Урок № 67
Тема. Применение модуля числа. Расстояние между точками на координатной прямой
Цель: углубить знания учащихся о свойствах модуля рационального числа и отработать навыки применения определения и свойств модуля для решения уравнений и неравенств.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Математический диктант
Вариант 1 [2]
1. Запишите равенство: модуль числа -5 равна 5. [Модуль числа 7 равен 7.] Правильная ли это равенство?
2. Чему равен модуль числа ?
3. Чему равен модуль числа 0 [9]?
4. Чему равен модуль числа -3 [0] ?
5. Модуль числа х [у] равна 4,1 [8,2]. Чему равен модуль числа, противоположного к х [у]?
6. Решите уравнение | х | = 3 [| y | = 4].
II. Актуализация опорных знаний
Беседа. Вопрос к классу
- Что называют модулем числа?
- Как обозначают модуль?
- Чему равен модуль положительного числа? нуля?
- Чему равен модуль отрицательного числа?
- Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
- Правда ли, что если модули двух чисел равны, то эти числа либо равны, либо противоположны?
Точка А принадлежит отрезку MN. Выразите:
a) MN через МА и AN; б) МА через MN и AN;
в) AN через MN и AM.
III. Углубление знаний
1. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
@ Мы знаем, что такое модуль числа, как найти модуль различных рациональных чисел и как решить уравнения вида | х | = а, а - неотрицательное число. Возникает вопрос, а есть задачи, где можно применить понятие модуля?
2. Расстояние между двумя точками на координатной прямой
а)
Пусть дано А(а) и B(b) и пусть b > положительные; тогда АВ = ОВ - ОА = b - а = |b| - |а|.
Например, если A(5,3); В,то АВ = 7- 5,3 = 7,25 - 5,30 = 1,95 (ед. отр.)
б)
Пусть дано А(а) и B(b), причем а - отрицательное, b - положительное. Тогда AB = AO + OB = |a| + |b|.
Например, если А (-5,3), В , то АВ = |-5,3| + = 5,3 + 7,25 = 12,25 (ед. отр.)
в)
Пусть дано А(а) и B(b), причем а и b - отрицательные, тогда если а ближе к О (|a| |b|), то AB = |a| - |b|.
Если же а дальше от 0, чем b, то AB = |b| - |а|.
Например, A(-5,3), В, поскольку тогда |-5,3| , то АВ= - |-5,3| = 7 - 5,3 = 1,95 (ед. отр.).
3. Решение неравенств с модулем
Мы знаем, что |х| = а, если а - положительное, имеет два решения: а и-а.
Как решить неравенство |х| а, а - положительное. Понятно, что по определению модуля это неравенство удовлетворяют все числа, расстояние от которых до точки О(0) меньше а. Можно догадаться, что таких чисел (близких к 0, чем к а множество, и все они лежат между точками с координатами а и-а (см. рис.)).
то есть-а х а.
Например. Решите неравенство |x| 3.
-3 х 3.
4. Вывод
Определение и свойства модуля мы используем для:
а) нахождение модуля числа;
б) решение уравнений |х| = а;
в) решения неравенства |x| a;
г) нахождения расстояния между двумя точками на координатной прямой.
IV. Отработка навыков
Письменные упражнения
1. Сколько существует целых чисел, которые удовлетворяют неравенство |х| 5? Обозначьте их на координатной прямой.
2. Отметьте на координатной прямой множество всех значений х, которые удовлетворяют неравенство | x | 0,5.
3. Сколько существует натуральных чисел, которые удовлетворяют неравенство |х| 12? Сколько целых отрицательных чисел? Сколько целых чисел?
4. Найдите расстояние между точками А и В на координатной прямой, если:
а) A(3,4) и B; б) А(-0,14) и В(-5,03); в) A i В.
5. Из двух чисел выберите то, у которого модуль больше:
а) -5,87 и -7,82; б) 2,75 и 0; в) -700,1 и 0,24; г) -2 и 3; д) - да ; есть) - и -.
6. Где на координатной прямой может лежать точка, которая соответствует х, если а) |х| = 3; б) |х| 3; в) |х| > 3?
Дополнительно (на повторение)
7. Среди чисел -(-7); -3; ; -7; 3; -; -; выпишите пары: а) противоположных чисел; б) обратных чисел.
8. Нина потратила в магазине 4,8 грн. Сколько денег потратила Оля, если известно, что Нина потратила:
а) на 0,3 грн больше за Олю;
б) на 0,5 грн меньше от Оли;
в) в 2 раза больше за Олю;
г) в 1,5 раза меньше от Оли;
д) того, что потратила Оля;
есть) того, что потратила Оля;
ж) 0,2 того, что потратила Оля;
с) 25 % того, что потратила Оля;
к) на 25 % больше того, что потратила Оля;
л) 125 % того, что потратила Оля?
V. Итоги урока
Игровой момент
Тестовые вопросы
На доске записано целое отрицательное число, например-19. Ученики (или 1 ученик-эксперт) должны быстро ответить на вопросы, которые учитель задает в краткой форме:
1) Какое это число?
2) Его модуль?
3) Ему противоположное?
4) Ему обратное?
5) Где расположено на координатной прямой?
6) Расстояние от начала отсчета?
7) Расстояние между ним и ему противоположным?
8) Число, что имеет меньший модуль.
VI. Домашнее задание
1. Из двух чисел выберите то, которое имеет меньший модуль:
а) - 45,1 и 8,31; б) - 45,3 и 57,8; в) 76,9 и -57,1; г) -13,8 и -13,7; д) -2 и 3; е) 2 и -5; ж) - и ; с) и -.
2. Найдите целые значения х, которые удовлетворяют неравенство: a) |x| 6; б) |х| 4,8; в) *8 > |y|.
3. Какое расстояние между точками С(-20,3) и D(-3,75) на координатной прямой?
4. Зная, что а, b, с - положительные числа, а х, у, z - отрицательные числа, допишите равенства: а) |а| = ...; б) |-b| = ...; в) |с| = ...; г) |х| = ...; д) |в| = ..:, е) |-z| = ....
5. Найдите значение выражения .