История
Учебники по истории
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Второй период (конец XVIII-XIX вв.)

Российская империя во второй половине XIX ст.

 

Кризис феодально-крепостнической системы проявлялась в упадке помещичьих хозяйств, несостоятельности помещиков в дальнейшем эффективно решать свои социально-экономические проблемы за счет крепостничества, значительный рост крестьянского движения - вот главные причины реформ 60 - 70-х годов. К ним подтолкнула поражение в Крымской войне. Основные принципы крестьянской реформы были изложены в царском манифесте от 19 февраля 1861 г. и «Общем положении о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости». Эти документы решали основные вопросы, связанные с отменой крепостного права: ликвидацию личной зависимости крестьян от помещиков; наделение крестьян землей и определение за нее повинностей; выкуп крестьянских наделов.

Крепостные крестьяне переставали быть собственностью помещика. На них распространялись экономические права, которые признавались ранее за свободными лицами: покупать и продавать имущество, открывать различные предприятия.

Земельное вопрос решался в интересах помещиков. Они оставались собственниками земли, которая им принадлежала. Однако за выполнение крестьянами повинностей (работой или деньгами) помещики должны были предоставить им усадьбу и полевой надел. Крестьяне имели право выкупить усадьбу, а полевой надел - только с согласия помещика.

В интересах помещиков проводилась также выкупная операция. В основу определения выкупа была положена не рыночная стоимость земли и доходы с хозяйства, а денежный оброк крестьян. Его определяли таким образом, чтобы помещик мог получить капитал, который давал бы ему прибыль в процентах, равнялся бы сумме оброка крестьянина. Реформа проводилась в интересах помещиков, но способствовала развитию капиталистических отношений.

Впоследствии были проведены реформы в политической сфере. В 1862 г. реализуется полицейская реформа. Целью этой реформы было улучшение работы общей полиции, сужение ее компетенции, освобождение от второстепенных функций повышения профессионализма. Полиция должна была надзирать за исполнением законов, охранять общественный покой и порядок, полиция оставила за собой контроль за хозяйственной деятельностью не только общественных органов, но и частных лиц.

В в 1864 г. правительство провел земскую реформу. Создавались земские учреждения (губернские, уездные) - собрания и управы. Сборы состояли из гласных, избиравшихся на три годы от землевладельцев, городских и сельских общин. Земства опекали школы, больницы, тюрьмы, пути.

В 1870 г. началось проведение городской реформы. В городах сроком на четыре года выбирали городские думы. Избирательная система обеспечивала преимущества богатой верхушке городов. К компетенции городских дум входили те же вопросы, что и к компетенции земств.

1864 г. была проведена судебная реформа - наиболее прогрессивная из всех реформ 60-70-х лет. Вместо сословного вводили безстатусное суд, вместо закрытого - «гласный», с соревнованием сторон - защитника и прокурора. Суд был отделен от администрации и провозглашался независимым.

В 1862-1874 гг. была проведена военная реформа. Страна была разделена на 15 военных округов, осуществлено перевооружение армии, реформувалась система военных учебных заведений. Започатковувались военные гимназии, юнкерские училища, увеличивалось количество мест в военных академиях. Вместо рекрутских наборов с 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность для всех мужчин, достигших 21 года (от нее освобождались лица с высшим образованием, духовенство, некоторые нерусские народы).

С в 1862 г. началась финансовая реформа. Все управление денежным хозяйством сосредоточено в министерстве финансов, большие полномочия предоставлялись основанном Госбанка.

Потребности экономики вызвали необходимость реформы образования. Увеличивалось количество школ разного уровня, разрешалось открывать частные. Обучение делилось на классическое (гимназии, которые готовили к поступлению в университеты) и реальное (училища, которые готовили в технические институты). Предоставлялась автономия университетам, которые могли самостоятельно решать свои административные (выборы ректоров, деканов), научные, финансовые, учебные вопросы.

В 1865 г. была проведена реформа в области цензуры, которая тоже была нацелена на поддержание существующего государственного строя. Чтобы воспрепятствовать проникновению передовых, в том числе и революционных идей в народные массы через печатное слово, царский правительство установило особенно строгий надзор за органами печати и с этой целью реорганизовал цензурные учреждения.

В целом реформы имели большое значение, произошла определенная либерализация общества.