Урок 69
Тема. Глаголы, близкие и противоположные по значению. Составление рассказа по серии рисунков и опорными словами
Цель: углублять знания про глаголы; развивать у учащихся умение подбирать глаголы, близкие и противоположные по значению; учить употреблять глаголы-синонимы в собственной речи; обогащать лексический запас учащихся; учить составлять рассказ по серии рисунков, используя опорные слова и выражения; воспитывать желание помогать слабым.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания (упражнение 15)
- Прочитайте пословицу, что вы создали. (Труд кормит, труд одевает, труд согревает, на ум наставляет. Дружно работать - усталости не знать. Тяжело тому жить, кто не хочет делать. Делаешь наспех - сделаешь насмешку.)
- Как вы их понимаете?
- Устно поставьте вопросы к словам - названиям действий. (Что делает? - кормит, одевает, согревает, наставляет; что делать? - работать, не знать; что делать?- жить, делать; что делает? - не хочет; что делаешь? - делаешь; что сделаешь? - сделаешь.)
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 21)
- Расскажите, подобрав из справки нужны слова, чем делают. (Топором рубят. Косой косят. Лопатой копают. Серпом жнут. Плугом пашут. Граблями сгребают. Ножницами режут. Пилой пилят.)
3. Минутка чистопису
- Напишите строчку соединений гр пл ко и образуйте слова - названия действий. (Грести, грызть, плыть, вязать, косить)
III. Сообщение темы и цели урока
- Чтобы слова были точными, а язык - красочной, сегодня мы будем учиться подбирать необходимые по смыслу слова: близкие и противоположные по значению. Также будем учиться составлять рассказ по картинкам и опорными словами.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Поисковая работа
- Составьте одно предложение с двумя словами из упражнения 21, используя слово а. (Топором рубят, а пилой пилят.)
- В чем особенность этих предложений? (У них есть противопоставление.)
- А можно парой слов выразить противопоставление? (День - ночь, радость - печаль, далекий - близкий, давать - брать)
- Приведите такие примеры названий действий. (Темнеет - светает, поднимается - опускается, развлекается - скучает, плачет - смеется)
- Если же есть слова, противоположные по значению, то, наверное, есть и близкие. Например, какие? (Широкий, безграничный; рад, доволен; светить, сиять; играться, развлекаться)
- Названия действий тоже бывают как противоположные, так и близкие по значению. Давайте попробуем заменить слово - название действий в предложении «Чего ты здесь ходишь?» Обратите внимание на настроение, отношение, когда будете обращаться к кому-то, и спросите.
- Чего ты здесь ходишь? (Швендяєш, бродишь, шляешься, бейкаєшся, снуєш)
- Чего ты тут бегаешь? (Сновигаєш, носишься, гасаєш)
2. Физкультминутка
3. Коллективная работа с учебником (упражнения 22 и 23)
- Прочитайте текст и скажите, что вы думаете о поведении детей. (Поступки детей жестокие и бездушные.)
- Найдите зачин, основную часть, концовку текста.
- Выпишите названия действий и подчеркните слова, которые отвечают на вопросы что сделает? что сделают?
- Как вы поняли значение слова смеяться? Как можно сказать иначе? (Издеваться, насмехаться)
V. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 24)
- Какие слова вы подчеркнули? Зачитайте их и поставьте к ним вопросы. (Что делать? - плакаты, что делала? - смеялась)
- О чем рассказывает поэтесса в стихотворении? (С детства была гордой и никогда не прогибалась перед трудностями и болью.)
Высказывание в стихи близок по значению к выражению очень болело? (В сердце боль доходил.)
2. Коллективная творческая работа (упражнение 19)
- Рассмотрите рисунки и расскажите, как дети лепили снежную бабу. Что они делали сначала, а что потом?
- В рассказе используйте представленные выражения и слова.
- Обратите внимание, какое у детей настроение? (У детей радостное настроение.) Давайте запишем это предложение.
VI. Итог урока
- Приведите примеры слов - названий действий, близких по значению.
- Приведите примеры слов - названий действий, противоположных по значению.
- Зачем мы используем слова, близкие и противоположные по значению? (Чтобы наша речь была точной, точной, красочной)
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 25.