Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
3. Развитие академической философии (XIX-XX вв.)

В начале XIX в. в Украине продолжался процесс разложения феодально-крепостнических отношений, усиливалась капитализация экономики, завершалось формирование украинской нации. С одной стороны, новые явления в общественно-политической жизни, развитие связей с другими странами, народами способствовали распространению в Украине достижений западноевропейской науки и культуры, в частности, философии. С другой стороны, дальнейшее развитие капитализма вел к усилению эксплуатации и угнетения народных масс. Народ терпел и национального и экономического гнета, все чаще стал переходить к открытым выступлениям против крепостничества и царизма. Только в первой половине XIX в. в Украине произошло более 120 крестьянских восстаний и выступлений рабочих предприятий. Все это в совокупности обусловило в Украине интерес к социально-политической тематике, к вопросам теоретического обоснования революционной, национально-освободительной борьбы русского, украинского и других народов, идейными вдохновителями которого выступала передовая интеллигенция: люди с широким образованием, увлеченные идеями демократии и романтизма.

В Украине широкое распространение получили просветительско-материалистические, антимонархические идеи участников Южного общества декабристов, возникшее в начале 20-х годов XIX в. в Тульчине Подольской губернии под руководством Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бєстужева-Рюмина и др. В 1823 году в Новограде-Волынском создано общество объединенных славян, во главе которого стояли братья Павел и Андрей Борисовы, а также Юрий Люблянский. Программа общества (в 1825 году общество объединилось с Южным обществом) ставила целью создания федерации славянских республик. В середине 40-х годов XIX в. организуется в Киеве тайное Кирилло-Мефодиевское общество (братство). Сначала общество объединяло 12 инициаторов, а около 100 сочувствующих. Среди участников общества: адъюнкт киевского университета, впоследствии известный историк, этнограф, писатель и культурный деятель Николай Костомаров; учитель, позже выдающийся писатель, историк и культурный деятель Пантелеймон Кулиш; выдающийся украинский поэт и художник Тарас Шевченко. Основной целью общества считалось освобождение от социального и национального гнета, объединение всех славянских народов на основе христианской веры. Мировоззрения кирилло-мефодиевцев характерные черты религиозно-схоластических настроений. Счастье Украины, считали кирилло-мефодиевцы, возможно лишь при осуществлении заповедей Христа Спасителя, а история - это начертанный Богом для людей путь к спасению. Религиозными идеями полны их основные труды. Программный документ общества - «Книга бытия украинского народа» - отводил Украине роль мессии в новой истории Европы: «И встанет Украина из своей могилы и снова обратится к братьев своих Славян, и услышат крик ее, и встанет Слов'янщина, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни господина, ни боярина, ни холопа - ни в Московии, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в Хорватии, ни у Сербов, ни у Болгар. И Украина будет независимой Речью Посполитой в союзе Славянском. Тогда скажут все языки, показывая рукой на город, где на карте будет нарисована Украина: вот камень, которому быть во главе всего». Но Кирилло-Мефодиевское общество не смогло осуществить намерений. Учредители, не успев выйти из круга теоретических дискуссий, по доносу арестованы и репрессированы.

Выдающуюся роль в Кирилло-Мефодиевском обществе играл также Николай Иванович Костомаров, который подготовил программный документ братства «Книгу бытия украинского народа». В более поздних произведениях Николай Костомаров подвергал резкой критике современную ему историографию, которая по его выражению «ползала на поверхности прошлой жизни», проявляя интерес к случайных явлений, увлекаясь описанием царских дворов, законодательства, дипломатического жизни. При определении цели исторической науки, Николай Костомаров писал: «История, занимаясь народом, имеет своей целью изложить движение жизни народа, следовательно, предметом ее должны быть способы и приемы развития им народной деятельности во всех отраслях, где оказывается жизненный интерес человеческих обществ». Николаю Костомарову хорошо известные материалистические учения прошлого, именно французских материалистов XVIII в. Более того, в некоторых его произведениях открывается определенное влияние их взглядов. Так, в произведении «Мысли о федеративном начале в древней Руси» высказывает соображения о влиянии условий географической среды на жизнь народа. В 1861 году Николай Костомаров публикует в журнале «Основа» большую статью «Две русские народности», в которой делает попытку сравнительного анализа украинской и русской ментальности. Причем, по его мнению, разница между двумя ментальностями окончательно формируется уже в XII в.

Еще один выдающийся деятель Кирилло-Мефодиевского общества - Пантелеймон Александрович Кулиш, который на основе теории «философии сердца» Григория Сковороды развивал свой «украинско-центристский» мировоззрение. Для Пантелеймона Кулиша «сердце», «внутренний человек» связаны с Украиной, с родным краем, Родиной. Забыть о это возможно только, если внешнее в человеке отбросить как враждебное и ненужное. Более того, у Пантелеймона Кулиша все люди на свете делятся на две группы в зависимости от своего отношения к Украине. Пантелеймон Кулиш - последовательный защитник самобытной украинской культуры и языка. Основная идея - борьба за чистоту языка - первобытность украинского языка, языка «старорусской», призвал украинцев зовут «старорусами».