Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Михаил Драгоманов

(1841-1895)

«Обрести политическую свободу в России... украинская нация может не путем сепаратизма, а только в купе с другими нациями и странами России, через федерализм»

«Люди не перестают смело, как Прометей, доходить до всего на свете своей собственной пробоя, то есть свободной наукой»




Имя этого мыслителя отсутствует не только в философско-энциклопедическом словаре, изданном в Москве в 1983 г., но и в алфавитном именном указателе украинского философского словаря 1986 p. И это не случайно. Над ученым висел «дамоклов меч» ленинской характеристики как украинского «холопа» и «националиста». Изучать оригинальные философские мысли М. Драгоманова в советские времена было опасно. Сейчас теоретику отдается должное. Сегодня имеем возможность изучать его наследие, полемизировать со взглядами и прогнозами М. Драгоманов» Относительно будущего общества в целом, украинского гражданского жизнь в частности.

Родился выдающийся украинский мыслитель в г. Гадяче на Полтавщине в високоосвіченій, интеллигентной семье, гордилась своим происхождением из казацкой старшины, независимостью и свободомыслием. Образование он получил в мало чем примечательном местном училище и консервативной Полтавской гимназии, где существовали страх перед «начальством» и рутинные порядки. Парень, между тем, рос задиристым и независимым, что в свое время могло обернуться исключением из школы "с волчьим билетом".

В гимназии любознательный юноша увлекся историей, начал серьезное изучение трудов М. Карамзина, Д. Бантыша-Каменского, Ф. Шлоссером, Ф. Гизо. Здесь же он фундаментально изучил иностранные языки, познакомился с философскими произведениями выдающихся мыслителей. Осенью 1859 г. (накануне реформы 1861 г.) Михаил поступил на историко-философский факультет Киевского университета Св. Владимира.

Университет в то время был центром либерально-демократически-мысли. Среди студентов формировались кружки польского национально-патриотического направления; бушевали демократические идеи постепенно формировалась программа украинской национально культурного труда. Правда, юного Драгоманова последнее интересовало так себе. В большей степени он занимался обучением, само совершенствованием, преподаванием истории в школе. Его замаять фундаментальные произведения А. Конта, Г. Спенсера, II. Ж. Прудона приверженность к которым мыслитель сохранил практически до конца жизни.

По окончании университета М. Драгоманов преподавал, сотрудничал с российскими периодическими изданиями и одновременно углубленно изучал историю. Предмет его поиска - римское, история, в которой молодой ученый увидел не только соответствующее соотношение производительных сил и производственных отношений, а, прежде всего, проявление степени человеческой свободы и ответственности. Его привлекает внутренний духовный и социальный мир исторического человека, взаимоотношения личности и государства, политическая и культурная творчество нации, общекультурный контекст цивилизации. Собственно, последнее и приводит ученого к занятиям этнографией и культурой, в области которых он впоследствии предстал как маститый и ответственный ученый.

В течение 1864-1875 гг. М. Драгоманов занимал должность приват-доцента по кафедре всемирной истории. За этот период он опубликовал такие работы, как «Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит», «Малорусія в ее словесности», «Литературное движение в Галиции», «Русские в Галиции» и др. По текстам опубликованных трудов откровенно просматривалось стремление М. Драгоманова отстоять право украинского народа на свой язык и национальную культуру, разоблачения русификаторской политики царского правительства. Увольнении из университета «за благонадежность» заставило ученого покинуть Родину.

Болгарское правительство предложило М. Драгоманову должность профессора кафедры всемирной истории Софийского университета, где ученый работал до конца своей жизни. Ученый разоблачал реакционную сущность российского самодержавия, особенно в области национальной политики, развивал и пропагандировал революционно-демократические принципы, ратовал за экономическое освобождение народа, воспитывал в молодежи любовь к свободе, непримиримость к любой тирании. Политический идеал М. Драгоманова - федеративный союз свободных социалистических «обществ».

Перу М. Драгоманова принадлежат такие фундаментальные труды по вопросам общественного строительства, как «Положение и задали науки древней истории», «Шевченко, украинофилы и социализм», «Чудацькі мысли об украинском национальном деле» и др. Написанное М. Драгомановым «Вступительное слово» к «Общины», вот словам Ивана Лысяк-Рудницкого, составляет «переломное событие в развитии новейшей украинской политической мысли»; более того, отмечает ученый, его «Вступительное слово» «можно вообще считать первой украинской политической программой» (Лысяк Рудницкий И. Историческое эссе. Т. 1. - С. 349).

М. Драгоманов прекрасно понимал роль экономических факторов в развитии общества, однако не разделял ортодоксии материалистического понимания истории, а отмечал роль традиции, культуры, национального характера, то есть исходил из множественности факторов, детерминирующих исторический процесс.

Социализм в Украине не является случайным явлением, отмечал ученый. Ведь здесь, как и в России. зарождаются капиталистические отношения, численно и спіально растет пролетариат, ширится рабочая жажда, Для достройки социально справедливого общества требуется коренное изменение экономического строя, что одновременно перед - всем передачу земли и всех орудий труда рабочим. Однако экономический фактор не является определяющим и единственным фактором общественного прогресса. Чрезвычайно важную роль играют В нем политический а: интеллектуальный факторы. Все три фактора надо рассматривать как равнозначные, подчеркивал М. Драгоманов. Именно поэтому, еще Украина имеет свои особенности в политической и интеллектуальной истории, она пойдет к социализму (к этому ее принуждает экономический фактор), однако своим путем - путем культурных реформ, просвещения, развития общественного самоуправления.

Насильственной революции и пролетарской диктатуры М. Драгоманов не принимал. Ученый отстаивал преимущественно мирный путь развития революции. Он призвал бороться за конституционные свободы, реформы, парламентское государство, в котором, по его мнению, только и возможна реализация гражданских прав и свобод каждой личности.

В будущем государстве, которое революционным путем построит простой народ - рабочие люди в селах и городах, - экономическую основу составит общественно-коллективная форма собственности. Наконец, будет решен вопрос об организации труда (право на которую является святым правом каждого человека), политические свободы личности. Исходя из работ К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, по замечанию М. Драгоманова, ничего не имели против федерализма, ученый пришел к выводу о том, что Украинское государство будущего, которая будет отражать интересы всех членов общества, неизбежно придет к административной автономии и децентрализации.

Именно этот вывод М. Драгоманова, который разделяли и обосновывали почти все украинские социалисты 70-х - начале 80-х годов XIX ст., вызвал сокрушительную критику ученого из стороны В. Ленина. Пытаясь ответить демократам и М. Драгоманову, В. Ленин писал: «Непозволительно было бы забывать, что, отстаивая централизм, мы отстаиваем исключительно демократический централизм. По этому всякое мещанство вообще и национальное мещанство (покойный Драгоманов в том числе) внесли такую путаницу в вопрос, что приходится вновь и вновь уделять время его розплутуванню» (Ленин В. Произведения. - Т. 20. - С. 28).

Сейчас идеи М. Драгоманова относительно украинского национального дела - о народно-национальное единство, демократические преобразования, административную автономию и децентрализацию - рассматриваются и обсуждаются как наиболее конструктивные идеи государственного строительства в процессе суверенизации. Как несомненное достояние украинской политико-идеологической мысли, они должны войти в ее современный контекст, «заработать» в современном политическом, идеологическом и культурном поле. Для этого их надо только осмыслить адекватно с тем содержанием и идеологической направленностью, в котором преподавал их ученый.

«Чем стал Драгоманов в истории украинского возрождения, спрашивал и отвечал Михаил Грушевский, - он стал благодаря этой общественной миссии за рубежом, что осудила его на горькое эмигрантская жизнь - но заодно поставила его в специально полезные с некоторых взглядов и заодно необыкновенно ответственные политически-общественные обстоятельства. Освободила его из-под давления царского режима, с местной рутины и кружкивщины, из-под цензурного езоновщини, назначив на позицию ответственного представителя всего постепенного украинского жизнь перед культурным миром. Вынесла на положение , что заставляло его на протяжении целого ряда лет напрягать всю свою энергию и все средства своего интеллекта, чтобы напоминать широком культурном миру в самую темную эпоху украинского жизнь, что Украина живет, не умерла и не умрет, несмотря на все царские нужде и проскрипции. Осудила его принимать на себя удары, инсинуации и издевательства, обращенные против сеи «проскрибованої Украины», отражать их и отвечать доказательствами и проявлениями положительных, постепенных, обще-стоимостных примет украинского движения. Над украинским же жизнью, в эту тяжелую, душную, деморализацийну его время, поставила общественную контроля отсеї всеукраинской запредельно экспозитуры, - Драгоманова и его кружка, - вытаскивала украинство с околичностей провинциализма и оппортунизма на широкие пути мирового культурного движения и заставляла ориентироваться на перспективы общего политического и социального освобождения. На долгое время направление украинского движения пошел по равнозначных сих трех его ячеек: киевского, львовского и женевского. Миссия Драгоманова сделала с сего точки зрения эпоху в украинском жизни» (Грушевский М. Миссия Драгоманова //«Украина». -- 1926. - Ч. 2 - 3. - С. 3).

Размышления М. Драгоманова относительно развития украинского национального дела нашли отклик в поисках таких мыслителей, как М. Славинский, М. Туган-Барановский, В. Вернадский, А. Крымский. Оригинальный поворот политико-идеологической мысли связан с именем поэта и публициста, философа и ученого, ученого и общественно-политического деятеля. Я. Франко.