Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ
§ 2. Свобода - фундамент практики
Практика - критерий истины
Уже античное, аристотелівське определение истины как соответствия наших знаний действительности, по сути, указывает путь ее проверки. Опыт как сфера выявления истины, очевидно, не является достоянием только философии Нового времени. Но именно в немецкой классической философии и марксизме было обосновано положение, что деятельность, практика является мерой истины. По мнению А. О. Радугина, «введение принципа практики в познавательный процесс позволило Марксу и Енгельсові решить вопро-сы о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост» между явлениями и вещью в себе и, таким образом, в определенной форме разрешить основные проблемы немецкой классической философии». К. Маркс выразил в «Тезисах о Фейербахе», эту мысль так: «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а (здесь и ниже курсив в оригинале) практический вопрос. В практике должен человек доказать истинность, то есть действительность и мощь, поцейбічність своего мышления».
Подобный взгляд выражает философия прагматизма. Одна из классических трудов этого направления - книга Уильяма Джемса «Прагматизм», раздел (лекции) 6 которой посвящено концепции истины. Вот соображения по этому поводу: «идея становится истинной, делается благодаря событиям истинной»; «истина делается, приобретается в ходе опыта, как приобретается здоровье, богатство, телесная сила». И хотя главным критерием истины в прагматизме есть польза, выгода, на созвучность марксистского и прагматичного взглядов на практику в такой роли нельзя не обратить внимание.