Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

8.7. Стилистические упражнения

Стилистические упражнения - особый вид заданий, которые выполняются учащимися в процесс усвоение школьного курса украинского языка. Они помогают глубже понять закономерности развития родного языка, познать ее красоту и богатство и научиться им пользоваться. Необходимым для этих упражнений является непрерывное усложнение задач, учета предварительных знаний учащихся, взаимосвязь между видами упражнений, равномерное чередование разных видов и т.д. Упражнения по стилистике отличаются своеобразием. Во-первых, они, как работа по стилистике вообще, тесно связанные с основным программированным материалом и использоваться изолированно от него не могут. Иначе это приведет к искусственности, отрыва стилистических средств от загальномовних явлений и, наконец, к нарушению принципа систематичности. Не можно, например, раскрыть стилистическое богатство украинского языка, связанное с прямым и переносным значением слов, не объяснив самой сути явления переносимости, как нельзя па уроках лексики при изучении прямого и переносного значения слов не показать его стилистической функции. Следовательно, одним из важных принципов системы упражнений по стилистике является органическая связь с теми языковыми явлениями, на базе которых они строятся. Во-вторых, стилистические упражнения теснейшим образом связаны с подъемом общей речевой культуры, что может быть достигнуто лишь путем использование комплекса упражнений, и прежде всего стилистических. При подборе упражнений следует учитывать наличие существенных ошибок в речи учащихся. Таким образом, система стилистических упражнений - это стройная, четко очерченная последовательность умственных действий и операций, основывается на понятиях загальномовних явлений, их стилистической дифференциации и следует из жизненно необходимых потребностей совершенствования коммуникативных умений и навыков. Принципы построения системы стилистических упражнений - это исходные положения, которые отражают содержание, место, структуру упражнений в процессе их применение.

К таким принципам относятся: 1) содержательность текста; 2) осуществление межпредметных связей и сравнение текстов разных стилей; 3) соответствие содержания упражнений материалу программных разделов; 4) перспективность, преемственность и систематичность упражнений; 5) дифференцированный подход к знаниям учащихся в отборе упражнений; 6) подчинение содержания упражнений работе над типичными ошибками в речи учащихся; 7) отбор видов упражнений в зависимости от методов и приемов их реализации.

Система стилистических упражнений должно основываться на единстве и взаимодействии всех перечисленных выше принципов.

Главная предпосылка методически правильной системы упражнений заключается в сочетании учебной и воспитательной мсти. Содержание заданий должен не только отражать основные стилистические особенности украинского языка, но и служить важным средством воспитание духовности и высоких моральных качеств учеников. Придерживаясь принципа содержательности упражнений, учитель должен всегда помнить, что: а) тексты упражнений иллюстрируют стилистическое богатство украинского языка; б) только и упражнение способствует усвоению стилистических языковых единиц, содержание которой четко отражает эти функции; в) качестве стилистически правильной речи производятся на стилистически безупречных образцах.

Важную роль в подборе стилистических упражнений играют межпредметные связи, что выражаются в сравнении и сопоставлении языковых явлений украинского языка с другими, использовании текстов художественной литературы, учебников истории, географии и т.д.

Учета принципа соответствия и соотносительности упражнений по стилистике смысловые обучаемому материала с языка в 5-9 классах необходимое. Усвоение языковых явлений - сложный процесс, который предусматривает ряд умственных комбинации, направленных на практическое владение знаниями. Стилистические упражнения должны быть тесно связаны с упражнениями по орфографии, пунктуации, отражать лексические, фонетические и грамматические явления языка.

Эффективность упражнений по стилистике зависит от знаний и умений учащихся, полученных в младших классах, то есть от учета принципа перспективности и преемственности. Этот фактор особенно важен в 5 классе, когда начинается систематическое изучение курса языка и запас знаний учеников еще небольшой. Учитель должен взвесить на то, что некоторые стилистические навыки дети получили в 1-4 классах и опираться на них в дальнейшей работе.

Принцип систематичности выражается в целесообразности применения упражнений с целью выработки у учащихся устойчивых навыков стилистической сноровки. Так, скажем, основы благозвучия украинского языка учащиеся усваивают при изучении фонетики в 5 классе. Но евфонічне богатство украинского языка следует раскрывать на всех уроках украинского языка, формируя навыки устной речи.

Опираясь на принцип перспективности, преемственности и систематичности при подборе стилистических упражнений, нужно учесть: а) содержание и объем вопросов с стилистика и в программе 1-4 классов; б) повторяемость отдельных программных тем в 5-9 классах; в) содержание речевой содержательной линии в каждом классе.

Для упражнений по стилистике определенное значение имеет дифференцированный подход к отдельным классов и даже учеников.

Во время работы по стилистике дифференциация знаний и умений учащихся так же необходима, как при производимые орфографических или пунктуационных навыков. Сложность работы учителя при этом проявляется в необходимости фиксации стилистических ошибок с целью учета их при подборе упражнений. Дифференцированный подход проявляется в вариантности упражнений в зависимости от условий работы школы, класса. Так, для менее подготовленных следует предлагать упражнения с облегченной задачей, а для сильных - более тяжелый вариант.

В упражнениях по стилистике необходимо учесть типичные ошибки, допущенные в самостоятельных работах. На основе этого следует использовать упражнения на исправление текстов, отражающих нарушения благозвучия речи, словоупотребления, структуры словосочетаний, предложений, стилистического оформления текста.

К системе упражнений необходимо ввести задания на редактирование текстов, подбор нужного слова или словосочетания, анализ определенного стиля и т.п.

Стилистические задачи должны строиться на основе тех методов и приемов, как оказались наиболее эффективными в обработке стилей речи и их признаков. Итак упражнения по стилистике, подобранные по перечисленным выше принципам, способствуют усвоению стилистического богатства украинского языка, выработке навыков стилистической сноровки и повышению общей языковой культуры.

Важное значение в создании системы упражнений по стилистике имеет разнообразие их содержания и видов. Правильный подбор упражнений обеспечит усиление интереса учащихся к обучаемому материала, поможет раскрыть ценность практического владения языком и способствовать раскрытию стилистического богатства украинского языка.

Необходимость сочетания видов устных и письменных упражнений объясняется, во-первых, необходимости вырабатывать навыки стилистически грамотного письма и устной речи учащихся. Во-вторых, ряд важных стилистических явлений, как благозвучие языка, выразительность ее звукового оформления, особенности интонации, проявляются именно в устной речи, демонстрировать их следует на примерах устных упражнений. В-третьих, сочетание устных и письменных упражнений имеет психологическую основу, поскольку человеческое речи основывается на условно-рефлекторной основе. Комбинирование устных и письменных заданий ведет к совершенствованию, упорядоченности письменной речи и четкости, логичности устного.

Виды стилистических упражнений тесно связаны с содержанием основного программного материала, что особенно заметно в 5-9 классах, когда учащиеся усваивают стилистические функции лексических, фонетических и грамматических единиц. Вполне естественно, что такие задачи отражают стилистические особенности этих единиц. Поэтому стилистические упражнения делятся на лексико-стилистические, фонетико-стилистические и грамматико-стилистические. Бесспорно, каждый из этих видов задач является доминирующим при изучении соответствующего раздела программы, но все группы упражнений широко используются в течение проработке школьного курса языка.

Важное значение для правильного отбора стилистических упражнений имеет определение места их применение в процессе формирования стилистических умений и навыков, поскольку они являются источником дополнительной информации, которая служит средством углубления знаний учащихся о стилях речи и выработки навыков стилистической сноровки.

Можно выделить следующие три группы упражнений:

Сопроводительные упражнения, то есть упражнения, которые дополняют, детализируют виучувану лексическую, фонетическую или грамматическую тему со стилистической стороны и служат источником информации.

Специальные упражнения, которые раскрывают конкретные стилистические признаки языковых явлений и выполняются во время изучения чисто стилистических тем.

Упражнения на закрепление и углубление знаний и навыков, или тренировочные упражнения.

Сопроводительные упражнения - самый распространенный вид работы по стилистике, поскольку именно за помощью их раскрываются стилистические особенности тех или иных языковых явлений, выясняются признаки стилей. Упражнения этого типа имеют место на каждом уроке изучение нового материала, за исключением тех тем, которые не связаны со стилистикой.

Сопроводительные упражнения имеют свою психологическую основу. Опираясь на учение И. Павлова о высшей нервной системе человека, эти упражнения можно классифицировать как один из способов информации, полученной учениками во время урока. Поскольку всякое обучение является выработка временных нервных связей, то сопроводительные упражнения нельзя считать основным средством выработки навыков, а только источником первого ознакомление со стилистическими особенностями языковых явлений. Это своеобразный первый этап обучения стилистике, который должен иметь продолжение в виде других видов стилистических задач.

Следующим этапом усвоения средств стилистики есть специальные упражнения, выполняются па уроках изучения чисто стилистических тем. Действующая программа по украинского языка для 5-9 классов предусматривает ознакомление учащихся со стилями речи, их признакам на отдельных уроках. Упражнения, их подбирает учитель для такого урока, будут основным дидактическим материалом для основательного изучения определенных стилистических явлений. Специальные упражнения употребляются для приобретения учащимися знаний и навыков отдельный вопрос, что отражает стилистический сторону языка. Такие упражнения должны всесторонне иллюстрировать тот или иной стилистический средство.

Достаточно распространенной группой стилистических упражнений являются упражнения на закрепление и углубление знаний, умений и навыков учащихся. Они используются как основной средство выработки устойчивых навыков практического владения стилистическим материалом, усвоение учащимися сведений по стилистике при выполнении сопроводительных и специальных задач. Этот вид стилистических упражнений может быть на разных по типу уроках, кроме контрольных, и должен охватывать всю многообразие стилистических средств украинского языка. Упражнения на закрепление и углубление знаний учащихся важны на уроках связной речи на уроках анализа творческих работ. Учитель может широко пользоваться ими и на уроках литературы, особенно во время работы над языком того или иного произведения. По содержанию и форме этот вид упражнений выделяется своим разнообразием, поскольку закрепление и углубление знаний может охватить ряд важных вопросов, раскрывающих стилистический сторону языка.

Таким образом, упражнения по стилистике является важным средством приобретения знаний и выработки стилистических умений и навыков учащихся. Умелое использование таких упражнений, бесспорно, служит активным средством предупреждения стилистических недостатков и формирование коммуникативной компетентности школьников.

Стилистическая трансформация текста вырабатывает в учащихся сознательное отношение к отбору языковых средств. Суть его заключается в том, что ученик должен передать предложенный содержание другими средствами и выявить средства (если таковые будут), присущие другому стилю.

Особенно эффективным: в системе упражнений является составление учащимися сочинений-миниатюр с соответствующим стилистическим заданием. Например:

1. Приходилось ли вам быть в лесу осенью? Вспомните свои впечатления и опишите их так, чтобы читатель все увидел и "почувствовал". Каким стилем будете пользоваться и почему?

2. Расскажите о любимое дерево (или цветок), пользуясь различными стилями речи.

3. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу. Этого утра мы пришли в школу раньше...

При выполнении стилистических упражнений школьники не только приобретают умения распознавать конкретный стиль, но и осознают особенности построения текста в зависимости от цели и задач высказывания.