Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ
§ 2. Свобода - фундамент практики
Типология действий
Обе разновидности практики - материальная и духовная, включают в себя разнообразные действия, или изменения в состоянии человека, направленные на преобразование действительности. Праксеологічна классификация или типология действий, принадлежит Т. Котарбінському. Все действия человека разделяет прежде всего на элементарные (или простые) и сложные. Определяющим для элементарного действия есть «произвольный импульс». Такое выражение употреблено потому, что «он» поможет нам охватить случаи таких элементарных действий, где поведение субъекта, который действует, основанная главным образом не на действия мышц (например, усилия, потраченные на то, чтобы вспомнить забытое фамилия, или напряжение мысли во время молчаливого решения задач на сложение)».
Типология простых действий осуществляется на основе многообразия продуктов труда. В зависимости от того, одинаковые ли в продукте начальная и конечная стадии производственных изменений, действия бывают пермутаційними (от лат. permutatson - смена), в которых конечная стадия отличается от первоначальной, и персевераційними (от лат. perseveratio - проявлять упрямство, настаивать на чем-либо), если состояние объекта на конечной стадии тождественен его же сословные на начальной. Примером первого вида действий является запирание дверей, второго - удар по бильярдной шары, вследствие которого она, пройдя определенный путь, вернулась на прежнее место.
В свою очередь пермутаційні действия бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивная действие заключается в «наделении определенного объекта признаком, которой этот объект в начале этого момента не владел», деструктивная - «в лишены этого объекта признаки той, которой он в начале момента действия владел».
Персевераційні действия разделяют на консервационные и предупредительные, или профилактические. В консервационных действиях объект в конце некоторого периода времени имеет ту же признак, которым он владел в начале этого периода. Профилактическое действие предполагает, что в результате нашего произвольного импульса тот или иной вышеуказанный объект не имеет той признака, которого не было и в начале этого отрезка времени.
Два рода консерваційної действия такие. Первый заключается в поддержании имеющейся признаки объекта и не предусматривает никаких изменений, например, поддержание в печи одной и той же температуры. Второй представляет собой смену, направленную на возвращение объекта до первоначального состояния.
Сложные действия рассматривают с нескольких точек зрения. Так, с точки зрения выполнения простых элементов сложные действия - это аккорд, если это комплекс одновременных действий (то есть таких, что у каждого с каждым другим является по меньшей мере часть общего момента), которые входят в сложной. Если комплекс образуют последовательные действия, поочередно соприкасаются частями своих моментов, то это полоса действий. Полоса аккордов действий имеет название сплетение действий.
Умышленное приведение этой совокупности элементов до состояния сложного объекта, объединенного таким способом, представляет собой организацию в функциональном понимании этого термина.
Для лучшего анализа и понимания организации нужно рассмотреть такое действие, как подготовка (препарация), что включает в себя понятие пробы и плана.
Проба - это предварительное выполнение некоторой работы. Она бывает трех видов. Первая из них имеет название диагностическая, то есть непосредственная проверка возможности деятельности, например, проба функционирования инструмента (нового или усовершенствованного). Проба второго вида - учебно-тренировочная, что имеет целью обретение силы и ловкости, необходимых для выполнения определенных действий. Сюда входят всевозможные спортивные тренировки, школьные практические занятия, проигрывание упражнений на музыкальных инструментах, разговорная практика для овладения иностранным языком. Пробы третьего вида можно назвать конативними (от лат. conatus - попытка, покушение). Перед тем, как сделать что-то, мы «пробуем сделать это».
Способом выполнения сложного действия является метод - система поведения, которая заключается в определенном подборе и расстановке частей сложного действия, причем этот способ запланированный и пригоден для многократного применения.
Отдельное внимание отведено коллективной действия, которая является сложной, много-субъектной и называется также кооперацией, или взаимодействием. Она бывает положительной или отрицательной в зависимости от того, люди помогают, то есть делают возможным или облегчают работу друг друга, или, наоборот, препятствуют действиям друг друга, затрудняют их.
Уже сама постановка вопросов праксеологии свидетельствует о том, что эта философская наука имеет значительный прикладной аспект. Впрочем она не только анализирует и осмысливает деятельность человека, но и является указателем, теорией ее организации. Определяя сущностные обстоятельства человеческих действий и их метафизические, экзистенциальные, психологические и технологические основы, праксиология решает смысложизненные вопросы с точки зрения возможностей и пределов преобразования мира. В этом измерении она выполняет функцию, аналогичную метафизики, диалектики, герменевтики, феноменологии, компаративистики различных видов анализа (структурного, функционального, системного). Речь идет о значении пути познания, или его метода, что всегда является вполне соответствующим цели, желаемого ре-результата. Подробное рассмотрение различных методов постижения человеком сущего - предмет одной из следующих тем, а именно «Философской методологии», сейчас же можем сделать вывод: праксиология является одним из методов философствования. И этот метод дает возможность постичь, познать действительность с точки зрения ее видоизменения через непосредственный, действенное влияние со стороны человека.