II СЕМЕСТР
Урок 66. Повторение курса «Общая география. 6 класс» (часть 2)
Цель: выяснить уровень знаний учащихся за курс 6 класса; проверить умение учащихся работать с атласами, контурными картами, в группе, одстоювати свое мнение, уважительно и с пониманием относиться к одноклассникам; развивать географическое мышление, бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: обобщения и проверки знаний, умений (урок-путешествие).
Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, карточки с заданиями на каждую команду, шпильки, красные кружочки, кинофильм из серии «Подводная одиссея команды Кусто».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс делится на команды. Самые сильные ученики класса или старшеклассники назначаются экспертами.
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
III. Проведение путешествия
Ведущий. Наше путешествие начинается с родного населенного пункта, определить его координаты. На автобусе мы отправляемся в Киев.
Задача 1
• Определить координаты города Киева.
• Определить расстояние до этого города.
• Как называется вид хозяйственной деятельности людей - переезд автобусом из одного населенного пункта в другой?
• Что такое масштаб?
• Назвать виды масштабов.
Ведущий. Возле м. Киев приколоть булавками кружочек (обозначение начала нашего путешествия).
Из Киева на самолете мы отправляемся в Каир.
Задание 2
• Определить координаты г. Каира.
• Как называется вид хозяйственной деятельности людей - перелет на самолете из города в город?
• Над какими географическими объектами мы пролетаем?
• Определить температуру воздуха у поверхности Земли, если за бортом самолета -14 °С.
• Определить давление, если на высоте 0 м - 744 мм рт. ст., а мы летим на высоте 11 км.
Ведущий. В Каире мы нанимаем гида для ознакомления с пустыней Сахара.
Гид. Это крупнейшая в мире пустыня. Благодаря интенсивному физическому выветриванию здесь накапливаются значительные массы обломочного материала. Это самая жаркая пустыня планеты, со значительными суточными и годовыми амплитудами температур. Летом температуры достигают + 50...+58 °С, а на поверхности - до +80 °С. Часто возникают песчаные бури. Большая часть Сахары получает менее 50 мм осадков в год, а во внутренних районах дожди не выпадают порой по несколько лет подряд. Почвенно-растительный покров Сахары очень бедный, часто совсем отсутствует. Флора и фауна приспособлены к суровым условиям существования.
Задание 3
• Какой климат в пустыне?
• Какие растения, почвы и животные встречаются здесь?
• Назвать внешние силы, которые действуют на рельеф в пустыне.
• Какие формы рельефа можно встретить в пустыне?
• Как называется вид хозяйственной деятельности человека в пустыне?
Ведущий. Из Каира мы плывем в Нью-Йорк.
Задание 4
• Назвать географические объекты, которые мы можем увидеть.
• Определить координаты г. Нью-Йорк.
• Что такое антропогенные комплексы?
• Начертить схему взаимосвязей компонентов в природном комплексе.
• Как изменяется температура в океане с глубиной?
Ведущий. Из Нью-Йорка мы летим до Йеллоустонского национального парка.
Гид. Йеллоустон - одно из мест, в которых вулканическая деятельность является найінтенсивнішою в мире. 7000 горячих источников, из них 84 гейзеры. Основан как парк в 1872 году. Уникальные гидротермальные явления стали результатом трех вулканических извержений, последнее из которых произошло, вероятно, около 600 тысяч лет назад.
Задание 5
• Что такое литосфера?
• Назвать внутренние силы.
• Чем гейзер отличается от горячего источника?
• Какова причина возникновения землетрясений?
• Нанести на контурную карту известные вулканы и районы землетрясений.
Ведущий. Из США мы летим в Бразилии.
Задание 6
• Определить координаты г. Бразилиа.
• Составить розу ветров по данным: северный ветер - 5 дней, южный - 2 дня, западный - 5 дней, восточный - 1 день, северо - западный - 8 дней, северо-восточный - 3 дня, юго-западный - 3 дня, юго-восточный - 3 дня.
• Определить амплитуду температуры по данным: летом средняя температура +17 °С, а зимой -7 °С.
• Начертить круговую диаграмму облачности по данным: 16 дней были облачными, 10 - с переменной облачностью и 4 - солнечными.
Ведущий. Направляемся к озеру Титикака.
Гид. Озеро Титикака расположено на высоте 3812 метров над уровнем моря. Озеро никогда не замерзает, в нем насчитывается 36 островов. Острова почти все заселены. Основные рыбы - карп и карась. Акклиматизировалась и прижилась форель, завезенная из Северной Америки. Зима в районе озера - это сухая пора года, которая длится с мая по сентябрь, когда осадков очень мало. Ночью холодно, бывают морозы, но температура воды не падает ниже 10 °С. На большой глубине температура воды почти не меняется. Замеры на глубине 150 метров показали +11 °С. Побережье заселено потомками инков, которые занимаются выпасом скота и рыболовством. Кроме этого они выращивают на плодородных вулканических почвах кукурузу и овощи.
Задание 7
• Что такое гидросфера?
• Начертить схему «Поверхностные воды».
• Как влияют искусственные водоемы на окружающую среду?
• Обозначить на контурной карте крупнейшие реки, озера каждого материка.
Ведущий. Из Бразилии мы летим к станции «Академик Вернад - ский», что лежит в Антарктиде.
Задача 8
• Что такое магматизм?
• Назвать виды магматизма.
• Какие вулканы называются потухшими, действующими?
• Нанести на контурную карту крупнейшие горные системы мира.
Гид. Вулкан Эребус, расположен на острове Росса в Антарктиде, имеет высоту 3794 м. Составлен базальтом, туфом. Главный кратер (диаметр - 650 м, глубина - 275 м) расположен на высоте 3743 м. Открытый в 1841 году экспедицией под руководством Дж. Росса и назван по имени одного из кораблей, принимал участие в экспедиции.
Задача 9
• Начертить схему гидросферы.
• Начертить схему внутреннего строения Земли.
• Что такое плотность населения? Какова плотность населения в Антарктиде?
• От чего зависит температура воздуха?
Ведущий. От станции «Академик Вернадский» двигаемся до Большого Барьерного рифа. (Просмотр кадров фильма о Большой Барьерный риф.)
Задача 10
• В каких условиях образуются коралловые полипы?
• Нанести на контурные карты мира крупнейшие острова.
• На какие группы делятся острова?
• Кто такой Жак-Ив Кусто?
Ведущий. От Большого Барьерного рифа отправляемся на корабле до Марианской впадины.
Задача 11
• Определить координаты Сиднея.
• Что такое материк?
• Определить температуру горных пород на глубине 5 км, если на поверхности +18 °С.
• Какова плотность населения Австралии?
• Как называется государство на материке Австралия?
Гид. Марианская впадина - самая глубокая впадина мира, размещена в Тихом океане (11 022 м). Марианский желоб простирается вдоль Марианских островов почти на 1500 км, склоны его крутые, дно плоское. Глубину измерено в 1957 году судном «Витязь». Впервые на дно Марианской впадины опустились Жак Пиккар и Дон Уолш 23 января 1960 года. В 2002 году японские ученые нашли на дне, в грунте, 13 видов одноклеточных, не известных науке.
Ведущий. От Марианской впадины двигаемся к берегам Индии.
Задача 12
• Кто из европейцев первым достиг Индии морским путем?
• Кем было открыто Америку?
• Кто совершил первое кругосветное путешествие?
• Назвать украинских исследователей.
Ведущий. Далее мы нанимаем гида для знакомства с наивысшей точкой суши.
Гид. На вершине Джомолунґми всегда дует пронизывающий ветер, температура ночью понижается до -60 °С. В 1975 году на Эверест впервые взошла женщина - японка Юнко Табей. В 2000 году словенец Даво Карнічар впервые спустился с Джомолунґми на горных лыжах. Найлегендарними покорителями вершины остаются шерпы. Так, шерп Бабу Чири поднимался на Джомолунґму несколько раз, установив рекорд самого быстрого покорения вершины (16 ч. 56 мин.).
Задача 13
• Что такое равнина?
• Как делятся равнины по высоте?
• Как образуются равнины?
• Нанести на контурную карту крупнейшие равнины мира.
Ведущий. Перелет из Дели в Москву.
Задача 14
• Что такое природная зона?
• Какие вы знаете природные зоны?
• В каких природных зонах расположена территория Украины?
• На каких материках расположены горы Аппалачи, Уральские горы, плоскогорье Декан, Амазонская низменность, горы Атлас, Большой Водораздельный хребет.
Гид. Днепр (Борисфен, Славутич) - типичная равнинная река. Протяженность - 2201 км (в пределах Украины - 981 км). Берет начало в болоте Аксенійський Мох на південих склонах Валдайской возвышенности. Ее притоки: Припять, Десна, Тетерев, Псел, Ворскла. Питание смешанное. Сооружен каскад водохранилищ: Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское, Каховское. Водами Днепра питается Ингулецкая оросительно-обводнювальна система. Для нужд водоснабжения и орошения сооружены каналы: Днепр - Кривой Рог, Днепр - Донбасс, Северо-Крымский.
Ведущий. Из Москвы мы возвращаемся на поезде домой.
Задача 15
• Что такое градусная сетка?
• Определить координаты г. Москва.
• Какова абсолютная высота г. Москва?
• Что такое геологическое время?
• На какой платформе находится Украина? Москва?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работы по всем темам курса.