Урок № 70
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД
Цель: подвести итоги учебных достижений десятиклассников за год; развивать умение подводить итоги собственной деятельности, анализировать их, делать выводы; воспитывать активную социально продуктивную личность.
Внутрішньопредметні связи: фонетика, орфоэпия, графика, орфография; лексикология и фразеология; словообразование; синтаксис и пунктуация; стилистика; культура речи. Межпредметные связи: художественная литература, искусство.
Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных за год.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урокута мотивация учебной деятельности
III. Повторение, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков
► Перечислите стилистические средства разных уровней языка, изученных в 10 классе. Приведите примеры.
► Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Докажите. Составьте план и запишите его. Кого еще из украинских художников с мировым именем вы знаете? Устно перескажите текст по плану. Объясните правописание выделенных слов. Сделайте лингвистические разборы выделенных курсивом слов - фонетический(1), лексический(2), морфемний(3). Запишите одно из предложений, составьте его схему, объясните знаки препинания.
БОГИНЯ ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ
Итальянцы считали ее итальянкой, поляки воспринимали как свою1 национальную гордость. Судьба дала ей так много: талант, высокую музыкальность, удивительной силы сопрановыми голос, сценический темперамент и женский чар. Все партии она блестяще интерпретировал в оригинале: итальянском, польском, немецком, французском, испанском языках.
Мировая карьера украинской певицы началась с того, что ныне знаменитую оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» она спасла от окончательного провала.
Впервые оперу было поставлено3 в Милане, главную роль исполняла одна из самых известных итальянских певиц. Спектакль не просто не понравился, публика прогнала певцов со сцены свистом. Для Пуччини это было страшным ударом, тем более, что композитор нежно любил свою Баттерфляй и был уверен в победе. Несправедливость зрительного зала нанесла автору глубоких страданий.
Чтобы спасти «Мадам Баттерфляй» (а своим лучшим произведением Пуччини искренне считал эту оперу), автор обратился к Крушельницкой. Соломия превзошла саму себя. В ее исполнении образ маленькой японки выражал боль всего обиженного женщин. В мелодійному речитативі Чио-Чио-сан звучала скорбь беспомощного существа, однако чужое произвола, не уничтожив женской души, предоставило этой скорби величия и силы... Успех оперы был потрясающим.
Ровно сто раз Саломея исполнила партию Баттерфляй. Оставить эту оперу она могла со спокойной совестью: весь мир окончательно признал произведение Пуччини шедевром.
Самые авторитетные театры мира соревнуются за право принимать у себя выдающуюся певицу. Она гастролирует в Буэнос-Айресе, дебютирует в Ла-Скала, выступает в Египте, снова возвращается в Милан...
Чрезвычайно интересовался искусством Крушельницкой Николай Лысенко. Саломея же ценила Лысенко всех композиторов. Еще учась в юности в Милане, она умоляла знакомых отправлять из Украины его новые произведения, так хотелось их петь! Композитор2 и певица начали переписываться. Впоследствии Николай Витальевич часто посылал Соломии ноты... Она стала действительно непревзойденной інтерпретаторкою Лисенкових песен и романсов (Из журнала).
Работа по вариантам
Вариант 1
► Прочитайте текст, составленный учениками. Расскажите о чередование согласных.
Как выполняешь задания,
Не забудь про дежурство:
Как порог - то на пороге,
Ну, а рог - жили на углу,
Когда ухо - то в ухе,
А кожух - то в кожухе,
Как урок - то на уроке,
Глаз - порошиння в глазу.
► Вспомните скороговорку, запишите и правильно ее повторяйте.
Вариант 2
В Какой колорит создает повтор одной и той же буквы или похожей?
Щупакам вьюны говорили,
Только щуку встречали.
Щирить щука хищную пасть,
Щупакам бежать лучше.
(О. Кононенко)
► Прочитайте скороговорки, придерживаясь правильного произношения звонких и глухих согласных.
Выбежал Гришка на дорожку,
На дорожке сидит кошка.
Взял с дорожки Гришка кошку,
Пусть кошка поймает мышку.
Работа по вариантам
► Пользуясь словарем синонимов, объясните, какими оттенками отличаются друг от друга представленные синонимы. Составьте по одному предложению с одним словом каждого ряда. Запишите его. Подчеркните все члены предложения.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Вдумчивый, серьезный, сосредоточенный.
2. Добросовестный, добросовестный, старательный |
1. Сообразительный, догадливый, смышленый.
2. Добродушный, покладистый, ласковый |
Игра «Кто больше?»
► Вспомните названия художественных и публицистических произведений, кинофильмов, построенные на антонимии. Запишите их. Объясните стилистическую роль антонимов.
► Выразительно прочитайте текст. Какого оттенка придают префиксы и суффиксы и повторы слов?
Могучий дуб, древний дуб
Стоит возле оврага.
Раскинул свой листавий чуб,
лбом трогает облако
(М. Пригара)
► Вспомните крылатые выражения из произведений украинской литературы. Запишите их. Какое значение они имеют для культуры речи?
► Послушайте стихотворение О. Олеся. С какой целью поэт использует сравнение?
Есть слова, что белые-белые,
Как ландыш, цветки,
Ласковые, как улыбка утра,
Ніжносяйні, как звезды.
Орфографический конкурс
► Запишите предложение под диктовку. В выделенных словах определите орфограми и объясните их правописание.
1. Семь раз одмір, а раз одріж (Народное творчество). 2. Чем выше мы поднимались, тем меньше становилось ручьев (В. Арсеньев). 3. Соловьи тьохкали повсюду, и от их пения звенело навечерие (П. Панч). 4. Уйдет осень с обновами, более шумами кленовыми, более листьями різьбяним (Г. Рыльский). 5. Погода предполагалась штильова и понятное, режиссер не боялся отложить съемку на следующие дни. 6. Глаза их так и сияют весельем, молодым задором (А. Шиян). 7. Было воскресенье, прехороший летний день (И. Франка). 8. Пусть буревестник взлетает высоко за облака (С. Крыжановский). 9. Вдруг взгляд ее остановился на мольберте, где стоял ее эскиз (В. Енина).
V. Итог урока и работы в течение года
VI. Домашнее задание
► Порекомендовать старшеклассникам читать тексты разных стилей; работать со словарями; общаясь с журналистами, поэтами и писателями, учеными, обращать внимание на образцовое речи. Для тех, кто имеет литературные наклонности и способности, целесообразно лето использовать для уворчої работы.