История
Учебники по истории
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Второй период (конец XVIII-XIX вв.)

Культура стран Европы и Америки в XVIII-XIX вв.

 

Развитие науки и техники в этот период достиг значительных высот. В 1774 г. англичанином Д. Уаттом была изобретена паровая машина. В 1814 г. англичанин Дж. Стефенсон построил первый паровоз, а в 1829 г. была построена первая железная дорога Манчестер-Ливерпуль длиной 50 км. Первый колесный пароход построил в 1807 г. американец Р. Фултон. Между Великобританией и Северной Америкой установили постоянное пароходное сообщение, которое сначала длилось 27 суток. В 70-х годах XIX ст. - уже 7-8 суток. Для развития мировой торговли большое значение имело строительство Суэцкого канала (1869 p.), который позволил сократить путь из Англии в Индию на 13 тыс. км. В 1783 г. братья Монгольфье изобрели аэростат (воздушный шар), который стал в XIX в. основным видом летательных средств.

В 50-60-х годах XIX в. англичанином Бесемером и французом Мартеном было изобретено новые способы выплавки стали. В 30-е годы XIX в. было изобретено фотографию (Дагер). Впоследствии электромагнитный телеграф (1832 p., С. Морзе). В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил промышленное производство нитроглицерина, а впоследствии - динамита.

Знаменитый английский ученый Исаак Ньютон открыл три классические законы механики, вместе с Вильгельмом Лейбницем заложил дифференциальное и интегральное исчисления (основы высшей математики). М. И. Лобачевский обосновал в 1826 г. систему неевклидовой геометрии. Г. Майер сформулировал закон сохранения и превращения энергии, М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы вещества при химических реакциях. В 1869 г. Д. И. Менделеев открыл периодическую систему химических элементов. Немецкий биолог Т. Шванн сформулировал учение о клеточном строении животных и растительных организмов. Выдающимся открытием стала эволюционная теория Дарвина о происхождении видов животных путем их постепенного развития в течение миллионов лет, о происхождении человека от мавпоподібного предка.

Характерным для культуры XVIII в. было такое явление, как Просвещение. Это означало не только просвещение широких масс населения, но и идейное движение с преодолением отсталых форм политической, экономической, культурной жизни и утверждению новых, прогрессивных. Самыми яркими представителями этого движения были Же.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Воль- тер - во Франции, Д. Дефо, Д. Свифт - в Англии, И. Гете, Ф. Шиллер - в Германии. В XVIII в. были созданы романы Д. Дефо «Робинзон Крузо», Д. Свифта «Путешествия Гулливера». Ведущими направлениями в литературе XVIII-XIX вв. были классицизм, романтизм и реализм. Представители классицизма обращались к античной культуры как идеального образца для подражания. Романтизм противопоставлял действительности мечты и идеалы. Чрезвычайный герой в чрезвычайных обстоятельствах - вот квинтэссенция этого направления. Представители реализма ставили цель объективно, правдиво отражать мир. Выдающимися представителями классицизма были французские драматурги XVII в. Пьер Корнель и Жан Расин. К выдающихся романтиков принадлежат Шиллер, Байрон, Валь - тер Скотт. Творчество Стендаля открывает период классического реализма («Красное и черное»). Виктор Гюго, Оноре де Бальзак создали непере - вершени произведения («Собор Парижской Богоматери» и «Человеческая комедия»). В России достоянием мировой литературы стало творчество Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Европейская философия этого периода развивалась в двух направлениях - материалистическом и идеалистическом. Материализм исходит из того, что материя (объективная реальность) является первичной, а сознание - вторичным. Идеализм считает идею, сознание первичной, а окружающий мир - его отражением. В это время расцветает немецкая классическая философия, выдающимися представителями которой были И. Кант, Г. Гегель в сфере идеалистической философии и Л. Фейербах - в сфере материалистической. К. Маркс соединил диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, создав диалектический материализм.

В сфере музыкального искусства в это время творили такие гении, как И. Бах, В. Моцарт, Л. Бетховен, Д. Верди, Г. Вагнер, Ф. Шопен.

В живописи происходит настоящая художественная революция. Появляются новые, отличные от других направлениях. Это - импрессионизм (от слова импрессия - впечатление). «Художник должен писать то, что он видит, и так, как он видит» - вот их лозунг. Представителями этого течения были К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писарро.

На начале XIX в. происходят важные изменения в образовательной отрасли. Речь идет о реформу высшего университетского образования, введенное сначала в Германии В. Гумбольтом и быстро распространенную в большинстве стран Европы. Отныне университеты должны были олицетворять все лучшее не только в образовательной, но и научной сфере. Активно создаются университетские научные школы.