II СЕМЕСТР
Урок 65. Повторение курса «Общая география. 6 класс» (часть 1)
Цель: обобщить, закрепить и проверить знания за курс 6 класса.
Тип урока: обобщения и проверки знаний (урок-путешествие).
Оборудование: физическая карта мира, атласы.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
Учитель. Мы проводим соревнования «Путешествие вокруг одного из материков». Для путешествия нам понадобятся четыре экипажа. Соревнования оценивают судьи, им помогают ученики старших классов. Просьба к экипажам - занять свои места, во время путешествия быть внимательными! Правильные ответы оцениваются тремя баллами. За шум и подсказки болельщиков с команды снимаются баллы, поэтому просьба не подводить свои команды.
II. Проведение соревнования
Ведущий. Наше путешествие начинается с города, имеет координаты ... (указать координаты своего населенного пункта). Как называется этот город? Когда впервые появилось это название?
Ведущий. Пока судна плывут к берегам Черного моря, давайте познакомимся с их экипажами. Начинает экипаж... далее...
Ведущий. Итак, мы в Черном море. Его соленость? Почему его так назван? Какова его средняя глубина, если звук, посланный с корабля, вернулся за 1 с?
Конкурс 1
За 1 мин. экипажам нужно записать названия рек, которые они знают. Зачитуємо по порядку названия и, если они повторяются, их вычеркивают. Побеждает та команда, в которой записано больше названий, чем у других команд.
Ведущий. Через проливы Босфор и Дарданеллы мы выходим в море, на берегах которого ловят рыбу жители трех частей света. Каких? Как названо это море? Какова его глубина?
Конкурс 2. Музыкальный
Вам нужно вспомнить одну-две строчки из песен, посвященных временам года, и спеть их. Команды поют по очереди, не повторяясь. На подготовку - 2 мин. В этот период звучат вопросы болельщикам команд. Каждый правильный ответ приносит вашей команде 1 балл.
Вопрос
• Что значит ориентироваться? (От лат. oriens - восток; ориентирование по Солнцу)
• Как ориентируются ночью? (За Полярной звездой и другими звездами)
• Что такое «азимут»? (Угол между направлением на север и названный предмет)
• Назвать самые старые горы. (Уральские, Апаллачі)
• Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия)
• В каком море нельзя утонуть? (Мертвом)
Ведущий. Через Ґібралтарську пролив мы выходим в открытый океан. Какое его название? Какова его средняя глубина?
Конкурс 3. Каждый экипаж должен за 15 сек ответить на как можно больше вопросов.
Чертеж поверхности Земли. (Карта)
Небесное тело. (Планета, комета, звезды)
Твердое состояние воды. (Лед)
Самый большой океан. (Тихий)
Внезапное поднятие воды в реке. (Паводок)
Кто создал первый глобус? (М. Беґайм)
Самая высокая точка планеты. (Джомолунґма)
Самая длинная параллель. (Экватор)
Модель Земли. (Глобус)
Самая большая равнина. (Амазонская)
Город, через который проходит нулевой меридиан. (Лондон)
Твердая оболочка Земли. (Литосфера)
Самая большая по площади низменность. (Амазонская)
Линия, выше которой снег не тает. (Снежная)
Сезонные ветры. (Муссоны)
Самая длинная река. (Нил)
Воронковидный отверстие в вулкане. (Кратер)
Самый большой остров. (Гренландия)
Процесс разрушения горных пород. (Выветривания)
Прибор для измерения глубин. (Эхолот)
Самые опасные волны. (Цунами)
Самый высокий в мире водопад. (Анхель)
Самое большое пресноводное озеро на Украине. (Ялпуг)
Пассивные живые организмы в океане. (Планктон)
Ближайшая к Земле звезда. (Солнце)
Главная река Украины. (Днепр)
Залив, в котором наблюдаются самые высокие приливы. (Фанди)
Глубокая впадина. (Марианская)
Крупное животное океана. (Кит)
Самое соленое озеро. (Мертвое)
Самый большой материк. (Евразия)
Движение воды в природе. (Круговорот)
Первый космонавт. (Ю. О. Гагарин)
Самая высокая часть горы. (Вершина)
Водная оболочка. (Гидросфера)
Количество материков. (Шесть)
Начало реки. (Утечка)
Прибор для измерения относительной высоты бугра, ямы. (Нивелир)
Причина образования океанских течений. (Ветер)
Шпилевая вершина горы. (Пик)
Конкурс 4. Картограф
Есть на Волге большой город. Если пронумеровать по порядку все буквы, из которых состоит его название, то 1, 6, 7, 2-га буквы составляют название ночной птицы, а 5, 2, 3, 4, 1-я - имя одного из героев известного произведения М. В. Гоголя. Эти город, птица, имя? (Саратов, сова, Тарас)
Ведущий. Наши корабли подошли к мысу Доброй Надежды и получили «SOS». Нам сообщают из Тихого океана, на борту корабля тяжело заболел капитан, а лекарств у них, за исключением трав, нет. Врача на борту тоже нет, а у больного лихорадка, кашель.
Конкурс 5. Составьте рецепт для лечения больного. Над рецептами вы работаете 2 мин.
Конкурс для болельщиков
Вам необходимо узнать, на какой высоте полетит самолет, который доставит рецепты больному, если у поверхности Земли температура: +22 °С; +20 °С ; +24 °С; +18 °С, а за бортом самолета -20 °С.
Ведущий. Мы в Индийском океане. Какова течение поможет нам обогнуть материк. (Сомалийская)
Конкурс 6. Капитанский
Вам необходимо назвать по порядку известные вам географические объекты по теме «Гидросфера». Первый капитан называет одно слово, второй его повторяет и добавляет свое, третий называет слова первого и второго капитанов и добавляет свое. И так мы вияснемо, кто из вас запомнит больше слов.
«Белая ворона»
Красное, Черное, Гибралтар, Средиземное, Берінґове, Карское.
Дрейка, Маґеланова, Гренландия, Берінґова, Гибралтар, Керченская.
Мадагаскар, Тихий, Гренландия, Огненная, Алтай.
Ведущий. Мы в Красном море. Почему его так назван? Чем оно отличается от других морей?
Конкурс 7. О нашем путешествии узнал барон Мюнхгаузен и прислал нам письмо.
Прочитайте его внимательно: возможно, в письме есть что-то необычное. Подчеркните ошибки.
«Добрый день, уважаемые знатоки географии!
Пишет вам самая правдивая и самая честная человек на Земле - барон Мюнхгаузен. Я хочу рассказать вам о своем путешествии, которая проходила почти тем же маршрутом, которым движетесь и вы. Я отправился одного летнего дня из большого города Полтавы вверх по реке Ворскле, название которой дал Петр i, к Днепру. Днепром я выплыл до Средиземного моря и через пролив Босфор вышел в открытый океан, который омывает северные берега Африки. Через пролив Дрейка подошел к западным берегам Африки. Хотел сразу же подойти к берегу и высадиться на него, но теплое течение Ґольфстрім отвергла мой корабль далеко в Тихий океан. Я только издали увидел на берегу пингвинов и тюленей. Несколько дней мой корабль боролся со штормами и холодом, но все-таки меня вынесло к мысу Доброй Надежды.
Здесь я пополнил запасы пресной воды, полюбовался прекрасным видом американской природы, увидел несколько динозавров, больших летающих страусов и отправился вдоль восточных берегов Африки. Быстро Сиамская течение несло меня к берегам Черного моря. Пройдя по ним, я попал в Панамский канал, откуда быстро доплыл до Красного моря. Теперь осталось рукой подать до Полтавы. Вот таким было мое путешествие.
Барон Мюнхгаузен».
Ведущий. Наше путешествие подошло к концу. Слово судьям. Победила... команда.
III. Итог урока
Учитель. Какие оболочки Земли мы сегодня повторили? Сделайте выводы задача наших занятий по географии и их выполнение. Достаточно ли их?
IV. Домашнее задание
Отдельным учащимся подготовить рассказы о Сахару, Йеллоустон - ский национальный парк, озеро Тітікаку, вулкан Эребус, Марсианскую впадину, Джомолунгму, Днепр.