НОВАЯ ИСТОРИЯ
Второй период
(конец XVIII-XIX вв.)
Общая характеристика развития мира на рубеже ХІХ-ХХ вв.
По
степенью политического и экономического развития страны мира в начале XX в.
можно условно разделить на три группы: 1) ведущие страны с высоким уровнем
развития (США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Россия). При этом следует
отметить, что Российская империя на тот период значительно отставала от
вышеназванных стран, однако, учитывая ее геополитическое положение, значительный объем
промышленного производства (5 место в мире), политическое влияние, ее можно
отнести, хоть и с некоторыми оговорками, до ведущих стран мира; 2) страны с
средним уровнем развития экономики, которые в политическом отношении не играли
ведущей роли и нередко были прямыми сателлитами крупных государств (например,
Румыния, Болгария, большинство стран Латинской Америки и другие); 3) страны с
низким уровнем развития, политически полностью зависимы (колонии).
Площадь
колониальных владений Великобритании составила 33.5 млн км, их население -
393,5 млн человек, соответственно Франции - 10.6 млн км и 55,5 млн чел., Германии -
2,9 млн км и 12,3 млн человек.
Ведущее
место в структуре населения занимали пролетариат и промышленно-финансовая
буржуазия.
Основными
идейно-политическими течениями на это время были: либерализм, консерватизм и
социал-демократия.
Общий
объем промышленной продукции за 1890-1913 гг. вырос в 2,3 раза. Вырос удельный
вес тяжелой промышленности, выплавка стали также увеличилась. Мощно шел
процесс концентрации и централизации производства и капитала (прежде всего
банков). Возникает промышленно - финансовая олигархия, то есть финансово-экономическая
власть сосредотачивается в руках немногих богатых капиталистов, которые получают
возможность контролировать и политическую власть.
Новая
стадия развития характеризовалась заменой вывоза товаров вывозом капитала. С
1896 г. начался перелом в мировой торговле. Цены систематически росли
вследствие монополизации производства и разработки золотых приисков на Аляске, в
Канаде и Южной Африке. Развитие мировой торговли вновь ускорился
по сравнению с промышленностью. Уменьшился удельный вес Европы в мировой торговле,
одновременно усилилось значение американских и азиатских стран.
Характерной
признаком внешнеэкономических отношений был импорт сырья из колониальных стран,
поскольку развитые промышленные страны, за исключением США, были минимально
обеспечены сырьем.
ЗАПОМНИ
На
начало XX в. раздел мира между ведущими державами был завершен и
началась борьба за его передел. Все население планеты в 1900 г. составляло
около 1 млрд 600 млн человек, в том числе в Европе проживало 300 млн человек.
Завершение раздела мира привело к тому, что небольшой группе ведущих стран
принадлежало 55% всей площади земли, где проживало 35% населения.
ЗАПОМНИ
Формирование
системы мирового хозяйства привело к разделению сфер влияния между крупнейшими
монополиями, которые становятся транснациональными, распространяя свою деятельность на другие
страны и континенты. Экономический раздел мира не совпадал с политическим и происходил
в условиях острой борьбы.
ЗАПОМНИ
Характерной
особенностью экономики Германии был высокий уровень ее милитаризации.
В
1913 г. во всем импорте Франции доля сырья достигала 59%, Германии - 56 %.
Рядом
с общими тенденциями развития мира в начале XX в. существовали и определенные
весьма существенные особенности развития отдельных ведущих стран. Эти особенности
обусловлены различиями в историческом развитии, национальными традициями,
геополитическим фактором, географическими условиями. Все это в совокупности приводило
к неравномерности в развитии этих стран, обострение противоречий между ними,
борьбы за «место под солнцем». Ведущие страны мира отличались и по своему
политическим строем.
Германия
По
Конституцией 1871 г. в состав Германии входили 22 монархии (Пруссия, Бавария,
Вюртемберг и другие) и несколько вольных городов (например, Гамбург), но на самом деле
это был формальный союз, который прикрывал ее имперскую сущность. Во главе империи стоял
кайзер (король) Пруссии, который назначал канцлера, всех имперских чиновников,
был главнокомандующим вооруженных сил. Зависим от императора и независимый от
обеих палат парламента рейхсканцлер был одновременно главой имперского правительства, председателем
бундесрата и министром-президентом Пруссии. Немецкий парламент состоял из
двух палат - Союзного совета (бундесрата) и рейхстага.
По
уровнем промышленного производства Германия вышла на первое место в Европе.
Промышленный переворот здесь начался позже, чем в Великобритании и Франции,
поэтому товары были конкурентоспособными. После франко-прусской войны
1870-1871 гг. Германия получила от Франции две провинции - Эльзас и
Лотарингию с запасами железной руды и 5 млрд франков контрибуции золотом.
Объединение Германии способствовало консолидации внутреннего рынка, ликвидации
внутренних таможенных границ, созданию государственной системы финансов и денежного
обращения.
По
канцлерства Бисмарка был принят ряд мер, которые способствовали быстрому развитию
капитализма и укреплению империи в целом: введен единую денежную систему;
Прусский банк был преобразован в Общеимперский Рейхсбанк; установлена единая
систему судопроизводства. В результате произошло образование единого внутреннего
рынке Германии, завершился промышленный переворот, шло быстрое роста
промышленности и торговли. Особое внимание уделялось армии. За 5 лет, с 1909
по 1914 гг., военные расходы Германии увеличились почти на 33 % и
достигли 2 млрд марок - половину всего государственного бюджета страны.
В
70-е годы в Германии растет влияние социал-демократии, которой удалось на выборах
1877 г. получить около полумиллиона голосов и 12 депутатских мест.
Пытаясь ограничить их роль Бисмарка в 1878 г. провел в парламенте «исключительный
закон» против социал-демократов, который фактически запретил их деятельность.
В
1888 г. императором Германии стал Вильгельм II (1888-1918 гг.), Германия
упорно стремилась к мировому господству.
Великобритания
Большая
Великобритания не имеет конституции в общепринятом понимании этого слова.
Политическая система страны опирается на две разные по форме основы - писаную и
неписаное конституцию. Писаную часть конституции составляет ряд законов парламента,
к которой прежде всего относится Великая хартия вольностей 1215 p., Habeas corpus act - Закон
о неприкосновенности личности 1679 p., Билль о правах 1689 p., Закон
о парламенте 1911 г. и некоторые другие документы. Неписаное часть конституции
составляют обычные или так называемые конституционные соглашения, которые сложились в политической
практике и к которым относятся: процедура формирования правительства лидером политической
партии, которая победила на выборах, парламентская ответственность министров,
работа парламентских комитетов и другие. В принципе законодательная власть страны
состоит из трех элементов: монарх, Палата лордов и Палата общин.
С
формальной точки зрения, главой государства и главой исполнительной власти является монарх, при
котором действует Тайный совет, в составе которой около 300 человек. В ее состав входят все
члены Кабинета Министров во главе с Премьер - министром, а также бывшие члены
Кабинета Министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации
Премьер-министра. Практически этот совет выполняет лишь церемониальные задачи, а все
решение принимает сам Кабинет Министров. Все акты, исходящие от монарха,
нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство. С
1783 г. не было случая, чтобы монарх отстранил Премьер-министра.
Монарх
открывает парламентские сессии, произносит тронный речь. Но он ничего не может
изменить в ее содержании. Эта речь - программа работы Кабинета. Она готовится
аппаратом Премьер-министра.
Формально
монарху в сфере внутренней и внешней политики принадлежат широкие полномочия.
Он назначает Премьер-министра, министров, распускает Палату общин, накладывает
вето на законопроекты, принятые парламентом, имеет право объявлять в стране
чрезвычайное положение, назначает высших военных и гражданских должностных лиц.
Монарх «озвучивает» внешнюю политику: объявляет войну и заключает мир, заключает и
ратифицирует международные договоры, представляет страну во внешних сношениях.
Существует
редкая возможность принятия монархом собственного политического решения. Это может
произойти в том случае, когда ни одна из основных политических партий не наберет на
выборах явного большинства. После обязательной консультации с действующим
Премьер-министром монарх назначает нового Премьер-министра.
Основную
роль в парламенте играет Палата общин. Это формально нижняя, но реально
главная палата парламента, состав которой по итогам всеобщих выборов регулярно
обновляется. Ее доминирующее влияние на британское политическое жизни объясняется уже
тем, что здесь утверждаются в конечном итоге все законы. Термин «правительство»
охватывает всех министров, хотя различают несколько категорий министров: государственные
секретари, министры и младшие министры. Существуют также министерские должности, которые
называются иначе (например, канцлер казначейства - министр финансов).
Разница между государственными секретарями и министрами незначительна и заключается в том,
что первые возглавляют престижные ведомства. Особое место в структуре исполнительной
власти принадлежит Премьер-министру. Своеобразие этой должности передает латинская
формула primus
inter pares (первый
среди равных). В Великобритании нет единой судебной системы. Это очень сложная
система, в основе которой лежат два принципа: административно-территориальный
разделение; разделение судов в зависимости от ценности иска. Судьи всех судов назначаются
монархом, кроме военных судей, которые назначаются военным командованием с
числа офицеров.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В
Великобритании еще с XVIII в. сложилась двухпартийная система, когда основную
борьбу за власть вели две партии, сменявшие друг друга в Кабинете Министров:
консерваторы (тори) и либералы (виги). Так было до 1906 p., когда
появилась еще одна партия - лейбористы (рабочая партия). Она постепенно начала
вытеснять с политической арены либералов. Основные партии Великобритании никогда
не находятся в оппозиции к существующему государственному строю. Они выступают лишь
против политики определенного правительства.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Будучи
аграрно-индустриальной страной, Франция отставала от США и Германии за
темпами развития (2,6% годовых) и структурной перестройкой промышленности.
Ослаблял экономику Франции и экспорт капиталов, равнялся 30% мировых
инвестиций. Характерной особенностью экономики Франции было то, что она была мировым
кредитором. Французские капиталисты видели большую выгоду для себя в том, чтобы вкладывать
деньги не в экономику собственной страны, а в иностранные займы. Второй характерной
признаком экономики Франции была ведущая роль банков. 5 банков удерживали 73%
общей суммы вкладов.
В
1911 г. Палата общин приняла билль о реформе парламента. Были ограничены
прерогативы Палаты лордов (теперь она имела только право «задерживающего вето») и
отстранялась от решения финансовых вопросов.
Предвоенная
Англия стала ареной очень активного движения женщин за предоставление им избирательных прав
(суфражисток - от англ. избирательные права). Сначала действовали суфражистки легальными
путями - созывали митинги, составляли петиции, однако затем начали действовать
агрессивнее - бить стекла в окнах домов своих оппонентов, отправлять им
посылки с пластиковыми бомбами, прибегать к избиений. Лишь в 1918 г. женщины
получили равные с мужчинами избирательные права.
В течение
многих десятилетий Великая Британия была «мастерской мира» и занимала первое
место в мире по развитию экономики. Но в начале XX в. ее вытеснили США и
Германия. Доля Великобритании в мировом промышленном производстве
уменьшилась в период 1870 - 1913
гг. с 32 до 14 % .
Франция
В
1875 г. Франция приняла новую Конституцию, и это ознаменовало начало III
Республики (1875-1940 гг.). Французский парламент состоял из двух палат: высшей (сенат)
и низшей (палата депутатов). Палата депутатов избиралась на основе всеобщего
избирательного права, но только мужчинами, которые достигли 21 года. Женщины, военные и
жители колоний были лишены избирательных прав. Таким образом, с 40 млн населения
лишь 12 млн были избирателями. Совет Министров назначалась президентом, но была
подотчетным парламенту. Характерной чертой политической жизни Франции была
многопартийность. К влиятельных партий принадлежали умеренные республиканцы
и радикалы.
Для
экспорта товаров и капитала Франция использовала свою колониальную империю,
территория которой в 21 раз превосходящую собственную. Специфической чертой французского
ростовщического империализма был высокий уровень концентрации банковского капитала
при относительно низком уровне концентрации производства.
США
В
США действовала двухпартийная система: борьбу за власть с переменным успехом вели
республиканцы и демократы. Республиканцы считают себя консервативной партией.
Ее политическая ориентация направлена правее от центра. В конце XIX - начале
XX в. свободно-предпринимательский капитализм, основанный на принципах неограниченной
свободной конкуренции, свободного рынка и ограничения роли государства, вступил в стадию
глубокого системного кризиса. На смену ему пришел либеральный реформизм, который
предусматривал создание корпоративного капитализма, базирующаяся на принципах
государственного регулирования экономики и социальной сферы. В США этот курс получил
название прогрессизма. Виднейшими его представителями в начале века были
Т. Рузвельт и В. Вильсон. При президентстве Т. Рузвельта (1901-1908 г.) были
сделаны первые шаги в направлении государственного регулирования экономики, в частности
приняты антитрестовские законы, призванные поставить деятельность значительных трестов
и корпораций под контроль государства. Среди них следует отметить закон о
установление государственного контроля над производством и продажей продовольственных
товаров.
На
начале XX века США занимали первое место по уровню промышленного
производства. За 1870-1913 гг. в Великобритании промышленное производство выросло
в 1,75 раза, во Франции - в 3, в Германии - в 4, в США - в 6 раз.
Изменилась
доля стран в мировом промышленном производстве. Закончился период
евроцентризма. Так, если в 1860 г. доля Европы в производстве мирового
продукции составляла 75%, а США - 23%, то в 1913 г. - соответственно 53 и 42. Это
было достигнуто за счет наличия больших природных богатств, массовой
эмиграции рабочих из Европы, предприимчивости американского народа, привлечения
экономических ресурсов других стран, широкого и быстрого внедрения достижений
науки и техники. Так, иностранные капиталовложения в экономику США в начале XX
в. достигли 3,4 млрд долл., тогда как американские капиталовложения составили 685
млн. США развивали свою экономику, используя человеческие ресурсы всего мира.
В период с 1890 по 1910 г. в США прибыло почти 18 млн человек. Ими были
преимущественно выходцы из Италии, России, Польши, Греции и Балканских стран.
Приезжали также неевропейцы, в частности, на Запад - из Японии, на Север - с
Канады, на Юг - из Мексики. В 1860-1900 гг. население США выросло с 31 до
92 млн чел.
В
своей внешней политике США продолжали опираться на «доктрину Монро», по
которой Америка должна принадлежать американцам. В 1898 г. США развязали войну с
Испанией. По соглашению, 10 декабря 1898 p., США взяли под контроль Кубу, Гавайские
острова, Пуэрто-Рико, Гуам (вместо военной контрибуции), купили Филиппины (по
20 млн долл.). В 1903 p., когда Колумбия отказалась ратифицировать проект соглашения, которое
предоставляла США право построить канал через Панамский перешеек, Соединенные Штаты
«организовали» на этой территории восстания и поддержали его своей морской
пехотой. В результате была провозглашена независимость Панамы от Колумбии. Эта
страна немедленно была признана США. По условиям соглашения, подписанного в ноябре того
же года, Панама отдавала США в вечную аренду полоску земли 16 км в ширину от
Атлантического до Тихого океана за 10 млн долл. и ежегодный взнос в 250 тыс. долл.
США постоянно вмешивались и в дела других государств Латинской Америки. Влияние США
на политику и экономику мира в начале XX в. становился доминирующим.