Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ДЕПРИВАЦИЯ

Психологические основы отклоненной поведения

Понимание отклоненной (девиантного) поведения. Отклонена (девиантное) поведение (от лат. deviation - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, которые не соответствуют нравственным или правовым нормам и требованиям общества.

Отклоненное поведение необходимо отличать от аномального, характеристика которого связана с умственной патологией. Отклонена поведение социально детерминировано. В ее возникновении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе и т.д.

Отклонена поведение, которое противоречит принятым в обществе образцам, стереотипам, может иногда сочетаться со сравнительно хорошим знанием нравственных норм. Это особенно актуально для людей, которые развиваются: например, для подростков поведение нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.

Рассматривая отклоненное поведение, четко различают, во-первых, поведение собственно девиантное, когда есть отклонения от принятых в обществе норм, во-вторых, поведение делинквентное (от лат. delinquens - «тот, кто совершает поступок» и английского - «вина», или точнее - «психологическая тенденция к правонарушению») - преступное, криминальное.

Разумеется, поведение преступное, противоправное (делинквентное) гораздо опаснее для общества, чем девиантное.

Известны многочисленные концепции отклоненной поведения - от биогенетических до культурно-исторических.

Авторы биогенетических концепций (от С. Холла и 3. Фрейда до Э. Торндайка, К. Бюлера, Э. Майера, А. Дженсена и А. Маслоу), отводя ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины антиобщественного поведения, отклонений в поведении надо искать в биологии человека, а особенно - в генетических структурах преступности.

В противовес «біологізаторам» выдвинут социальный фактор - авторы социологической концепции (Д. Ватсон и др.) считают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие, поступок - это лишь продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада.

Абстрактно-социологический подход к пониманию среды и натуралистический к природе человека присущ соціобіологічним концепциям, так называемой теории двух факторов, которая основывается на наличии двух сущностей человека-биологической и социальной, что раскалывает ее надвое - на природные (еще не очеловечены) и «чисто» социальные составляющие. Утверждая, что генетические программы управляют социальным поведением человека, авторы этого подхода пытаются вести поиск улучшения человеческой природы путем селекции (отсюда - попытки возродить євгеніку).

Значительного развития в современных условиях приобрели концепции социальной дезорганизации (Т. Шибутані и др.), которые объясняют отклоненное поведение социальными изменениями. Вследствие этого прежние стандарты теряют свое значение, через что дезорганізується жизни общества, поскольку одни люди стараются придерживаться старых норм и ценностей, другие-ориентируются на новые ценности и нормы - и обще-социальные и групповые (эталонные группы). В соответствии с этим выделяют три типа отклоненной поведения (Т. Шибутані).

Первый тип - конформна поведение - приспособление к требованиям эталонной (референтной группы), которые отличаются от принятых в обществе норм, взглядов.

Второй тип отклоненной поведения - импульсивная - возникает под влиянием сильного нарушения поведения, вопреки собственным стандартам. Этот тип связан с временной потерей самоконтроля.

Третий тип отклоненной поведения обозначают термином «компульсивная», то есть принудительная. Речь идет о особый вид принуждения, связанный с плохой приспособляемостью отдельных лиц, когда на некоторые события и факты личность отвечает устойчивыми реакциями, такими, что даже она (осознавая бессмысленность и опасность своего поведения) не в состоянии изменить. Такое поведение возникает под влиянием сильных образ или наркотиков как защитная по своей природе реакция.

Популярной теорией отклоненной поведения является теория «социальной аномии» Р. Мертона. Указывая на тесную связь отклоненной поведения с социальными структурами, Г. Мертон пытается проследить, как последние оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их на путь отклонений от общепринятых правил. В результате выделяют пять типов отклоненной поведения, которые возникают как способ приспособления индивидов к условиям их ближайшего социального окружения: а) подчинения; б) инновация (восстановления); в) ритуализм; г) ретретизм (уход от жизни - бродяги, отщепенцы, хронические алкоголики, наркоманы); д) бунт.

Довольно распространена в некоторых странах (особенно в США) теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, что приводит к делинквентного поведения, а есть много конкретных факторов, условия и поведение, обусловливающие отклоненное поведение, способствуют ее развитию. Это и «плохое» окружение, и «пустота», «скука в окружающей среде», и «мать-алкоголичка», и «преждевременная половая зрелость» и т.д.

В психологии и криминологии убедительно доказано, что отклоненное поведение не определяют «врожденные механизмы», а предопределяют социально-психологические факторы, в частности особенности микросреды, групповые взаимоотношения, недостатки воспитания и т.д. Именно под их влиянием возникают и развиваются такие виды отклоненной поведения, как агрессия, аномия, фрустрация.

Агрессия (от лат. agressio - нападение, приступ) - отклонена поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или нарушает их психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и т.п.).

Аномия (термин, который ввел в начале XX века Е. Дюркгейм) - отклонена поведение человека, обусловленная отсутствием цели в жизни, чувством изолированности и одиночества, что связано с дезорганизацией общества, отсутствием в нем четкой моральной регуляции поведения людей, прежние нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Существует две формы аномии - частичная, случайная (спорадическая) и массовая (кризисная).

Фрустрация - это отклонена поведения человека, вызвана реальной или мнимой преградой, которую считают непреодолимым и которая мешает достижению цели и удовлетворению потребности, а также сопровождается переживаниями разочарования, раздражения (понятно, фрустрация не обязательно порождает отклоненное поведение).

Кроме вышеназванных причин отклоненной поведения, подросткам и юношам свойственны и некоторые своеобразные типы нарушений поведения, отклонений от моральной и правовой норм. Это: и) эмансипация, связана со стремлением освободиться от опеки, контроля взрослых, от их стандартов, норм и ценностей, самоствердити себя как личность; 2) группировка, когда подростки, юноши и девушки, пытаются объединяться со сверстниками (неслучайно большинство правонарушений подростки совершают в группе); С) захват; 4) поезда (и связанные с проявлениями сексуальной активности, и те, что не имеют сексуальной окраски - избирательная агрессия, например).

Нередко отклонена поведение молодежи может быть внешне адресована взрослым (неповиновение, оскорбление), однако внутренне молодой человек діалогізує в этот момент со сверстниками, потому что именно на их реакцию рассчитаны ее действия. В то же время существует особый тип отклоненной поведения подростков, юношей (девушек), которые и внешне, и внутренне адресовано взрослым. Это так называемая «поведение демонстративно отклоняющимся», когда окружающим «демонстрируют отклонение», поскольку действия происходят ради их вне нормативного характера.

Простейшим примером такого поведения является детское кривляние. Здесь можно выделить две закономерности: во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (обычно родителей) и только тогда, когда они обращают на нее внимание; во-вторых, когда родители показывают ребенку, что они не одобряют ее поведения, ужимки не только не уменьшается, а скорее усиливается. Итак, перед нами очевидный коммуникативный акт, где основным содержанием коммуникации есть отклонения: ребенок особым невербальным языком говорит родителям: «Я делаю то, что вам не нравится». Аналогичный смысл иногда выражено и словами, например, немало детей время от времени заявляют: «Я - плохой». Встает закономерный вопрос о причинах (цели, мотивы) такой коммуникации.

Самоочорнення в диалоге с другим может быть способом выйти из-под его власти, не подчиниться его нормам и не дать ему возможности осудить (поскольку осуждение уже состоялся). Здесь важно и то, что слова отличаются от действий и поступков. Сказать о своих намерениях, пусть страшные, все-таки легче, чем осуществлять их. Фактически, это одна из игр (в понимании Э. Берна), где другой лишается своей привычной роли (оценивающего, осуждающего) за счет того, что она оказывается уже сыгранной.

Можно предположить, что детское кривляние и утверждения типа «Я-плохой» в некоторых ситуациях могут выполнять ту же функцию. Ребенок с помощью ужимки пытается освободиться от взрослых норм и уберечься от осуждения.

Рассмотрим теперь отвергнутую поведение подростков. Например, их поведение в неформальных молодежных объединениях протестного характера. Отклонена поведение этого типа во многом напоминает детское кривляние (это особенно касается движения «панков», в меньшей степени - «хиппи» и «металлистов»). Во-первых, поведение и внешний вид этих подростков имеет показательный, демонстративный характер (внешне обозначенное каждое положение «идеологии»; место сбора на центральных площадках; постоянные разговоры о реакции окружающих и т.д.). Итак, перед нами - понятный цепь коммуникативных актов. Во-вторых, и поведение, и внешний вид таких подростков подчеркнуто анти нормативные (не «вне нормативные», а «анти», это норма, «вывернутая наизнанку»): позы, сленг, прическа, действия панков и металлистов должны вызывать отвращение у окружающих. Основное содержание коммуникации в этой ситуации, как и в кривляннях, утверждение: «Я-плохой, я-отвратительный».

Такая коммуникация по форме адресована прежде всего незнакомым людям (случайным прохожим), что до этого момента никак не контактировали с подростком. Дома же и в школе (где возможно авторитарное-осуждение отношение) такие «сцены» разыгрывают редко. Очевидно, акции панков и аналогичные виды поведения - это реплики подростков из внутреннего конфликтного диалога с идеально-мнимыми значимыми взрослыми (родителями, учителями). То есть голос взрослого в сознании подростка осуждает его за те или иные поступки, подросток «соответствует» этому голосовые отклоняющимся поведением, пытаясь таким образом освободиться от власти осуждения.

Взрослый глубоко персонализированный в подростку, и его голос в сознании осуждает те действия подростка, которые осудил бы реальный взрослый, если бы узнал о них. Подросток «на улице» постоянно переживает негожість своих действий в глазах взрослых.

Вот мы и пришли к источнику внутреннего конфликтного диалога со значимыми взрослыми, который может привести к поведению, которое является демонстративно отклоненной. Отметим, что мы обозначили своеобразный замкнутый круг: и) подростка привлечены к формам поведения, которая имеет отсылочный характер; 2) это вызывает конфликтный внутренний диалог со взрослым; с) попытка избавиться от этого диалога предопределяет поведение, которое отклоняется от норм (круг замкнулся). Причем необходимо понять, что членам ряда неформальных (протестных) молодежных объединений важно спровоцировать общество на осуждение, они хотят быть «особенными» - не такими, как все, именно поэтому демонстрируют отклонения в своем поведении.

Особым феноменом является отклонена поведение людей не на индивидуальном уровне, а в условиях, во-первых, контактных малых групп, во-вторых, в массовых формах в большой группе. Относительно малых асоциальных, криминальных групп, то принятые у них стандарты поведения серьезно влияют на выработку личностных норм отклоненной поведения. В преступной группе нивелируется личная ответственность ее членов, снижается критичность в отношении своих поступков. Антиобщественная группа зачастую является катализатором взаимного внушения и подражания, психологической заразительности.

Еще более сильным является влияние большой группы, массы людей, для которых характерны отклонения в поведении. Это связано, в частности, с ощущением собственной анонимности (делая «как все», индивид теряет чувство ответственности за свои действия).

Итак, в целом под ВІДХИЛЬНОЮ ПОВЕДЕНИЕМ понимают и многочисленные разновидности правонарушений, и неэтичные поступки, и любые другие виды неправильной, с точки зрения социума, поведения, противоправных или аморальных поступков.

Особенности личности с девиантным поведением.

Своеобразным «кристалізаційним центром» всей проблемы отклоненной поведения является личность. Именно через личность осуществляется сложное взаимодействие «причины-среда» и «ситуации-лица-деяния-мероприятия» (схему предложил В. М. Кудрявцев).

Личность - это понятие для обозначения общей меры социального в человеке. Однако общественный характер личности, значение исторических условий для ее изменения имеют коренные противоречия в понимании содержания и динамики поведения человека как личности, путей и возможностей влияния на нее общества.

Парадокс в том, что фундаментальные открытия генетики обусловили оживление біологізаторських концепций личностного развития. их сторонники полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека и определяют ее жизненную судьбу (Е. Торндайк и др.).

Человек не рождается эгоистичной или альтруистичной, дисциплинированной или хулиганом. Все психические свойства личности формируются и проявляются в процессе деятельности, посредством которой индивид не только на собственном опыте познает окружающий мир, но и присваивает опыт предыдущих поколений, их достижения.

Структура личности с отклоняющимся поведением, как и личности «в норме», обусловлена влиянием жизни, особенностями отношений. Нет какого-то одного свойства личности, которая бы предопределяла отклоненное поведение и отличало бы лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Хотя, безусловно, есть категория людей (например, преступники рецидивисты), которые наделены определенным комплексом черт личности, характерных для разных типов нарушителей социальной нормы. Однако это связано не с генетической заранее определенностью, а с их образом жизни и биографией. Этот комплекс содержит: негативное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; специфические (негативные) черты личного опыта; повышенную агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении т.д. Когда такие комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они способствуют выбору противоправного пути достижения цели.

Анализ психологических особенностей личности с отклоняющимся поведением позволяет выделить некоторые ее характеристики.

Во-первых, стремление к приспособлению. Приспособления здесь состоит в том (не путать с адаптацией), болезненное тщеславие, желание любой ценой удовлетворить свои потребности, получить личную выгоду или сохранить в тайне негативную направленность интересов люди с отклоняющимся поведением тщательно маскируют. При этом приспособление предстает и как черта личности и как характеристика группы с отрицательной направленностью.

Во-вторых, мода. Гипертрофированная мода на определенные прически и различные подвески, шейные кресты и т.п., то есть приверженность к разным знакам, которые заметно отличаются от повседневных.

В-третьих, расхождение знание норм и ценностей и реальных поступков.

В-четвертых, раздвоение убеждений.

В настоящее время существует ряд классификаций личностей с отклоняющимся поведением. Криминологи, например, разделяют личности правонарушителей на четыре основные категории, беря за основу взаимодействие личностного и случайного в мотивах их противоправных поступков.

• Первая категория - это люди, которые сделали правонарушениях случайно, вопреки общей направленности личности.

• Вторая категория объединяет тех, для кого совершение правонарушения стало реально возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности.

• К третьей категории относятся люди, правонарушения которых случайные с точки зрения повода и ситуации, но вытекают из общей направленности личности.

• К четвертой категории отнесены тех, чье правонарушения соответствует преступной установке личности и является результатом активного поиска для создания повода и соответствующей ситуации (Г. Г. Міньковський).

Этот подход дает возможность различать среди лиц с отклоняющимся поведением правонарушителей и людей, которые пришли к отклоненной поведения случайно, тех, кто создает вокруг себя психологический климат антиобщественных установок и кто стал жертвой своей неопытности и стечения обстоятельств.

Психологи на основе раскрытия направленности личности и особенностей ее поведения приводят другую типологию. Например, условно выделяют четыре группы лиц с отклоняющимся поведением.

Для первой группы характерен устойчивый комплекс аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих людей. Они эгоистичные, циничные, озлобленные, грубые, вспыльчивые, дерзкие.

Вторую группу составляют лица с деформированными потребами. им присуще более-менее широкий круг интересов, а вместе с тем - обостренный индивидуализм, желание занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Для них характерна импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У этих людей искажены представления о мужестве, товариство. им приятно от чужой боли.

Для третьей группы лиц с отклоняющимся поведением характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, поглядами. им присущи односторонность интересов, приспособления, лживость. Эти люди не стремятся достичь успехов, они апатичны.

К четвертой группе относят людей, у которых слабо деформированные потребности, а в то же время нет определенных интересов и весьма ограниченный круг общения. Они беспорядочные, недоверчивые, подмазываются перед более сильными. Для них типичное трусость и мстительность.

Эта типология четко показывает наличие в личности с примитивным отклоняющимся поведением низких потребностей, недостаточно развитой волевой регуляции, узости интересов, подмены позитивных интересов квазіінтересами, эгоизма, цинизма, утверждения своего «Я» за счет унижения достоинства других людей, жестокости, равнодушия, враждебности к нормальной среды.

В то же время для некоторых лиц с отклоняющимся поведением характерны пограничные состояния, неврозы, патологические отклонения в характере, которые не являются болезнью. Психопатологических черт личности основном приобретает не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.