Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ
§ 2. Свобода - фундамент практики
Ответственность как альтернатива практической произвола
Только что мы рассмотрели возможные (и не возможные) опасности, связанные с абсолютизацией праксиса, а также действенное средство их выявления, что задается самой практикой, которая рассматривается как критерий истины. Здесь уместно снова обратиться к «Трактату о хорошую работу» Т. Котарбинского, на этот раз в контексте применения в тексте этой книги элементов фольклора - пословиц о труде как материала для праксеологічної науки. Дело в том, что различные методы исследований дают возможность не только описать, но и спрогнозировать определенные явления. Хотя Котарбинский поговорку «умный в гору не пойдет» не употребляет, мы позволим себе воспользоваться его приемом по одной причине. Будничный, но жизненно-практическая народная мудрость, пусть и не в теоретической форме, но убедительно дает понять, что человек как деятель вполне в состоянии не только осуществлять определенные операции, но и предвидеть их последствия. В таком случае оказывается, что абсолютизация праксиса является ничем иным, как подменой сознательного решения произволом, которая не имеет под собой веских оснований, опираясь вместо этого на слепую веру в безошибочность человеческой деятельности. Вовремя избежать негативных последствий ошибочных решений и действий можно тогда, когда деятельность человека станет плодом серьезного анализа всех «за» и «против», что невозможно без их осознания.