Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
2. Философская культура Украины в XV - XVII вв.

Философские взгляды Григория Сковороды.

В XVIII ст. в Украине значительное место в философии занимает Григорий Савич Сковорода - оригинальный художник, поэт и просветитель. Родился 22 ноября 1722 года в селе Чернухи на Полтавщине в семье казака. Начальное образование получил в сельской школе, а в 1738 году зачислен в Киево-Могилянской академии, где учился до 1741 года, а вернулся к учебе в академии в 1744 - 1750 годах. Почти три года Григорий Сковорода служил певцом в придворной капелле в Петербурге, а затем в составе польской миссии отправлен в Венгрию, путешествовал по Австрии и Германии. С 1753 года Григорий Сковорода учитель этики в Переяславской духовной семинарии, а затем учитель помощника Степана Томары. С 1759 по 1768 год преподавал в Харьковском коллегиуме, откуда изгнан за прочитанный курс «Христианского добронравія». Следующие 25 лет Григорий Сковорода путешествовал по Украине. Это найплодотворніший период жизни: пишет философские диалоги, устно и письменно распространяет идеи о мире и человеке в народе. Умер Григорий Сковорода 29 октября 1794 года в селе Ивановка (ныне Сковородиновка Харьковской области.

Григорий Сковорода продолжал просветительские традиции. Из Киево-Могилянской академии вынес хорошее знание языков, античной философии, идей Средневековья и Ренессанса. Здесь же научился любить человека и ее свободомислення. В академии воспринимает философию не догматически, а критически. Так, если ведущая тенденция философских курсов академии - арістотелізм, то Григорий Сковорода отдавал предпочтение изучению Платона. Если в центре внимания киево-могилянских профессоров - внешний мир и проблема познания, то у Григория Сковороды - человек, этико - гуманистические проблемы. Григорий Сковорода написал 18 произведений, сделал 7 переводов с латинского на русском и украинском языках. До основных философских произведений принадлежат: «Диалог о древний мир», «Дружеский разговор о душевном мире», «Алфавит мира», «Борьба архістратика Михаила с сатаной» и др. Именно в произведениях выражена философская система. В ней четко выделяются основные учения о двух натуры; учение о трех мирах; учение о человеке; учение о познании и др. Учение о двух натуры в том, что все существующее в мире имеет две стороны (натуры): внешнюю, видимую и внутреннюю - невидимую. Этот тезис Григорий Сковорода повторяет десятки раз с различными оттенками. Причем видимая натура изменчива, переходная, а невидимая - существует вечно. Это духовное начало, или Бог. Бог является неизменной первопричиной всего существующего и самого себя. Бог есть истинное, природа в природе, живет в живом, человек в человеке - закон. Такое понимание мира имеет четко выраженный характер: противоположную Богу видимую натуру определяет как «тварь». Равнозначно употребляются понятия вещество, материя, стихия, природа и другие. С учением о двух натуры тесно связаны учение о трех мирах. Здесь выражена идея о том, что вся окружающая действительность - это игры взаимосвязаны мира: макрокосм, микрокосм и мир символов.

Макрокосм - это большой мир, или мир природы. Анализируя макрокосм, Григорий Сковорода делает философские выводы. Во-первых, природа бесконечна, состоит из огромного количества миров. По примеру античных философов, отделяет как первооснову всех вещей четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Во-вторых, природа (материя) вечна. Все предметы природы временные, переходные, возникают и исчезают, но природа бессмертна. Невозможность исчезновения чего-Григорий Сковорода выводит из учения о две натуры: «Исчезнуть ничего не может, оно лишь теряет свою тень». Объясняет это аналогии: «Художник нарисовал оленя и павлина. Потом стер краски. Рисунки исчезли, но их образы остались, не исчезают, существуют». В природе проходит нечто подобное, меняется только тень. В-третьих, природа, создание мира подчиняются естественным законам. Григорий Сковорода считал, что религиозное учение о природе неспособно, потому что идет вразрез с законами природы. Второй мир - это микрокосм или Человек, натуральная природа макрокосми притомляється и продолжается в микрокосме. Общие закономерности природы присущи также и человеку. Другими словами, человек - это малый мир, что отражает большой мир.

Специфическим миром в учении Григория Сковороды есть мир символов. Символы - это образы, которые воплощают любую идею. За символ единого брал кольцо или Солнце, выводил символы безопасности, зависти, самопознания, вечности, истины, благодарности и прочее. Наивысшей тайной символа является слово. Слово является «истиной и единственным началом, является зерном и плодом, центром и гаванью, началом и концом» человеческого духа. В Библии записано: «Сначала было слово». Поистине слово - начало и конец культуры и духовности. А потому книга из книг для Григория Сковороды является Библия. Это совершенный образ мира символов. Благодаря символам невидимый мир, иначе естество Божие, превращается в видимый, доступный к восприятию, то есть Библия является средством познания «духовного начала», внутренней натуры макро - и микрокосма, иначе говоря, Бога. Таково в общих чертах учение Григория Сковороды о трех мирах. Это учение, как и учение о двух натуры, выступало основным моментом для формирования учения о человеке.

Учение о человеке заключается, во-первых, в идее внутреннего человека. Это положение вытекает из учения о двух натуры. В Человеке, как и во всем существующем, есть видимое и невидимое, тленное и вечное. Истинным Человеком в человеке есть невидимая натура, иначе говоря, внутренний Человек. По мнению Григория Сковороды, внутренний Человек противопоставлена внешнему миру, затерянная в нем. «Найти» себя Человек может только оставшись в одиночестве, сбежав от соблазнов и поглотив в себя. Обращение человека к самому себе и познание себя - это постижение Бога. Ведь естество, суть внутреннего Человека и есть Бог. Познав себя, человек перевоплощается, как перевоплотился Нарцисс. Нарцисс - юноша-красавец со стародавньогрецької мифологии, что однажды, увидев свое отражение в воде, влюбился в себя. Нарцисс любит себя самого - это значит, что любит Бога, служит Богу. А служит Богу - значит служить самому себе. Итак, идея внутреннего Человека направлена на то, чтобы доказать, что счастье отдельного человека достигается нравственным усовершенствованием. Здесь велика роль второго положения учения.

Во-вторых, идея сердца Человека. Григорий Сковорода уделял очень много внимания идеи сердца. Вот почему учение часто называется философией сердца. Какой смысл вкладывает в понятие сердце? Сердце в философии определяется как сфера духовной жизни человека. Сердце охватывает много значений: сердце - это душевное состояние человека, который руководит поступками и заставляет человека жить добром или злом; сердце символизирует индивидуальность человека как существа духовного; сердце - это единственный мир человека, нравственные переживания, чувства, страсти, секса. Только проникнув в сердце, познание может быть освоенным. Григорий Сковорода утверждает, что сердцем могут овладеть добрые и злые силы. Первые возвышают человека, вторые приводят ее к падению. Поэтому человек должен стремиться к очищению своего сердца. На этой основе развивается новая идея - идея очищения сознания от воли.

В-третьих, идея устранения воли человека. Суть идеи заключается в том, что чистое сердце укрепляется в человеке через борьбу. Человек должен очистить, высвободить свое сознание от свободы потому, что воля порождает беззаконие, беззаконие, обжираловку и прочее. Иначе волю необходимо нейтрализовать. Когда волю человека (произвол) уничтожено, единственным руководителем человека становится воля Божья. Однако это не означает, что индивидуальность человека исчезает: наоборот, сохраняется. Существует неровная равенство.

В-четвертых, идея неравной равенства. Смысл идеи заключается в том, что все люди, как тени истинной внутренней Человека, равны перед Богом, но вместе с тем они все разные. Свое мнение Григорий Сковорода раскрывает через образ фонтана, который заполняет большие и малые сосуды. Сосуды разные, однако они все равны между собой потому, что они все полные. Идеал неравной равенства - основа и внутренний смысл этического учения. Григорий Сковорода обусловливает нравственный плюрализм, который предполагает для каждого человека свой жизненный путь. Что же является критерием выбора жизненного пути? На этот вопрос отвечает идея зрідності человека с типом жизни. У каждого человека своя природа. ее нельзя изменить. Можно лишь, познав ее, выбрать себе занятия и жизненный путь, сродни с этой невиданной природой. Вот почему Григорий Сковорода повторяет снова и снова: познай себя, слушай себя, смотри в себя. Это дает возможность человеку открыть свою божественную суть. Счастье человека не зависит «ни от высоких наук, ни от почетных должностей, ни от обеспеченности», а зависит от сердца, а сердце от Бога, следовательно, невидимой натуры.

С учением Григория Сковороды о человеке тесно связано учение о познании. Исходным пунктом теории познания стало признание познание мира и неподвластна вера в неограниченные познавательные способности человеческого разума. Теория сочетается с самопознанием, считается, что в человеке притомляються и продолжаются общие законы природы, поэтому достаточно познать себя и можно раскрывать природные законы микрокосма и макрокосма. Большое внимание Григорий Сковорода уделял развитию учения об обществе, считал, что устойчивость общества зависит не от внешних форм общества, а от внутренней сути. На этой основе сформулирован идеал общественного устройства, который называл «Горной Республикой». Суть видел в образе идеальных отношений между людьми, которые формируются в соответствии с духовной природы человека. Духовная республика должна строиться в соответствии с основами любви, равенства, коллективной собственности. Такой духовный мир, противоположный миру зла. Духовный мир не потусторонній, куда душа переселяется после смерти человека, а реальный, высоко моральный, идеальный мир. Такая философская система Григория Сковороды.