СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 69
АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПОВТОРЕНИЕ
Цель: проанализировать знания, умения и навыки десятиклассников на конец года; внести коррективы; направить учащихся на дальнейшее самостоятельное совершенствование навыков познавательной деятельности; развивать навыки самоанализа, критического мышления, самооценки своей учебной деятельности; воспитывать готовность непрерывно работать над собой.
Внутрішньопредметні связи: фонетика, лексика, словообразование, стилистика; орфография; синтаксис и развитие речи.
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
III. Мотивация познавательной деятельности десятиклассников и актуализация опорных знаний, умений и навыков
Анализ контрольной работы
Материал для учителя. Учитель дает общую характеристику результатов контрольной работы, подчеркивая положительные сдвиги в обучении десятиклассников. Анализирует типичные недостатки, сообщает количественные показатели, отвечает на вопросы учащихся.
Организует коллективную работу над типичными ошибками. Определяет время на осознание индивидуальных ошибок учащихся на самостоятельную работу с ними.
IV. Повторения. Систематизация и обобщение усвоенного материала за год
Вопросы и задания
1. Что вы можете сказать о речи как предмет стилистики и культуры речи?
2. Назовите виды речевой деятельности и их разновидности.
3. Назовите функциональные стили украинского языка.
4. Какие стилистические средства фонетики, лексики, фразеологии и словообразования вы знаете? Приведите примеры.
Стилистический практикум
► Спишите предложения. Раскрывая скобки, выбрав один из вариантов; устно обоснуйте целесообразность отбора. Какой фонетической особенностью такой выбор мотивирован? Выразительно прочитайте.
1. А (под, подо) мной земля такая свежая, такая мягкая, словно колыбель, а (над, надо) мной небо такое синее, такое ласковое... (М. Стельмах). 2. Эти деревья густым поясом защищать наш сад (от, ед) ветров (А. Донченко). 3. Ветви сосен, мохнатые (и, и) наїжачені, набухли от дождевых капель, склонили(сь, ся) (в, в)низ, скупо роняя каплю за каплей (Ю. Збанацкий). 4. Побризкані росой, травы стояли тихие, приниклі, ибо утро был тоже тихий (и, и, и) безветренный (и, и, и) обещал солнечный, жаркий день (Г. Тютюнник). 5. Раде (бы, б) дети вишню съесть, и высоко лезть (Леся Украинка).
► Перепишите предложения. Выделите метафоры. Какие лексические возможности лежат в их основе? Влияет ли это на стилистическую окраску?
1. Ясное солнышко улыбается, рожь силенок набирается (Народное творчество). 2. В воскресенье утром солнце вмилося где-то за горизонтом росами. Туманами втерлося, как полотенцем. А тогда радостно смехом-лучами сипнуло на зеленые поля, на луга (А. Головко). 3. Люблю весну, когда плюскочуть реки, когда рида от счастья соловей и заглядывает солнце во веки в тишине задуманных аллей (Б. Сосюра).
► Прочитайте заимствованные из других языков фразеологизмы. Найдите их объяснение во второй части. Составьте с ними 2-3 предложения.
1. Платить такой же монетой (английский), золотить пилюлю (французский), разбить на голову (немецкий), рыльце в пушку (русский).
2. Смягчать причиненный неприятность, разбить вдребезги, отвечать таким же поступком, причастен к чему-то предосудительного.
► Выразительно прочитайте предложения. Какой стиль они характеризуют? Какие стилистические средства этому способствуют? Выделите их, записав предложения.
1. Зазиміло, застужило в поле Свищет ветер, пути замело. Черный ворон взлетает медленно, еле-Еле поднимает крыло (М. Братан). 2. Так себе хорошенько сам посижу, С молодым дубком погомоню, Одолжу у облаков вечернего огня и поздравлю прохладу свіясу (А. Малышко).
Коллективная работа с текстом
► Прочитайте текст. Задайте вопрос по тексту товарищу по парте. Послушайте его ответ. Мысли текста, что понравились вам, запишите. Какие виды речевой деятельности вы использовали, работая над текстом?
ТИТАН УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ
Выдающийся украинский композитор, этнограф, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель Николай Витальевич Лысенко происходит с казацко-помещичьей украинской семьи. Родился будущий композитор на Полтавщине. Играть на фортепиано учился у матери. Получил образование в Харьковском, а затем в Киевском университетах.
Решающее влияние на мировоззрение композитора имело его участие в работе Киевской общины и дружба с писателем Михаилом Старицким, историком Владимиром Антоновичем, фольклористом и этнографом Тадеем Рыльским.
Для завершения музыкального образования Николай Лысенко на некоторое время. уехал с Украины (был в Лейпциге и Петербурге), после возвращения композитор жил в Киеве.
Вокруг Николая Лысенко концентрировалось тогдашнее украинское музыкальное и культурной жизни Киева. Проводил концерты как пианист, выступал с организованными им хорами в Киеве, гастролировал по всей Украине, Через активное участие в общественной жизни Лысенко находился под надзором полиции, его даже арестовывали.
В течение всей жизни Николай Лысенко записывал и изучал народные произведения. Этнографическое наследие композитора записи свадебного обряда (с текстом и музыкой), а также дум и песен, которые исполнял кобзарь Остап Вересай. Перу Лысенко принадлежит несколько научных исследований.
Как композитор Николай Лысенко обработал ряд украинских народных песен, которые составили семь выпусков «Сборника украинских народных песен для голоса и фортепиано». В обработке народных песен Лысенко сосредоточивал внимание на средствах народного многоголосия (так называемые подголоски).
Особенно важное место в его композиторской труда занимают произведения на тексты Тараса Шевченко «Завещание», хорово-оркестровые кантаты («Радуйся, ниво не политая», «Бьют пороги»), хоровые сочинения («Гайдамаки», «Иван Гус») и др.
Много песен и романсов Николай Лысенко создал на слова Ивана Франко, Михаила Старицкого, Степана Руданского, Леси Украинки, Николая Вороного. Самым известным среди этих произведений есть гимн «Вечный революционер», который был откликом на события первой русской революции. Гимн на слова Франко стал народной революционной песней.
Оперная творчество Николай Лысенко чрезвычайно разнообразна. Здесь и народные співогри «Черноморце» и «Наталка Полтавка», оперетта «Энеида», оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Тарас Бульба», опера-миниатюра «Ноктюрн», а также детские оперы «Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна».
Значение творчества Николая Лысенко в истории украинской музыки исключительное. Он является основоположником национального направления украинской музыки, опирается на оригинальность и богатство народного музыкального творчества. Своими операми, вокальными и инструментальными произведениями композитор заложил основы национального музыкального искусства. Композиции Лысенко достигли высокого уровня совершенства, приближая украинскую музыкальную культуру к западноевропейской (3 календаря).
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
► Целесообразно используя стилистические средства разных уровней языка, напишите сочинение на тему «В доброй кринице тропа утоптана».