятельства, совокупность условий, определяющих характер деятельности - уместность использования языкового средства, которое изучается или уже изучен, - это задачи высказывания, его тема (содержание), адресат, обстоятельства общения, форма его реализации, стиль и жанр высказывания и др. Поскольку эта информация может быть обнаружена из анализируемого текста, он становится одним из наиболее употребляемых средств организации ситуативных упражнений аналитического характера. Ситуативные упражнения рассчитаны на самостоятельное создание текстов с использованием языковых средств, изучаются и организуются с помощью задач, в которых излагаются обстоятельства общения, что естественно вызывают употребление этих языковых явлений. Например.

Представьте себе, что вас попросили дать краткую характеристику товарищу, которого планируют включить в сборную команды школы по футболу. Какой текст вы выбрали бы за образец? Почему? Обоснуйте свой выбор.

1. Андрей учится в нашем классе. Он здорово учится. Он успевает по всем предметам. Андрей добросовестно относится ко всем поручениям. Он дисциплинированный. Он принимает участие в спортивной работе.

2. Андрей учится в нашем классе. Он успевает по всем предметам, добросовестно выполняет все поручения, принимает участие в спортивной работе, дисциплинирован, пользуется авторитетом среди товарищей.

Представьте, что вы пишете деловое письмо (редактору газеты, директору спортивной школы, родственникам, товарищу и т.д.). Выясните, как будет меняться характер обращений, которые вы будете употреблять, от ситуации.

Ситуация высказывания может быть определенным образом запланирована тематически (дієприкметникові, деепричастные обороты) или стилистической группой слов (опорных, ключевых), над которыми ведется словарная, орфографическая работа. Например:

Прочитайте внимательно текст. Найдите и выпишите ключевые слова, выясните их значение, выпишите толкование тех слов, значение которых вам неизвестно (воспользуйтесь толковым словарем Выясните, в текстах какого стиля они чаще всего употребляются? На которые темы с этими словам, можно составить предложение? Можно ли использовать эти слова как ключевые при создании текста?

Содержание и характер ситуативных задач и упражнений могут определяться речевой смысловой линией. Так, при изучении прямой речи, диалога, способов цитирования также ввод указанных конструкций в текст, уместно использовать афоризмы высказывания авторитетных авторов, мастеров слова, пословицы, поговорки, соответствуют теме будущего произведения. Например:

Прочитайте выразительно пословицы и поговорки. Выучите их наизусть. Обратите внимание, как лаконичное обобщаются народные взгляды на культуру речи.

1. Что тебе говорить - наперед обдумай. 2. Говори мало, слушай много, а думай еще больше 3. Не хочешь услышать плохих и глупых слов, не говори их сам. 4. Умей вовремя сказать и своевременное замолчать. 5. Умеешь говорить - умей слушать. 6. Когда сам хорошо не знаешь, то не говори

Представьте себе, что вы приехали в незнакомый город, едете в троллейбусе. Вы хотите составить план посещение исторических и культурных достопримечательностей города. Составьте с соседом по парте диалог, который отвечал бы поставленной задаче. Не забывайте использовать при этом форме-вежливости (Будьте добры! Скажите пожалуйста! Спасибо! Извините!).

Воспитательная сила родного языка оказывается, когда грамматическое явление рассматривается отражает нормы речевого этикета (формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности, отказа и т.п.), и тогда, когда не проявляется отношение говорящего где содержания и участников общения. Например, говорящий приобретает умений говорить коротко там, где этого требуют обстоятельства, или употреблять сложные, развернутые конструкции когда есть необходимость выразить свое отношение к окружающему миру. Умеет сделать высказывания эмоциональным, образным, выразительным и тем самым приятным для собеседника, таким, что лучше воспринимается (соблюдая художественного, научного, публицистического стилей), или собственно деловым, когда этого требует ситуация. Настоящая культура говорящего проявляется в умении подбирать такие средства языка (морфологические, синтаксические), которые наиболее точно, выразительнее могут передать мысли и чувства, не создавая трудностей в восприятии высказывания. Необходимо учиться строить высказывание просто, чтобы не раздражать собеседника ошибками, недостатками, не засорять свою речь неуместными словами.

Итак, во время изучения тем по грамматике необходимо сочетать различные виды учебной работы, формирование грамматических, речевых и риторических умений и навыков. Хотя такое сочетание требует от учителя усилий в планировании и подборе учебного материала, тщательно продуманной организации работы, однако такой подход к обучению дает возможность сэкономить время на уроке, получая возможность вместе с изучением грамматики формировать риторические умения и умения и навыки связной речи, развивать интерес к родному языку. Следовательно, у учащихся сложится представление, что без понимания структуры, строения родного языка невозможно сформировать правильное, красивое речи, развивать сознательное, творческое отношение к совершенствованию речевых и риторических умений и навыков.