Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ДЕПРИВАЦИЯ

Депривация

Понятие депривации. Нужно отметить, что понятие «депривация» в научной литературе трактуется по-разному. Д. Хебб раскрывает ее как специфическое состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой. И. Боулбі в своей монографии «Материнская забота и психическое здоровье» подчеркивал, что депривация - это ситуация, при которой субъект страдает от недостаточности эмоциональных связей, что предопределяет ряд нарушений психического здоровья различных степеней устойчивости. Г. Шпиц и В. Голдфарб подчеркивали преимущественно тяжелые последствия долговременной полной депривации, ее драматический ход, устойчивость и глубокое вмешательство в структуру личности, что предопределяет склонность к правонарушениям или даже психоза.

И. Лагмейєр, 3. Матейчек отмечают: «Депривация - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере в течение длительного времени». То есть речь идет о потере чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к различным моральных и психологических отклонений в поведении и деятельности.

В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлено возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» понимают различные неблагоприятные воздействия, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности - от легких, что совсем не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может проявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда - выраженные соматические особенности.

Различные формы психической депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно обнаружить их можно только экспериментально.

Чаще всего выделяют такие формы психической депривации:

• депривация стижульна (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость;

• депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейєр, 3. Майєчек);

• депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лица, или развитие аналогичного эмоциональной связи, если такой уже был создан;

• депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Проявление депривации, ее виды и последствия. Депривация - это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловлена жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия ее внутреннего психического с внешним психическим. Депривация - это процесс и результат.

По содержанию, на наш взгляд, депривацію можно разделить на:

• сенсорную;

• эмоциональную;

• психомоторную;

• духовную;

• социальную;

• познавательную;

• психокультурну.

По продолжительности депривация бывает:

• скоротечной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.);

• затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите);

• долговременной (отсутствие физической нагрузки в течение лет, отречение от светской жизни путем самоизоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах).

Любая депривация имеет разные уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень депривации имеющийся, когда изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие ее внутреннего психического с внешним психическим соответствующего характера; средний - когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме; низкий - когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и не активно.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - это длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память. Возникают яркие представления ейдетичні, спроекційовані извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные).

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Имеющиеся нарушения памяти, напрямую зависимые от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений; в отличие от состояний передсонних, которые бывают в обычных условиях, они затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Что более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-то сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности во время выполнения несложных умственных действий.

В случае увеличения времени воздействия депривации ейдетичні представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются ассенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Негативным фактором также является духовная, эмоциональная и психомоторная депривация. На наш взгляд, влияние на психическое здоровье людей в обществе оказывает чрезмерная материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, отказ от овладения духовными ценностями. Одни граждане часто работают в нескольких местах без перерыва на отдых, по 10-14 часов, без выходных, отпуска. Другие вынуждены выезжать на длительное время на заработки в чужие страны. Третьи ограничивают себя только материальным, не интересуясь ни духовным, ни физическим состоянием, ни по состоянию души. У многих людей отдых ограничивается длительным сидением перед телевизором, застольем и т.д.

Во всех этих ситуациях люди ограничивают количество и качество духовной, эмоциональной и физической нагрузки, что приводит, на наш взгляд, к духовной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Отсутствие положительного духовного (духовная депривация) и эмоционального (эмоциональная депривация) нагрузки на психику человека обусловливает постепенное увеличение негативного психоэнергетического потенциала, который сформировался в результате действия негативных эмоций (через конфликты, поклонение деньгам, ссоры, неудачи, разочарования, страхи, невозможность быстрого обогащения, потерю близких, несправедливость, негативизм, обман ради материального обогащения, отсутствие перспективы, неудовлетворенности своим положением в обществе и т.п.). Это негативное психоэнергетическое потенциал вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.д., что снижает психическое здоровье человека.

Недаром Л. О. Богданович акцентирует внимание на том, что психогигиена «означает сохранение психического здоровья. Она касается не только состояния мозга, но и чувств человека». На это обращал внимание еще римский врач Гален, который писал о «гигиена страстей, или нравственная гигиена».

Отрицательное психологическое воздействие также имеет отсутствие необходимого организму физической нагрузки. В целом для поддержания психического здоровья человека необходимо, чтобы она постоянно получала сбалансированное положительное познавательное (интеллектуальное), духовное, эмоциональное и физическое нагрузки. их диспропорция или отсутствие обязательно негативно влияет на психическое здоровье человека.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в различных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды.

Социальное развитие субъекта происходит не только через обучение отдельных видов социальной деятельности. На самом деле субъект является составной частью всей социальной системы. Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам). Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц. Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях.

Поэтому, если в социальной структуре субъекта нет какого-то существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье нет отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыта взаимодействия с ними. Депривацію можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей. Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривований субъект плохо подготовлен к соответствующему исполнение ряда ролей, которых будут ожидать от него в обществе.

Социальная депривация существенно зависит от степени удовлетворения потребностей человека. Точнее, она возникает тогда, когда потребности удовлетворить невозможно или их удовлетворяют частично, односторонне и т.д.

Длительные наблюдения ученых показали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезных трудностей в различных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. В таких жизненных ситуаций можно отнести: а) приостановление по разным причинам уже созданного связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получение социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.

Похожая изоляция затрагивает практически все социальные ситуации, например: ребенка отдают в детский сад; смена персонала; рождение младших членов семьи; переход субъекта из одного заведения в другое; развод родителей; смерть хотя бы одного из родителей; призыв на службу в армию; влияние на субъекта или его семью экономических, социокультурных и социальных факторов (семьи с низким экономическим или культурным уровнем, асоциальные семьи, социально дискриминированы семьи, семьи так называемых привилегированных лиц, семьи переселенцев, членство в сектах и т.п.), природные катастрофы, наводнения, землетрясения, общественные события, война, государственные катаклизмы, эвакуация, аномальные травмируя позиции, на которых были взрослые во время развития и воспитания ребенка, пребывание личности в среде людей, говорящих на другом языке, не восприятие группой личности по каким-то причинам, длительное пребывание

в камерах одинокого заключения, физические недостатки (толстый, длинный, низкий) и т.п.

На развитие социальной депривации в значительной мере влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности.

Социальная депривация - это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне осваивать социокультурные общественные ценности.

Исследования свидетельствуют о разное влияние социальной депривации на поведение и деятельность человека.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач. Речь идет о «умственная нагрузка», отсутствие которого приводит к торможению умственного развития или даже его регресса. Развивается умственная «лень».

ПСИХОКУЛЬТУРНА ДЕПРИВАЦИЯ заключается в долговременном отчуждении личности от усвоения сугубо человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.п.



Контрольные вопросы:

• Что понимают под понятием «социализация»?

• Каковы взгляды ученых на социализацию личности?

• Как происходит процесс социализации личности?

• Какие особенности социализации личности?

• Раскройте факторы социализации личности.

• Какие особенности социализации личности в разные возрастные периоды?

• Какие институты осуществляют социализацию личности?

• Что такое депривация?

• Назовите формы психической депривации.

• Охарактеризуйте особенности сенсорной, эмоциональной и психомоторной депривации.

• Чем обусловлены познавательная, социальная, психокультурна и духовная депривации?

Литература:

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

Барий М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Лангмейер, Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. - Авиценум: Мед. изд-во Прага, 1984.

Мартынюк Е. Ы. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С.28-30.

Маслоу А. Самоактуализация личности и образования: пер. с анл. - Киев, Донецк: Ин-т психологии АПН Украины, 1994.

Морсанова В. Ы. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998.

Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной

личности. - М., 1986.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова.- Л., 1979.

Сталин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.