Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Тарас Шевченко

(1814-1861)

«...Пашу

Свой перелог - убогую ниву! -

И сею слово. Добрые жатва

Когда-то будут...»



Гениальный украинский мыслитель и поэт Тарас Шевченко родился в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской (ныне Черкасской обл.) губернии в семье крестьянина - крепостного. Сиротство, бедность, тяжелые нищета и социальный гнет сопровождали его детство и юность практически вплоть до выкупа из крепостничества. И все же, будущий гений тянулся к знаниям, выявляя свои поэтические и художественные способности. Очень рано Тарас стал круглым сиротой. Где-то нужно ребенку жить, то надо ей кушать. И мальчик попадает к сельского дьячка, где и получил начальное образование. В «Автобиографии» Т. Г. Шевченко, опубликованной в российском журнале «Народное чтение» (1860), поэт сообщает: «...приютился я в школе у приходского дьячка, за школьника - попихача. Эти школьники по отношению к дячків то же самое, что мальчики, отданные родителями, или другой властью, в науку ремесленников. Права над ними мастера не имеют никаких определенных границ: они - полные рабы его. Все домашние работы и выполнения всевозможных прихотей самого хозяина и его домашних лежали на них безусловно.

Предлагаю вашему воображению воссоздать, чего мог требовать от меня дьячок, - взвесьте, горький пьяница, - и что я должен был выполнять с рабской покорностью, не имея ни одного существа в мире, которая заботилась бы могла заботиться о моем положении , Шевченко в документах и материалах. - К., 1950. - С. 35).

Впоследствии малого Тараса забрали на господский двор и сделали его комнатным казачком. От парня требовалось молчание и прислужничество, и тот выполнял все, что приказывал господин. Сопровождая Энгельгардта в его поездках, Тарас побывал в Киеве, Вильнюсе, Петербурге. В свободное время он рисовал. Заметив незаурядные художественные способности крепостного, Энгельгардт отдал его на обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» в Петербурге Ширяева. Занятость «цеховыми делами» позволяла Левченко заниматься рисованием только ночью. Он шел к летнему саду, рисовал статуи. За этими занятиями Шевченко заметили и поддержали ведущие художники, деятели культуры того времени, в частности И. Сошенко, В. Григорович, К. Брюллов, которые выкупили юношу из крепостничества и зачислили в состав «вольноприходящих» учеников Академии художеств, оказали моральную и некоторую материальную поддержку.

Успехи Т.шевченко были несомненными. Казалось бы, еще срок и ... Однако еще более мощно, чем живопись, юноши втягивает себя творчество в области художественного слова. В 18-10 году в мир приходит первое издание «Кобзаря», от которого начинается слава Шевченко-поэта, мыслителя и философа. Получив разрешение на въезд в Украину, Т. Шевченко становится сотрудником Киевской археологической комиссии, принимает участие в археологических раскопках. Здесь же он знакомится с членами недавно организованного тайного Кирилло-Мефодиевского общества, которое выступало за отмену крепостного права, ликвидацию сословий, федерацию всех славянских народов, их политическое и национальное рівноправство. Дальше - арест и долгие-долгие годы ссылки, возвращение в Украину и слава поэта и мыслителя, как основателя украинской культуры, революционной национально - и социально-освободительной мысли. «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь», - заявлял Шевченко, исповедуя революционный, освободительный мировоззрение, воплощая его в широкое полотно украинской национальной культуры.

Ведущими идеями политико-идеологической мысли в Украине практически во все исторические времена были идеи социального и национального освобождения. Они порождались, прежде всего, тем нестерпимым колониальным режимом, в котором находилась Украина на протяжении многих веков. Особенно это стало проявляться в период польского и российского порабощения. Экономическая политика этих правительств неизменно шла вразрез с интересами Украины. Таможенные тарифы, финансовая политика, ограничение или запрет украинского языка, образования, культуры вызвали у населения естественное возмущение, вызывали антироссийские, антипольские и, вообще, антиіноземні настроения и выступления. Как свидетельствует история, эти выступления жестоко подавлялись. Свободомыслие, особенно в национально направленном русле, было делом запретным.

Особенно невыносимой ситуация стала в первой половине XIX в. После расправы с декабристами российское правительство начал непримиримую борьбу против любых либеральных идей, особенно которые зарождались и развивались в «окраинных» землях и особенно в Украине, вне которой российская империя не видела своего будущего.

В этот период в России доминировали три основных принципа, на которых должна держаться вся российская государственность: православие, самодержавие и народность. Характерно, что в Украине эти принципы воспринимались далеко неоднозначно. Православие, как исключительно господствующий принцип, не могло быть признано, в частности, западноукраинскими землями, где долгое время внедрялся католицизм. Для сознательной части украинского населения самодержавие означало не только сосредоточение всей власти в руках монарха, но и решительно устранения гражданства от всякого участия в политической жизни, недопущение никакого самоуправления. Свободолюбивая же натура украинцев требовала другого - свободы и самоуправления. Третий принцип государственной системы - народность - надлежало понимать как господство великорусской народности и подавления национального партикуляризма. В империи сложился жестокий политический режим со строгим централизмом, который вытекал из идеи самодержавной власти: все провинции управлялись из единого центра - из Петербурга. Эта система держалась на порабощении широких народных масс. Такая система государственного устройства не могла не вызвать недовольства украинской людности. В Украине вызревали идеи гражданского неповиновения, освобождения, национального развития.

Первой более-менее согласованной и концептуально взвешенной программой политико-идеологического направления украинства в этот период стали идеи Кирилло-Мефодиевского общества. Общество объединяло группа молодых ученых и писателей, который олицетворял цвет украинской интеллигенции. В него входили историк Николай Костомаров, писатель Пантелеймон Кулиш, госслужащий Николай Гулак, учитель Василий Белозерский. Впоследствии к ним присоединился Тарас Шевченко.

Созвучность программы кирилло-мефодиевцев с мыслями декабристов, петрашівців, революционных демократов, с концепциями деятелей польского освободительного движения - А. Мицкевича, И. Лелевеля, С. Гощинского и др. была очевидной. Видимо, в те времена иначе и быть не могло. Прогрессивная интеллигенция должна была решить общую проблему - освобождение народа из-под ига. Ее представители объединены и необ'єднані в общества - думали и действовали почти одинаково.

Общество же дало возможность высказать эти мысли почти публично. Его члены, в частности, подготовили ряд программных положений, важнейшие из которых нашли свое отражение в произведении М. Костомарова под названием «Закон Божий (Книги Бытия украинского народа)». Главная идея произведения - единство судьбы славянских народов, желание их объединения в прогрессивном движении, в котором каждый творил бы свое государство и имел возможность развивать свою культуру. Здесь же подчеркивалась мысль относительно демократического переоборудование политической системы и освобождение крестьян от крепостного права. Главной предпосылкой перестройки существую чего строя на новых началах общество считало уничтожение абсолютизма. «И встанет Украина из своей могилы, и снова отзовется до всех братьев своих Славян, и услышат крик ее, и встанет Слов'янщино, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни графа, ни герцога, ни сіятельства, ни превосходительства, ни пана, ни боярина, ни крепостного, ни холопа - ни в Московии, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в Сербии, ни у Болгар. И Украина будет не подчиненной Речи Посполитой в союзе Слов'янськім. Тогда скажут все языки, показывая рукой на то место, где на карте будет нарисована Украина: «Вот камень, нет же не берегоша зіждущії, то бысть во главу угла!».

Судьба Кирилло-Мефодиевцев сведению: в 1817р. члены общества были арестованы и наказаны, но их идеи не исчезли. Они сырая выли большое влияние на дальнейшее развитие освободительного процесса в Украине. Характерно, что главным источником духовно-идеологических основ этого процесса стало творчество выдающегося сына украинского народа, отца украинской культуры Тараса Шевченко. Литература, художественное творчество в целом, очевидно, является именно тем возбуждающим началом, которое наиболее убедительно отражает то, что наболело и болит, что не может быть отложено «на потом», что требует скорейшего волеизъявления, особенно в области национальных отношений и интересов. И это понятно. Как отмечает И. Лысяк-Рудницкий, « национальное сознание занимает не только систему идей более-менее рационалистической, познавательной природы, но также эмоциональное восхищение, что его стимулируют скорее поэты и писатели, чем ученые. Это не случай, представленным героем Украины в XIX веке был не государственный муж или воин, а поэт - Тарас Шевченко. Его исторического значения нельзя определить чисто литературными мерками. Украинская общественность видела и продолжает видеть в его лице пророка, который своим вдохновенным словом трогает и превращает сердце своего народа» (Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе. - К., 1994. - Т. 1. - С. 151).

Произведения Т.шевченко передавались из уст в уста, от отца к сыну. Читая их, люди духовно росли, идейно сплачивались, крепли в своем волеизъявлении. Пожалуй, самым главным признаком политико-правовых взглядов Т. Шевченко есть глубокое неприятие и резкое осуждение самодержавия. В условиях жесточайшей реакции Т. Шевченко смело поставил вопрос: «долго еще на семь мире полям господствовать?». В истории эксплуататорских государств он видел сатрапов, тиранов-царей, цезарей, императоров, которые правили, опираясь на церковь освящала произвол и насилие над человеком.

Феодально-самодержавная Россия изображается в произведениях Т. Шевченко разделенной на два социальных полюса: визискуване крестьянство и эксплуататоры - помещики с царями во главе. Ивана Грозного он называет «мучителем», резко разоблачает угнетательской политики Петра, искренне осуждает антинародный характер правления Екатерины II, которая в 1782 г. приказала соорудить памятник Петру i с надписью «Первому - Вторая», тем самым подчеркнув преемственность неограниченной власти монархов России.

Как известно, ненависть и Т. Шевченко была направлена не только на российского царя, но и на украинских эксплуататоров. Гетманы для поэта - такое же зло, как и царские чиновники. Он с презрением писал о тех украинских деятелей, которые много говорят о «неньку Украину», о ее «судьбе-волю», а на самом деле заодно с русскими помещиками и царизмом «дерут шкуру» с крестьян, «праведную кровь из ребер, как водицу точат». Наряду с резко критическим отношением Т. Шевченко в абсолютной монархии он не абсолютизирует и буржуазно-республиканский строй, квалифицирует его как далек от интересов трудового народа, от той «челяди», крестьян-тружеников, того состояния, из которого вышел сам. В своих произведениях он упрекал французским енциклопедистам XVIII ст., которые провозгласили лозунг «Свобода, равенство и братство», в том, что они «начали» и не закончили ликвидацию «плетей, престолов и корон ».

Будущее Украины поэт-пророк связывал не с буржуазно-правовым строем, а с самоуправлением народа, с общественной, коллегиальной формой реализации власти как гарантии от произвола властителей. В основу самоуправления народа он положил общественную собственность и, прежде всего, собственность на землю.

Как никто другой, Т. Шевченко дал глубокую и сокрушительную критику российского законодательства, организации суда и судопроизводства, первым в истории революционной мысли в Украине показал преступление ну суть тогдашних законодательных актов, выразил решительный протест против царских законов и юридического их трактовка как способа угнетения трудового человека. Он писал, что эти законы «палачами писаны», что «правды в суде нет». Его идеалом была трудовая демократическая республика. Говоря о политический идеал Т.шевченко, следует подчеркнуть его внимание к силе закона, причем «праведного закона», как он неоднократно подчеркивал.

«Праведный» закон уже по своей сути совпадает с традиционными понятиями «правда», «воля», «справедливость». Т. Шевченко четко показал, что закон, принятый експлуататорською властью, нельзя воспринимать как «справедливый», потому что он не соответствует человеческим ценностям. Для Т. Шевченко социально справедливым является равномерное распределение земли между членами общества, ликвидация сословного деления граждан, введение юридического равенства, обязательный труд всех членов общества, устранения эксплуатации.

Наряду с антикріпосницькими, анти царскими идеями в произведениях Т. Шевченко красной нитью проходит мысль о самостоятельности Украины. Все его творчество проникнуто безграничной любовью к Украине, ее народу. Идеи революционности, демократизма и самостоятельности Украины являются ведущими идеями художественно-публицистического творчества Т. Шевченко, его политической программы. Они оказали большое влияние на развитие освободительных идей, национального самосознания украинского народа, на формирование украинской интеллигенции, способной к борьбе за идеалы социальной и национальной свободы.