|
2. Назовите числа, противоположные числам: 15; -3; -38; 0; a; c+d. 3. Найдите модули чисел: 13; -8; -615; 0; а, если а - положительное, b, если b - отрицательное. 4. Решите уравнение: |х| = 3; |t| = 0,4; |в| = 5. Поставьте вместо * знак «>» или «», чтобы запись была правильным: 35* 0,35; 35,1* 35,01;
III. Применение знаний 1. Сравнение чисел с помощью координатной прямой Задача. Отметьте на координатной прямой числа 2; 5; 7 @ Видим, что 2 слева от 5; 2 слева от 7 Пример. Сравните числа a, b, c, d, изображенные на рисунке (запишите в порядке возрастания). Решения. b c a d, поскольку слева направо числа идут именно в таком порядке. 2. Правило сравнения рациональных чисел Мы видим, что все положительные числа лежат справа от 0, а все отрицательные числа слева от 0, следовательно: 1) положительное число больше 0; отрицательное число меньше 0; 2) любое положительное число больше любого отрицательное число. Например, 3 > 0; -3 0; -3 3; 3 > -3. Если же оба числа (а и b) отрицательные (см. рис), то слева будет то число, которое далее за другое от 0, а следовательно: 3) из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше. Например, -3,7 > -7,3, поскольку|-3,7| = 3,7; 3,7 7,3, поскольку |-7,3| = 7,3. 3. Вывод. Рациональные числа можно сравнивать как с помощью координатной прямой, так и с помощью правил сравнения. В первом случае: больше то число, которое лежит справа. Во втором случае: а) положительное > отрицательного; б) положительное > 0; в) отрицательное 0; г) из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше. @ Вопрос символической записи этих правил не решаются однозначно и способ его решение зависит от подготовки учащихся.
IV. Усвоение умений @ Так много времени на этом уроке потрачено на объяснение нового материала, времени на различные по содержанию и уровню упражнения не хватит. Поэтому главная цель - хорошо отработать применение правил сравнения рациональных чисел на стандартных упражнениях. Устные упражнения 1. Прочитайте неравенства. Являются ли они правильными? а) 0 3; б) 0 > -5; в) -7 0; г) -3 > 2; д) -7 1; е) -2 -5; ж) -5 -3. 2. Известно, что а b с. Какой из рисунков соответствует этому условию? Письменные упражнения 1. Поставьте вместо * знак «>» или «», чтобы образовалась правильная неравенство: а) 8,9 * 9,2; б) -240 * 3,2; в) 4,5 * -800; г) -5,5 * -7,2; д) -96,9 * -90,3; есть) -100 * 0; ж) -1000 * 0; с) к) 2. Расположите в порядке возрастания следующие числа: 1) -4; 3; -2; 1; 0; -1; 2; -3; 4; 2) -5,4; 4,3; -3,2; 2,1; -1,2; 2,3; -3,4. 3. Какое из чисел -5; -1 4. Заполните таблицу. Для этого в каждую ячейку впишите число, которое удовлетворяет оба условия:
5. Известно, что х и у - положительные числа, а т и п - отрицательные. Сравните: Дополнительно. Упражнения на повторение 6. Какие числа имеют модуль, равный 2; 1,7; 5 7. Определите координаты точек В, С и Д если A(т) (см. рис). 8. Найдите неизвестный член пропорции: а) 3,5 : x = 0,8 : 2,4; б) 6,8 : 2,5 = х : 1,5.
V. Итог урока Вопрос к классу 1. Какое число больше: · положительное или отрицательное; · положительное или 0; · отрицательное или 0; · а или b, если а и b - отрицательные и |а| > |b|? 2. Известно, что а 0; b > 0; c > b. Назовите числа в порядке их расположения на координатной прямой слева направо.
VI. Домашнее задание 1. Поставьте вместо * знак «>» или «» так, чтобы образовалась правильная неравенство: а) -3542 * -2763; б) -65,43 * -65,39; в) - 2. Расположите числа 2,8; 0,5; 0; -1; -1,1; 0,1 и -1,6: 3. Вычислите 4. Найдите неизвестный член пропорции
|
|