НОВАЯ ИСТОРИЯ
Второй период
(конец XVIII-XIX вв.)
Культура стран Европы и Америки в XVIII-XIX вв.
Развитие
науки и техники в этот период достиг значительных высот. В 1774 г. англичанином Д. Уаттом
была изобретена паровая машина. В 1814 г. англичанин Дж. Стефенсон построил первый
паровоз, а в 1829 г. была построена первая железная дорога Манчестер-Ливерпуль
длиной 50 км. Первый колесный пароход построил в 1807 г. американец Р.
Фултон. Между Великобританией и Северной Америкой установили постоянное
пароходное сообщение, которое сначала длилось 27 суток. В 70-х годах XIX ст. - уже 7-8
суток. Для развития мировой торговли большое значение имело строительство Суэцкого
канала (1869 p.), который позволил сократить путь из Англии в Индию на 13 тыс.
км. В 1783 г. братья Монгольфье изобрели аэростат (воздушный шар), который стал в
XIX в. основным видом летательных средств.
В
50-60-х годах XIX в. англичанином Бесемером и французом Мартеном было изобретено
новые способы выплавки стали. В 30-е годы XIX в. было изобретено фотографию
(Дагер). Впоследствии электромагнитный телеграф (1832 p., С.
Морзе). В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил промышленное производство
нитроглицерина, а впоследствии - динамита.
Знаменитый
английский ученый Исаак Ньютон открыл три классические законы механики, вместе с
Вильгельмом Лейбницем заложил дифференциальное и интегральное исчисления (основы
высшей математики). М. И. Лобачевский обосновал в 1826 г. систему
неевклидовой геометрии. Г. Майер сформулировал закон сохранения и превращения
энергии, М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы вещества при химических
реакциях. В 1869 г. Д. И. Менделеев открыл периодическую систему химических
элементов. Немецкий биолог Т. Шванн сформулировал учение о клеточном строении
животных и растительных организмов. Выдающимся открытием стала эволюционная теория
Дарвина о происхождении видов животных путем их постепенного развития в течение
миллионов лет, о происхождении человека от мавпоподібного предка.
Характерным
для культуры XVIII в. было такое явление, как Просвещение. Это означало не только
просвещение широких масс населения, но и идейное движение с преодолением отсталых форм
политической, экономической, культурной жизни и утверждению новых, прогрессивных.
Самыми яркими представителями этого движения были Же.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Воль-
тер - во Франции, Д. Дефо, Д. Свифт - в Англии, И. Гете, Ф. Шиллер - в
Германии. В XVIII в. были созданы романы Д. Дефо «Робинзон Крузо», Д. Свифта
«Путешествия Гулливера». Ведущими направлениями в литературе XVIII-XIX вв.
были классицизм, романтизм и реализм. Представители классицизма обращались к
античной культуры как идеального образца для подражания. Романтизм
противопоставлял действительности мечты и идеалы. Чрезвычайный герой в чрезвычайных
обстоятельствах - вот квинтэссенция этого направления. Представители реализма ставили
цель объективно, правдиво отражать мир. Выдающимися представителями
классицизма были французские драматурги XVII в. Пьер Корнель и Жан Расин. К выдающихся
романтиков принадлежат Шиллер, Байрон, Валь - тер Скотт. Творчество Стендаля
открывает период классического реализма («Красное и черное»). Виктор Гюго, Оноре
де Бальзак создали непере - вершени произведения («Собор Парижской Богоматери» и
«Человеческая комедия»). В России достоянием мировой литературы стало творчество Ф.
Достоевского и Л. Толстого.
Европейская
философия этого периода развивалась в двух направлениях - материалистическом и
идеалистическом. Материализм исходит из того, что материя (объективная реальность)
является первичной, а сознание - вторичным. Идеализм считает идею, сознание
первичной, а окружающий мир - его отражением. В это время расцветает немецкая
классическая философия, выдающимися представителями которой были И. Кант, Г. Гегель
в сфере идеалистической философии и Л. Фейербах - в сфере материалистической. К.
Маркс соединил диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, создав диалектический
материализм.
В
сфере музыкального искусства в это время творили такие гении, как И. Бах, В. Моцарт,
Л. Бетховен, Д. Верди, Г. Вагнер, Ф. Шопен.
В
живописи происходит настоящая художественная революция. Появляются новые, отличные
от других направлениях. Это - импрессионизм (от слова импрессия - впечатление).
«Художник должен писать то, что он видит, и так, как он видит» - вот их
лозунг. Представителями этого течения были К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писарро.
На
начале XIX в. происходят важные изменения в образовательной отрасли. Речь идет о
реформу высшего университетского образования, введенное сначала в Германии В.
Гумбольтом и быстро распространенную в большинстве стран Европы. Отныне университеты
должны были олицетворять все лучшее не только в образовательной, но и научной сфере. Активно
создаются университетские научные школы.